Николай Тихомиров: «С людьми нужно разговаривать...»

Побывав за время парламентских каникул в рабочих поездках почти в 20 муниципальных районах области, на встречах в различных коллективах Вологды и Череповца, член Совета Федерации РФ Николай Тихомиров отмечает позитивные изменения на местах.

Побывав за время парламентских каникул в рабочих поездках почти в 20 муниципальных районах области, на встречах в различных коллективах Вологды и Череповца, член Совета Федерации РФ Николай Тихомиров отмечает позитивные изменения на местах.
- Николай Васильевич, вы и раньше, занимая пост председателя ЗСО, много и часто ездили по региону. Если сравнивать эти поездки с предыдущими, изменения в области видны?
- Да, видны. Радует, что в основной массе это именно позитивные изменения. И речь идет не только о Вологде и Череповце, где за пять последних лет построены новые микрорайоны благоустроенного жилья, реконструированы дороги и набережные, открыты десятки дополнительных социальных объектов. Изменения к лучшему постепенно происходят и в большинстве райцентров и в отдельных населенных пунктах: в Устюженском районе построен мост через реку Мологу, в кадуйской деревне Андроново обустроили современную детскую площадку, в Великом Устюге возвели ледовый дворец и так далее. Хотя проблем, конечно, еще хватает.
- И какие из них, применительно к нашей области, особенно бросаются в глаза?
- Наверное, как и в целом по России, это образование, здравоохранение, дороги, состояние дел в сельском хозяйстве. Но тут важно понимать, что именно брать за отправную точку сравнений. Если видеть внутриобластные процессы в динамике, можно заметить, что и в проблемных сферах есть свои позитивные тенденции. 
 Недавно я был в Вожегодском районе и сравнивал свои ощущения от аналогичной поездки семилетней давности. Тогда на местную ЦРБ невозможно было смотреть без слез: зайдешь в палаты - и от одного их вида можно заболеть. Теперь вроде и больница та же, а ощущения совсем другие - новое медицинское оборудование появилось, ремонт сделан, да и просто чище стало. Потом поехали в один из сельских поселков - там стоит готовый к заселению многоквартирный дом, построенный по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Зашли в местный ФАП - тоже все чисто, аккуратно, много новой аппаратуры. Так что позитивные изменения есть. Может, для самих жителей они происходят постепенно, и от этого не так заметны. А вот для стороннего наблюдателя они видны. Кстати, люди в районах тоже изменились…
- И в какую сторону?
- Они стали более эрудированными, хорошо представляющими, что происходит не только в их городе или районе, но и в целом в области, в стране, в мире. Благо, что и кабельное телевидение, и Интернет зачастую даже в самой отдаленной глубинке теперь не роскошь, а обыденная вещь. Изменилось и настроение людей. В них появились уверенность, спокойствие и определенный оптимизм в отношении завтрашнего дня. Это особенно важно на фоне беспрецедентного политического и экономического давления на нашу страну со стороны западных «друзей». Но это давление только сплотило нацию. Достигнутая стабилизация и в экономике, и в социальной сфере укрепила у большинства людей веру в то, что и они, и страна справятся с любыми внутренними трудностями.
Во время поездок я встречаюсь с разными людьми - бюджетниками, ветеранами, предпринимателями, молодежью. Самые объективные, наверное, пенсионеры - они и о проблемах своих расскажут, и о том, что хорошего у них в жизни произошло, тоже стараются упомянуть. Ну а самые высокие запросы у молодежи. Хотя в целом, считаю, у нас на Вологодчине живут очень хорошие люди - трудолюбивые, открытые, честные.
- Можно ли на уровне Совета Федерации или Государственной Думы попробовать кардинально решить проблему «вымывания» жителей из деревень?
- Как вы себе это представляете? Снова законодательно запретить селянам уезжать в города, ловить их с милицией и возвращать обратно?! Так это уже было в 50-е и 60-е годы и ни к чему хорошему не привело. Тут нужен другой подход, комплексный. Давать молодым аграриям льготы, выделять больше субсидий на сельское хозяйство, а главное - «подтягивать» уровень жизни на селе до городского. Как-то на встрече с селянами одна женщина выступила с обвинениями, что нынешняя власть развалила село, никто тут жить и работать не хочет. Я спросил: «А вы сами в деревне постоянно живете?» «Нет, - отвечает, - к родне на лето приехала». «А дети ваши на земле работать остались?» Смутилась, но честно говорит, что тоже после школы в Москву и Питер уехали.
Стали уже спокойно разбираться, кто же и когда «развалил» село. Вместе пришли к выводу, что эта проблема началась не 10-15 лет назад, а намного раньше. Войны, коллективизация, репрессии… Все это не следует сбрасывать со счетов. Я человек еще советской системы и на личном опыте знаю, что в Советском Союзе было много хорошего. Но и о черных страницах в нашей истории, породивших множество современных проблем, мы забывать не вправе.
И не все в сельском хозяйстве так уж негативно. Там, где комплексные меры в аграрной политике наслаиваются на инициативность самих жителей и руководителей хозяйств, есть и по-настоящему хорошие результаты. Вспоминаю свою поездку в грязовецкую деревню Вараксино. Вроде бы настоящая глушь - от райцентра 30 километров, кругом леса, но там строят современную ферму, недавно сдали для своих работников многоквартирный благоустроенный дом, сейчас строят еще один. Не только сохранили, но и развивают «социалку», для многочисленных молодых семей обустроили детскую площадку. На работу в это хозяйство теперь по конкурсу принимают - люди даже из Ярославской области жить и трудиться едут. И этот пример, к счастью, не единичный.
- Раз речь зашла о Совете Федерации, не могу не спросить - как там оценивают Вологодскую область?
- Более чем позитивно. И не только в Совете Федерации, но и в других федеральных структурах. В первую очередь из-за конструктивного подхода. Мне не раз приходилось вместе с губернатором Олегом Кувшинниковым и руководителями областных департаментов бывать в кабинетах министерств и ведомств, пытаясь заручиться поддержкой региональных инициатив. А там прямо с порога задают вопрос - а что вы сами в области сделали для решения той или иной проблемы? И губернатор всегда по пунктам четко отвечает: что уже сделано и что можно сделать в перспективе. И эта тактика себя полностью оправдывает. За прошлый год, к примеру, общий размер привлеченных в область федеральных инвестиций и средств составил около 20 миллиардов! Не могу не отметить и конструктивную позицию депутатов нынешнего состава ЗСО, где большинство мест принадлежит фракции «Единая Россия». Именно эта фракция стала катализатором многих позитивных изменений в регионе, помогая 
обеспечивать социальную, политическую и экономическую стабильность в области. Так как там, где исполнительная и законодательная власти не «воюют», а действуют, как у нас, сообща, и удается достичь наиболее положительных результатов.
- Но ведь проблем у нас еще много?
- А когда и в какой стране их было мало?! Главное, что они решаются. Пусть не всегда быстро, как хотелось бы, но решаются. А вообще, очень многое зависит сейчас не только от региональных, но от районных и поселенческих властей. Из своих поездок я сделал простой вывод: если бы каждый чиновник, независимо от занимаемой им должности, уделял больше времени не кабинетной работе, а конкретным людям, чаще, что называется, ходил в народ, половины имеющихся сейчас на местах проблем просто бы не было. Людей не надо бояться, с людьми нужно разговаривать!

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: