Получится ли обуздать цены, отвязав их от мировых?
Неоднозначную оценку вызвал принятый депутатами Госдумы в первом чтении законопроект об отвязке внутренних российских цен от тех, что действуют на мировых рынках. С одной стороны, этот шаг выглядит оправданным в условиях санкций: зачем ориентироваться на стоимость товаров в других странах, если они сами установили барьеры в торговых отношениях с Россией? С другой - возникают вопросы, насколько внутренние цены будут по-настоящему объективными и что делать с той продукцией, которую у нас просто не производят.
Фактор стабильности
В последнее время цены в России, как правило, формируются с оглядкой на мировые. Например, когда года три назад после пандемии коронавируса вдруг резко подорожали металлопрокат и продукция деревопереработки, то главным образом производители ссылались как раз на стоимость этих товаров на внешних рынках сбыта.
Но сегодня, когда в результате санкций прежние экономические связи с недружественными странами оказались, по сути, оборванными, есть ли смысл так пристально смотреть на то, сколько стоит там тот или иной товар? Так родилась инициатива, предлагающая отвязать внутренние цены на товары и услуги от их стоимости на мировых торговых рынках. Соответствующий законопроект недавно был принят в первом чтении на пленарном заседании Госдумы.
Авторы законопроекта отметили, что внутренние цены на товары зачастую основываются на показателях зарубежных рынков и не учитывают экономическую ситуацию внутри России. Законопроект дает Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право не учитывать мировые индикаторы при определении монопольно высокой и низкой цены того или иного товара.
- Принятие правовой нормы, по которой предполагается обеспечить независимость внутреннего ценообразования, отвязав цены от показателей биржевых и внебиржевых индикаторов на мировых товарных рынках, - необходимый стабилизирующий фактор для экономического развития России, - цитирует агентство «Прайм» доцента программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурада Белхароева.
По его словам, эта норма узаконит работу руководства страны по сдерживанию в пределах разумного увеличения стоимости товаров и услуг.
Эксперт считает, что сейчас и в ближайшей перспективе обосновывать стоимость товаров и услуг, исходя из колебаний на мировых рынках, неприемлемо. И рост цен на определенную продукцию в мире не должен зеркально отражаться в России.
- Индикаторы мировых товарных рынков приемлемы для стран, которые в обычном режиме осуществляют экспортно-импортные операции. Государства, обложенные всесторонними ограничительными мерами, должны выстраивать комплекс защитных мер, обеспечивающих государственный суверенитет и стабильность на внутреннем товарном рынке, - резюмировал эксперт.
Идею по отвязке внутренних цен на товары от мировых поддержал и известный российский экономист и политик, академик РАН Сергей Глазьев. При этом он отметил, что эту инициативу следует дополнить включением запрета на использование колебаний курса рубля в качестве обоснования для изменения цены.
А как же киви и бананы?
Впрочем, предложение об отвязке российских цен на товары и услуги от мировых вызвало и шквал критики как со стороны депутатов, так и экономистов. Один из спорных моментов: если убрать внешние ориентиры, то на что ориентироваться при определении цены на ту или иную продукцию, если отечественных индикаторов на нее пока нет? Представим, что есть какой-то импортный товар, который пользуется повышенным спросом у потребителей. Что в таком случае помешает продавцу поднять на него цены, которые будут даже выше мировых? В этом случае можно получить обратный эффект, когда вместо удешевления произойдет подорожание продукции. А это в свою очередь может привести к неопределенности, в том числе на рынках топлива, металлов, сельхозкультур, химической продукции, лекарств.
- Если у рынка отнимают возможность ориентироваться на мировые цены, взамен должны быть предложены ориентиры и правила ценообразования. Определение рыночной цены в пределах изолированного рынка выглядит исключительно сложно, - считает эксперт Илья Жарский.
Другой вопрос: а как быть с товарами, которые производятся в нашей стране? Устанавливать на них цены в директивном порядке без учета реальных издержек предприятий? Но такой подход, считает ряд экономистов, может привести к возврату дефицита, очередей и талонной системе.
Комментарий
Михаил Голенков,
руководитель информационно-аналитического центра агентства Metals & Mining Intelligence:
- Формирование новых ценовых индексов для внутреннего и экспортного рынков сбыта само по себе не несет рисков для бизнеса или государства, если оно отражает реальный уровень цен рыночных сделок.
Одна из функций ценовых индикаторов - указание актуального уровня котировок на тот или иной экспортный товар за определенный промежуток времени для расчета уплачиваемых в государственный бюджет экспортных пошлин и акцизов. После 2022 года многие зарубежные аналитические агентства перестали отслеживать данные показатели на российские товары, а отечественные компании стали более закрытыми в части обмена информацией с иностранными партнерами. Это привело к тому, что многие индексы, участвующие в формульном ценообразовании, потеряли точность, а финансовые расчеты между компаниями-экспортерами и государством стали неверными. Потребовалось введение новых котировок и уточнение методологии их определения с учетом изменившихся реалий ведения бизнеса, таких как изменение портов отгрузки, стран-получателей и так далее.
В условиях трансформации рынков необходимо развивать и использовать данные российских ценовых агентств как внутреннего рынка, так и экспорта из РФ.
В свою очередь директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ Высшей школы экономики Георгий Остапкович предполагает, что законопроект может быть направлен на оптимизацию внутреннего ценообразования. Условно, если нефть стоит на мировых биржах порядка 90 долларов за баррель, то на внутреннем рынке мы можем продавать ее по более низкой цене.
- Цена на газ достаточно высокая в мире, но если мы чуть ли не основные производители газа, зачем же мы будем продавать по мировым ценам? Мы не можем продавать ниже биржевых цен, условно говоря, бананы, киви, ананасы потому, что это критический импорт, который мы покупаем по мировым ценам, - отметил Георгий Остапкович.
Найти свои ориентиры
Отвязка внутренних цен от мировых индикаторов может исказить ценообразование. Об этом Минэкономразвития России предупредили в ассоциации «Русская сталь». В ассоциации считают, что введение нерыночных ограничений чревато целым рядом последствий, в том числе экспортные продажи станут выгоднее поставок на внутренний рынок. В результате могут появиться посредники, которые будут покупать металл в России по более низкой стоимости и перепродавать его за границу уже подороже. Плюс ко всему на ряд товаров внутри страны могут быть установлены цены, которые не учитывают баланс спроса и предложения и возможности внутреннего потребителя.
Получается, что для окончательного решения по отвязке цен предстоит проделать еще большую работу. Во-первых, принять свои общепризнанные индикаторы цен, которых пока, в общем-то, нет. Во-вторых, решить, будет ли привязка действовать дифференцированно или одинаково для всех отраслей экономики. И в-третьих, все это не гарантирует того, что цены даже на российские товары обязательно пойдут вниз.
- У нас снижение цен - крайне редкое явление. Но какое-то замедление, какой-то эффект это даст. По крайней мере, не будут ориентироваться на мировые цены и говорить, что мы будем вам продавать хлеб, сделанный из пшеницы по мировым ценам, и если мы занимаем первое место в мире по экспорту пшеницы, - считает Георгий Остапкович.
Комментарии (0)