Каким быть областному закону о промышленной политике?
863
До конца нынешнего года в Вологодской области будет принят закон о промышленной политике. Об этом заместитель губернатора Алексей Кожевников заявил на недавнем «круглом столе» «Страна живет, когда работают заводы», организованном региональным отделением Общероссийского народного фронта. Несмотря на то, что законопроект еще не представлен широкой общественности, вокруг будущего документа сейчас развернулась острая полемика. Так, Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области уже предложил вынести его на обсуждение всех заинтересованных сторон.
Разговоры о необходимости принятия регионального закона о промышленной политике идут все последние 15 лет. За это время, по словам исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области Александра Быкова, были разработаны и представлены на рассмотрение исполнительной и законодательной ветвей власти не менее пяти законопроектов. Но сам документ на региональном уровне так и не увидел свет. Что касается Федерального закона «О промышленной политике», то он был принят Госдумой, подписан Президентом в декабре 2014 года и вступает в силу уже через считанные дни - 30 июня.
- Неужели нам надо было дожидаться вступления в ВТО, чтобы понять, что для осуществления промышленной политики недостаточно только рыночных механизмов для регулирования экономики, а требуются еще и государственные инструменты? Неужели нам нужно было дожидаться санкций, чтобы был принят этот закон? - недоумевает Александр Быков.
- Мы не могли принять закон о промышленной политике в области без соответствующего федерального закона, поэтому дожидались подписания федерального документа. До конца года закон о промышленной политике будет принят в Вологодской области, - поясняет Алексей Кожевников.
По его словам, сейчас промышленная политика региона - это симбиоз четырех направлений: нормативная база по поддержке бизнеса, сама промышленность (отраслевые объединения, программы развития и так далее), инновации (создание так называемого инновационного конвейера от рождения идеи до воплощения ее в жизнь) и кадровая политика.
Все эти моменты нашли отражение в региональной госпрограмме по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности.
- Основа государственной поддержки и регулирования производственного сегмента должна заключаться в активных мероприятиях, которые способны улучшать финансовую модель того или иного предприятия: субсидировать процентные ставки, предоставлять льготное кредитование и так далее. Мы готовы оказывать помощь в реструктуризации кредитов, в участии бизнеса в госзаказах - во всем том, что напрямую влияет на себестоимость продукции, - заявил Алексей Кожевников.
Он отмечает, что действующая в области программа учитывает поддержку как крупных, так и малых и средних предприятий (объем финансирования предпринимателей в нынешнем году планируется довести до 1 миллиарда рублей), кластерный подход в развитии экономики, преференции приоритетным инвестиционным проектам, модернизацию профессионального образования (положительные примеры взаимодействия отдельных колледжей Череповца и Кадуя с крупными промышленными предприятиями - «Северсталью», «ФосАгро», Череповецкой ГРЭС уже есть).
В то же время, как считает заместитель губернатора, в целом пространственное планирование промышленности в стране фактически отсутствует.
- Когда мы начали решать вопросы привлечения инвестиций и строительства целлюлозного комбината, то получили конкурента в лице Ленинградской области, хотя там нет достаточных объемов сырья для загрузки этого предприятия. Тем не менее оба региона долго соревновались за то, чтобы разместить у себя этот промышленный объект, - привел пример Алексей Кожевников.
Несмотря на то, что окончательного варианта областного законопроекта о промышленной политике еще нет, то, как ведется над ним работа в недрах органов власти, не во всем устраивает бизнес-сообщество.
- Из предложенного нами варианта, в частности, исключен общественно- государственный совет по промышленной политике, который и выполнял бы функции контроля, и обобщал практики выполнения закона на территории области. Необходимо более четко прописать создание того же регионального фонда поддержки промышленности. Даже своим названием закон в нынешней редакции - «О реализации промышленной политики», - скорее, напоминает план. А нам нужны инструменты и правовая поддержка развитию промышленности региона, - считает Александр Быков.
- Необходимо выстраивать промышленную политику не только на региональном уровне, но и через призму муниципалитетов. Поскольку у местных властей также есть инструменты поддержки бизнеса, они должны понимать, какие отрасли можно развивать в их районах и каких инвесторов приглашать, - уверена президент Вологодской торгово-промышленной палаты Галина Телегина.
Чтобы учесть все предложения и замечания, представители бизнеса предложили как можно скорее запустить новый законопроект в процедуру оценки регулирующего воздействия. Это позволит привлечь к его обсуждению как можно больше общественных объединений, а также рассмотреть законопроект и на уровне муниципальных образований.
Наша справкаПринятие ФЗ «О промышленной политике» обусловлено необходимостью оперативной корректировки механизма функционирования российской экономики в рамках ВТО и выбором курса на импортозамещение в условиях международных экономических санкций. Закон предусматривает, в частности, налоговые льготы для инвесторов в некоторых отраслях промышленности, без которых невозможна модернизация основных производственных фондов. Документ предполагает создание Фонда развития промышленности, благодаря чему ставки по кредитам для промышленных предприятий в России должны быть снижены до европейского уровня. Кроме того, он предусматривает специальные десятилетние контракты для инвесторов, защищающие от возможного ухудшения налогового климата. После принятия закона средняя эффективная ставка по кредиту для предприятий обрабатывающей промышленности должна быть не выше 4,5-5% годовых.
Наша справкаПринятие ФЗ «О промышленной политике» обусловлено необходимостью оперативной корректировки механизма функционирования российской экономики в рамках ВТО и выбором курса на импортозамещение в условиях международных экономических санкций. Закон предусматривает, в частности, налоговые льготы для инвесторов в некоторых отраслях промышленности, без которых невозможна модернизация основных производственных фондов. Документ предполагает создание Фонда развития промышленности, благодаря чему ставки по кредитам для промышленных предприятий в России должны быть снижены до европейского уровня. Кроме того, он предусматривает специальные десятилетние контракты для инвесторов, защищающие от возможного ухудшения налогового климата. После принятия закона средняя эффективная ставка по кредиту для предприятий обрабатывающей промышленности должна быть не выше 4,5-5% годовых.
Комментарии (0)