После года простоя: возобновили работу детские центры

statics/images/arcticles/032021/17032021x16a24cd1.jpg
Большинство детей не забыли, как весело проводили время в различных развлекательных и развивающих центрах, и после отмены карантина с радостью вернулись к занятиям.
Фото Сергея Юрова

С начала марта на Вологодчине возобновили работу детские развлекательные центры, которые в условиях пандемии находились в вынужденном простое практически целый год. Одни из них, предоставлявшие еще и услуги дополнительного образования, были вынуждены перейти на работу в онлайн-режиме, другие - просто закрыться. Однако снова открыть свои двери для детей и их родителей смогли далеко не все. 

Открыться нельзя, не открыться нельзя

Как признается Жанна Арзубова из Великого Устюга, всю свою жизнь она работает с детьми: коррекционным психологом, также в качестве аниматора вела праздники, потом открыла свое ИП, чтобы, по ее словам, «платить налоги за те вещи, которые у меня получаются». В начале прошлого года Жанна получила грант в службе занятости населения в размере порядка 60 тысяч рублей на открытие собственного «центра радости» «Карусель». Она приобрела батуты, лабиринты с горками, полосу препятствий, аэрохоккей и другое необходимое для детского отдыха оборудование. В марте 2020 года подала документы в налоговую. 

И тут начался жесткий карантин. 

- Я оказалась в очень сложной ситуации. С одной стороны, нельзя было не открываться, поскольку я выиграла грант. А с другой, открыться тоже было нельзя,  - рассказывает Жанна Арзубова. 

Поначалу она пробовала проводить онлайн-праздники, но в небольшом Великом Устюге они, что называется, не пошли. Хорошо, что удалось договориться с арендодателями об оплате только тепла. 

А налоги пришлось платить за счет зарплаты мужа.

В период вынужденного простоя она шила костюмы для представлений, писала сценарии. Затем, когда ограничения начали ослабевать, стала проводить на открытом воздухе новогодние представления для небольшого числа зрителей. Сейчас к ним добавились еще и детские праздники, и дни рождения. 

- В Великом Устюге до пандемии было три детских центра, один из них закрылся. В беседах коллеги из других городов признаются, что очень многие центры были вынуждены закрыться, поскольку им было нечем платить за аренду. Часть аниматоров начала проводить квартирники или вовсе ушла в учреждения образования, культуры, кто-то начал работать продавцом, - рассказывает Жанна. 

Впрочем, по ее словам, в будущее она смотрит с оптимизмом. 

И, помимо проведения детских праздников, планирует занятия по подготовке детей к школе, обучение ментальной математике и так далее. 

«Приходили протереть пыль»

- Пандемийные ограничения мы переживали нервозно. Мобильные группы проверяли, закрыты ли центры. Штраф за нарушение - около 300 тысяч рублей. Поэтому мы приходили для того, чтобы только протереть пыли и проветрить помещение. В какое-то время был даже период отчаяния, - рассказывает владелица другого великоустюгского детского развлекательного центра - «Непоседы» - Людмила Капустина. 

Она запустила свой бизнес в новом формате в 2019 году. Центр только начал вставать на ноги. На покупку спортивного оборудования, машинок, качелей и квестов пришлось взять кредит. 

- Банк пошел мне навстречу и провел реструктуризацию кредита - отсрочку по платежам на полгода. Но свои проценты он все равно взял. Среди других мер поддержки я как индивидуальный предприниматель два раза получала субсидию в размере МРОТ. Итого за год - 24 с небольшим тысячи рублей. Хорошо, что я являюсь собственником помещения. Но все равно на налоги, коммунальные и прочие платежи пришлось направить свои сбережения. Детские пособия помогли с коммуналкой, а муж кормил, - вспоминает Людмила Капустина. 

Комментарий

Амет Володарский, 
омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей 
при Президенте РФ: 

- В апреле 2020 года, когда Правительство России утвердило меры поддержки для наиболее пострадавших от пандемии отраслей, не все учреждения сферы образования попали туда. И мы через уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова при поддержке депутатов Госдумы добавили в список учреждения образования, несущие в том числе, и социальную нагрузку. Благодаря этому они получили возможность не выплачивать налоги с фонда оплаты труда во втором квартале, а также льготные субсидии. Принятые меры смягчили тяжелую ситуацию, но кардинально ее не улучшили, поскольку 70-80% расходов частных образовательных учреждений приходится на аренду и зарплату. У большинства из них коммерческая аренда. И далеко не все арендодатели пошли на уступки. Пока мы не можем собрать статистические данные, сколько учреждений образования уже закрылись. Ведь пандемия еще не закончилась. В ряде регионов детским центрам разрешили работать только с начала марта, в других - только в середине. По Москве, Санкт-Петербургу, другим городам-миллионникам мы видим, что идет серьезное сокращение количества детских образовательных организаций. По предварительным оценкам, в целом по стране от 30 до 40% частных детских учреждений различной направленности- образовательных, культурных, негосударственных детских садов - в нынешнем году могут не открыться.

