«Изделие № 100» помогло построить теплоход-катамаран
«Изделие № 100» - под таким засекреченным грифом в годы Великой Отечественной войны на Великоустюгском судостроительно-судоремонтном заводе массово выпускались мины к 82-миллиметровым минометам, сыгравшим большую роль в разгроме гитлеровских войск.
Великоустюгский ССЗ был в те годы самым крупным предприятием на востоке Вологодчины, в его цехах трудилось больше 1000 специалистов. Многие из них уже летом 1941-го по повесткам или добровольно ушли в действующую армию. Их места за станками заняли женщины и подростки из ремесленных училищ, поэтому предприятие не останавливалось ни на минуту.
Уже на четвертый день войны на завод поступил приказ о переводе прежде мирного производства на нужды «оборонки». Помимо профильного направления - строительства 500-тонных грузовых барж (многие из них в последующие месяцы обеспечивали перевозки боеприпасов и продовольствия по Ковже и Онежскому озеру, поддерживая силы защитников блокадного Ленинграда) - работали устюгские корабелы и над прежде не свойственными для них изделиями. Часть цехов отдали под производство походных кухонь, саней-волокуш и даже лыж. Но главное, чего ждали от устюжан, - скорейшего выпуска тех самых «изделий 100».
К началу войны в Красной Армии было свыше 14 тысяч минометов 82-миллиметрового калибра. В тяжелые летние месяцы 1941 года, когда основная часть артиллерии и танков наших войск была потеряна в неудачных приграничных сражениях, именно М-82 с дальностью стрельбы до трех километров оставались едва ли не главной ударной силой поредевших полков и дивизий. Но для этого в большом количестве требовались все новые и новые боеприпасы. А несколько мирных заводов, которым было поручено в кратчайшие сроки освоить выпуск 82-миллиметровых мин, некоторое время никак не могли к этому подступиться - рабочим элементарно не хватало опыта в производстве боеприпасов.
Поначалу испытал трудности с «изделием-100» и Великоустюгский ССЗ. По воспоминаниям ветеранов, все пробные образцы беспощадно браковались военпредом главного артиллерийского управления Красной Армии. К минам предъявлялись очень жесткие требования по размерам - буквально до сотых миллиметра: взорвавшийся в стволе миномета «некондиционный» боеприпас грозил гибелью всему расчету.
Рабочие, в том числе и вчерашние школьники, не выходили из цехов по 14-16 часов в сутки, до автоматизма отрабатывая навыки литья корпусов и сборки готовых мин. И через два месяца вышли-таки на плановые показатели.
Мины аккуратно упаковывали в ящики и зачастую на только что построенных 500-тонных баржах везли вверх по Сухоне до станции Печаткино, где перегружали в эшелоны. В основном произведенные устюгскими корабелами мины шли на артсклады Ленинградского и Волховского фронтов.
Массовое производство мин не освобождало устюжан от других военных заказов. Здесь продолжали строить лодки-волокуши, понтоны и буксиры.
Как пишут в своих воспоминаниях бывшие работники завода, военные заказы и технологии способствовали повышению общей культуры производства на ССЗ, что очень помогло при обратном переходе предприятия на мирные рельсы. В послевоенные годы устюгский завод стал флагманом отечественного речного судостроения. Тут начали строить мощные буксиры-толкачи, грузовые суда и пассажирские теплоходы. Именно в Великом Устюге был спущен со стапелей и двухкорпусный теплоход-катамаран, получивший имя устюжанина, Героя Советского Союза Анатолия Угловского. Использованные при его строительстве сверхточные «минные» технологии заложили основу для создания в стране нового поколения судов из алюминиево-магниевых сплавов.
Комментарии (0)