Куклы живут в каждом доме
Народные куклы сегодня - это не только детские игрушки, но и предметы собирательства, домашние обереги, а иногда и настоящие произведения искусства. Поэтому в Год культурного наследия народов России мы решили рассказать о продолжающих жить новой жизнью традиционных вологодских куклах, отправившись в виртуальное путешествие по разным городам и районам нашей области.
О пользе голяков
Бабаевский район - место переплетения сразу нескольких культур, в том числе и вепсской. Процесс создания белозерских игровых кукол, в основе которых - каркас из березовых прутиков, возродили в местном этнокультурном центре.
- Березовые веточки - гибкие и податливые, к тому же в деревенских банях всегда оставались веники-голяки, которые и шли в дело, - объясняет выбор кукольного материала нашими предками рукодельница Виктория Базарова. - Каркас такой куклы создается из увязанных в пучки прутиков, из них же - тонких и гибких - делается головушка, которая крепится к туловищу нитью. Каркас обвязывается куделью. Потом готовую заготовку одевают в платье или сарафан.
Бабаевские куклы «на прутиках» - действительно игровые. Руки и ноги у них подвижные, да и переодевать их удобно. Когда-то на таких куклах маленькие крестьянские девочки учились ухаживать за своими будущими детьми. В особом почете - куклы-невесты в атласном сарафане, вепсском свадебном пиджаке и шапочке-борушке. Также из березовых веточек можно делать основу для игрушечных конных повозок и прочих игровых предметов.
Уши преткновения
Череповец и Череповецкий уезд долгое время территориально относились к Новгородской губернии, и в старом кукольном царстве тут правили бал обереговые столбушки, и поныне популярные у наших областных соседей: на столб-подставку плотно наматываются лоскуты ткани.
Теперь же с подачи одной из местных газет своеобразным игровым брендом города на Шексне стала Череповечка - внешне напоминающая озорную овечку с повадками девушки-модницы.
У Череповечки создана своя группа в соцсети «ВКонтакте», где без малого 14 тысяч участников, с оглядкой на этого персонажа теперь работают и многие мастера-кукольники.
В приоритете - вязаные куклы. Это далеко не всегда овечки, могут быть и люди, и сказочные персонажи, но в основе этих фигурок - шерстяные нити с акрилом. Одной из тех, кто работает в данном направлении, является Ольга Блинова. Она говорит, что на авторскую куклу в среднем уходит два вечера: первый - на само вязание, и второй - на правильную сборку (сшивание) кукольных фрагментов с выделкой деталей лица.
Лен - достаток в дом!
Интересно, что многие возрожденные вологодские куклы продолжают постепенно эволюционировать. Характерный тому пример - «Белозерская сударыня», созданная на основе натурального льноволокна и деревянного столбика-подставки.
- Рост стандартной «Белозерской сударыни» - 19 сантиметров, но порой мы делаем кукол и в человеческий рост для различных ярмарок, а иногда совсем маленьких, карманных, - рассказывает мастер народных художественных промыслов Белозерского ЦРТ Светлана Колпакова. - Считается, что кукла без лица - это оберег. Ведь не зря говорят: лен - богатство в дом. Но мне больше нравятся сувенирные, с нарисованным личиком.
Разнообразен теперь и «реквизит» кукольных красавиц с берегов Белого озера. Если раньше у них были разве что наряды да льняные косы, то теперь появились сударыни-крестьянки с граблями и прочим сельхозинвентарем, или наоборот, светские дамы. Есть теперь и свадебная сударыня - с деревянным расписным караваем, а также пасхальная - с куличом.
Кирилловские гречанки
Льняные куклы были когда-то широко распространены и на землях современного Верховажского района, а вот в Кириллове, Сямже и Харовске и поныне можно встретить мотанок либо их схожую разновидность - гречанок.
В тему
Отрадно, что новый всплеск интереса к традиционным куклам стал приносить Вологодчине полезную практическую отдачу. В том же Бабаевском этнокультурном центре активно развивается кукольный театр, где ставят спектакли на основе русских народных сказок, а в Тороповском поселении путешественников теперь привлекают туристским брендом «Страна народной куклы».
Кукольное ремесло дает заказы и дополнительный заработок сотням мастеров из разных уголков Вологодчины, с удовольствием участвующих в многочисленных ярмарках-выставках. Ну а сами муниципалитеты имеют возможность пополнять свои бюджеты пусть небольшими, но стабильными налоговыми поступлениями.
В основе тех и других - тряпичные лоскуты, тщательно намотанные на внутреннюю основу и скрепленные сверху нитками. Играть такими куклами не особо удобно, но зато они не требуют больших трудозатрат. Исключение составляют, конечно же, сувенирные или подарочные мотанки: когда-то их украшали стеклянными стразами из битых бутылок и кусочками крашеной кожи, теперь же крепят на грудь яркие самодельные броши.
Что касается гречанок - это те же мотанки, но только с более рельефной головой, заполненной для придания формы гречкой, пшеном или какой-то другой крупой.
О перевертышах
Там же, в Кириллове, мы встретили и куклу-перевертыша. Впрочем, они же, как выяснилось, распространены теперь и в Тотемском, Бабаевском, Шекснинском, Кичменгско-Городецком и других районах. Классический старинный перевертыш изготовлялся на основе деревянного веретена, служившего заодно и поворотным рычагом для двустороннего внешнего кукольного наряда. Одним поворотом руки барышня превращалась в крестьянку, лягушка - в царевну, луна - в солнце и так далее.
А вот в Вологде среди всевозможных кукол отдельно следует выделить целую армию тряпичных Марусь. Причем именно армию. Эта кукла является талисманом одного из благотворительных фондов и изготовляется целыми партиями по 30 - 50 экземпляров.
- Шьем Марусю из белого плотного шелка, затем красим составом из растворимого кофе, воды и клея ПВА, - рассказывает мастер Ирина Мухина. - Тело куклы набивается мягким синтепоном. Из-за клея после сушки (в духовке) кукла получается жесткой, более удобной в обращении. Самый длительный этап - ручное пришивание прически, каждая обычно состоит из трех десятков волосков.
Комментарии (0)