Кожа не выдержала химчистки
1494
Перед началом осеннего сезона череповчанин Михаил Ермаков решил сдать кожаную куртку в химчистку, которая широко рекламировала спектр своих услуг. Хозяйка приемной убедила клиента не только почистить куртку, но и покрасить ее - изделие за лето немного выгорело.
Забирая вещь, Михаил не смог ее нормально осмотреть, очень торопился, к тому же в здании химчистки шел ремонт и освещение было очень тусклым. Однако дефект в виде стянутой подкладки он все же разглядел, о чем тут же заявил приемщице. Предупредил ее, что если обнаружится еще какой-то брак, он вернется. И как в воду глядел. Вскоре он заметил, что у одной из петлиц надорван край, отклеились некоторые детали куртки. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стал скандал, который устроила соседка в маршрутке, обнаружив, что краска с куртки Михаила осталась на рукаве ее нового белого плаща. Он снова посетил химчистку, только уже с претензией, в которой подробно перечислил недостатки проведенной работы и потребовал возместить ему стоимость испорченной вещи, а также расходы на ее чистку и покраску.
Дальше история развивалась по давно известному сценарию: руководство химчистки проигнорировало претензию Михаила, и ему ничего не оставалось делать, как подать исковое заявление в суд. Встретившись в суде, истец и ответчик стали излагать мировому судье свое видение возникшего конфликта. Истец подтвердил заявленные ранее претензии, потребовав, правда, возместить цену куртки не на момент покупки, а на момент вынесения судебного решения. Ответчик же настаивал на ремонте вещи, мотивируя это тем, что потребитель заявил об обнаруженных недостатках не сразу после приемки, а спустя некоторое время. И нарушил тем самым положения Закона «О защите прав потребителя» и Гражданского кодекса РФ. Они устанавливают: если потребитель сразу не заявил о явных недостатках работы, он лишается права ссылаться на них в последующем.
Выслушав доводы сторон и изучив результаты представленной Михаилом экспертизы, суд решил удовлетворить требования потребителя лишь частично. Дело в том, что, сдавая вещь в химчистку, Михаил подписал договор. Один из пунктов этого документа предупреждал, что исполнитель освобождается от ответственности за повреждение принятой вещи, если потребитель был предупрежден об особых свойствах вещи, которые могут повлечь ее повреждение. Эта норма полностью соответствует ст. 35 Закона «О защите прав потребителей» и, по мнению мирового судьи, является основанием для освобождения химчистки от ответственности за повреждение вещи. В отношении же покраски судья принял сторону истца, так как в представленном заключении экспертов говорилось о нарушениях требований ГОСТов, которые регламентируют процесс и качество покраски.
В итоге судья вынес решение, обязавшее химчистку выплатить Ермакову двукратную стоимость испорченной куртки с учетом 65% ее износа (9 260 рублей), а также расходы на проведение товароведческой экспертизы (2 633 рублей), и расходы по ее покраске (1 400 рублей). Общая сумма, которую химчистка возместила клиенту, составила 13 293 рубля.
Для справки
При приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие).
Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия - по согласованию с потребителем.
При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали.
При получении изделия из химической чистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.
П. 18 Правил бытового обслуживания населения в РФ.
Совет эксперта
Химия и жизнь
К сожалению, не все вещи можно постирать в стиральной машине или вручную: например, пиджак, шубу, дубленку или ковер. Для того, чтобы избавить их от пятен, грязи или просто освежить, мы вынуждены прибегать к услугам химчистки. Есть целый ряд тонкостей, которые необходимо знать, чтобы получить изделие из химчистки чистым, в целости и сохранности.
Глаз да глаз!
Прежде чем обратиться в химчистку, нужно внимательно осмотреть сдаваемую вещь. На ней должен быть ярлык с символами по уходу за изделием. Объект наших поисков - значок, разрешающий химическую чистку, а также говорящий, какую именно чистку позволительно применять (сухую или влажную) и какой препарат можно или нельзя использовать (например, «кроме трихлорэтилена»). Если такой ярлык отсутствует, способ обработки необходимо согласовать с приемщицей или технологом. Причем это нужно сделать не устно, а обязательно зафиксировать письменно. То есть ваше согласие на тот или иной вид чистки должно быть отражено в приемной квитанции (она же - договор на оказание услуг по химчистке).
При отсутствии символов ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «без гарантий», «возможен срыв красителя», «возможны повреждения», «за результат чистки ответственности не несем» и другие подобные фразы. Если вещь будет испорчена, при наличии таких записей в квитанции химчистка действительно не несет никакой ответственности, и доказать вину учреждения будет крайне сложно. Ведь клиент был предупрежден о возможных последствиях.
Далее необходимо определиться с фурнитурой (пуговицы, стразы и т.п.). Вообще-то работники химчистки обязаны отпороть то, что может быть повреждено в процессе обработки изделия. Пришить все обратно на свои места - тоже задача сотрудников.
В случае неудачи
Если, забирая вещь, вы увидели, что она повреждена, не уносите ее домой, иначе будет сложно доказать, что виновата химчистка. Сразу же потребуйте от сотрудников предприятия, чтобы они сделали отметку на квитанции о повреждении вещи, а потом сформулируйте свои претензии в письменном виде. Таким же образом следует действовать и при нареканиях на качество: к примеру, если осталось пятно. Кстати, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность химчистки за порчу вещи в размере двукратной стоимости этой вещи, но при условии, что представитель химчистки в трехдневный срок с момента получения вашей претензии не заменит ее однородной вещью аналогичного качества. Клиент также вправе подать иск в суд и потребовать возмещения всех убытков, которые были причинены некачественно оказанной услугой. Помимо этого он вправе потребовать компенсации морального вреда.
Комментарии (0)