Еще одним ударом для детского центра стало сокращение турпотока в Великий Устюг. Сейчас центр работает с 50-процентной заполняемостью. 

- Дети давно к нам просились. Мы принимаем на дни рождения группы до 20 человек. Это соответствует нормам, которые предъявляет Роспотребнадзор. Конечно, мы тоже хотим развиваться, у нас есть планы на новое оборудование. 

К тому же в местной администрации нас готовы проконсультировать, на какие меры поддержки мы можем рассчитывать. Но пандемия привела к тому, что база аниматоров, с которыми мы раньше работали, сильно поредела,  - говорит Людмила Капустина. 

Истории других детских развлекательных центров тоже очень схожи: почти год вынужденного простоя, минимальная поддержка, а все платежи - за счет сбережений или зарплаты супруга. И хорошо, если удалось договориться о снижении арендных ставок.

- Мы арендуем муниципальное помещение, поэтому нам пошли навстречу. Наш центр не работал с середины марта прошлого года, и налогов за 2020 год я заплатила больше, чем заработала за два с половиной месяца до карантина. Сейчас нам приходится заново нарабатывать клиентскую базу. Во-первых, люди столько просидели дома и еще не знают, что мы открылись. Во-вторых, пандемия ударила по доходам населения. Если раньше дни рождения у нас проводились каждые выходные, то в первую неделю, после того как нам разрешили работать, людей у нас немного, - сетует руководитель детского развлекательного центра «Тигруша» из Вологды Светлана Смирнова. 

Почти год в областной столице был законсервирован и интерактивный музей «Поляна сказок». 

- С началом карантина наш персонал был вынужден встать на учет в Центре занятости населения. Кто-то получал пособие по безработице, а аниматоры, в основном мужчины, были вынуждены искать себе новую работу. Но клиентов мы не теряли. Телефон администратора всегда был на связи. Всего сильнее пандемия ударила по мини-центрам, игровым комнатам, часть из которых закрылась или сменила адрес. Нам удалось сохранить примерно 60 - 70% персонала. Впереди - выпускные. К тому же турфирмы также начали привозить к нам гостей, - пояснили нам в «Поляне сказок». 

Спас онлайн-режим

Четыре года назад у вологжанки Натальи Фоломиной исполнилась ее давняя мечта: она открыла свой детский центр «Микс». Но даже такому, казалось бы, устоявшемуся бизнесу в пандемию пришлось очень сложно. Один из арендодателей попросил освободить помещение. Из-за несоответствия в ОКВЭД «Микс» не смог воспользоваться и программой льготного кредитования, которую запустило государство для поддержки предпринимателей. 

- Единственным источником доходов для нас стало онлайн-обучение. Мы проводили занятия по подготовке к школе и ВПР, изобразительному искусству, шахматам, английскому языку и так далее. Все, что могли охватить, мы перевели в онлайн-режим. Летом начали проводить онлайн-лагерь. Для небольших групп по пять человек наши педагоги проводили различные занятия, игровые и танцевальные программы, творческие мастер-классы и даже конкурсы талантов. Все это позволило нам сохранить костяк коллектива, - рассказывает Наталья Фоломина. 

Кроме того, по ее словам, жесткие условия пандемии заставили детский центр по-другому посмотреть на свои расходы, а также пересмотреть основные направления работы, выбрать приоритеты, которые сегодня наиболее востребованы детьми и их родителями. 

Для центра развития интеллекта «Пифагорка» из Череповца переход на онлайн-обучение не смог компенсировать всех издержек, связанных с коронавирусными ограничениями. И это при том, что детские учреждения, имеющие образовательную лицензию, смогли возобновить работу еще с середины августа прошлого года. 

- Мы очень сильно пострадали от пандемии. За последний год число наших учеников сократилось примерно в три раза. Это отразилось и на снижении зарплат педагогов, многие из которых оказались в сложной жизненной ситуации. Помимо этого, если раньше в разных районах города у нас действовало девять офисов, то сейчас осталось только шесть, - так описывает ситуацию директор центра Варвара Чернышева. - В пандемию стали востребованы не занятия по общему развитию, а точечные курсы по математике, иностранному языку и так далее, направленные на восстановление знаний по школьной программе. 
 

Малый бизнес

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: