«Мы не знаем, каким был отец, даже фотографии не осталось»

statics/images/arcticles/022022/16022022x1d7611a3.jpg
Несмотря на трудное и голодное время большинство детей войны смогли выучиться, выбиться в люди.
Фото с сайта победа.рф

Живые дети войны не забыли о том, что пережили. Может, теперешнее молодое поколение, пребывающее в мире, любви и достатке, прочитав о наших трудностях, сделает для себя кое-какие выводы и станет еще лучше, оберегая мир во всем мире. Я очень на это надеюсь!

Начало боевых действий мы с мамой Лидией Дмитриевной и папой Иваном Кирилловичем, который был военнослужащим, встретили в Пскове. Мне было два года, а сестренке Тамаре - три месяца. Город сразу стали сильно бомбить, и мама с нами укрылась в бомбоубежище. Вернувшись обратно, когда все стихло, нашего дома она не нашла, на его месте была груда кирпичей. Даже документы все пропали.

Началась срочная эвакуация. Маме предложили Свердловск, но она вывезла нас в деревню Морозово Верховажского района, на родину своих родителей. Видимо, такая договоренность у них была с отцом, когда он уходил на фронт.

В Морозове нас ждал пустой и заброшенный дом - одни стены, крыша да печка. Родственников не было. Два маминых брата воевали, а их семьи жили где-то в городах. Но нам, чем могли, помогали жители деревни (нынче она называется Фоминская). Многих из них уже давно нет в живых, но я всех очень хорошо помню и не устаю говорить «спасибо». Мама работала в местном колхозе и много времени тратила на то, чтобы выправить документы: паспорт, наши свидетельства о рождении, копию диплома - она по специальности была учитель. Во время ее отсутствия нас опекали деревенские бабушки-старушки.

Выправив диплом, мама стала работать в школе. Она была активная общественница: политагитатор, пропагандист, депутат, парторг. 

Более десяти лет была председателем сельсовета, но это потом.

А пока мы еще маленькие. 

Но дети, находясь в крайней нужде, растут самостоятельными, как цветы в поле, и взрослеют очень быстро. 

Мама осталась вдовой в 27 лет. Отец, будучи капитаном и политруком, погиб 24 декабря 1941 года. Мы не знаем, каким он был, даже фотографии не сохранилось.

 

Работали с 10-11 лет в колхозе. После учебы возили навоз, силос, сено, снопы, рвали руками лен, да еще и соревновались, кто больше сделает. На дальнем сенокосе, помню, кормили нас гороховым супом, и вкуснота это была необыкновенная!

Катастрофически не хватало еды, а порой и дров, вода за ночь замерзала в ведрах. От голода ели лебеду, подорожник, крапиву, колобки из мерзлой гнилой картошки с колхозного поля вперемешку с корой березы (сейчас дай попробовать, так и есть бы никто не стал). Маме давали хлеба 400 граммов, нам карточек на хлеб почему-то не было, пенсию за отца мы стали получать только после войны, даже не знаю, и сколько. Так и росли.

В школе я училась хорошо. Домашнее задание в темное время года делали при лучине, а рядом с нами мама - с планами для уроков. Семилетку закончила в Морозове, а продолжила обучение в Верховажской средней школе. Жили на квартире, на выходные бегали домой за 30 километров. Затем были медицинские училища - я получила фельдшерское образование с красным дипломом в Череповце, сестра - в Вологде. После окончания Тамара работала в ФАПе деревни Вакомино Верховажского района, а с 1965 года она живет в Костроме, где до пенсии трудилась в областной больнице. Я же отработала фельдшером в Чушевицкой участковой больнице Верховажского района с 1960 по 2008 год и так же, как сестра, являюсь федеральным ветераном труда и имею статус «Дитя войны». О себе думать было некогда - семья, работа, общественные нагрузки, а здоровье - это потом, все лечение бегом да на ходу, и в результате нахожусь на инвалидности. 

Живем с сестрой одни, мужья умерли. Богаты детьми, внуками, правнуками, ну и болезнями. Горды тем, что остались верны выбранной профессии. Нынче фельдшеров на ФАПах не хватает, многие наши коллеги работают медсестрами. Конечно же, так легче - отработал смену, и домой на покой. А сельский фельдшер должен стоять на посту круглые сутки - и в снег, и в зной, и в дождик проливной. 

Люди стали больше думать о себе в отличие от нашего поколения. Очень много внимания уделяется детям, которые окружены вниманием в семье и школе, в целом у государства. И это правильно - стране необходимо здоровое поколение.

Задумайтесь о своем будущем! Человек сам образует себя. Заниматься самообразованием, любить людей, помогать тому, кто нуждается, - этому необходимо учиться всю жизнь. Наши с сестрой дети и старшие внуки получили хорошее образование, среди них есть учителя, инженеры, врачи и один архитектор. 

Уверена, что нужно с благодарностью вспоминать тех, кто не вернулся с войны, и говорить им спасибо за нынешнюю хорошую жизнь. 

Анэлоида ПЕТУХОВА (РОГОЗИНА), село Чушевицы
 

Память

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: