Идти в автосалон как в разведку

statics/images/arcticles/112021/10112021x4934dc4e.jpg
Иски автовладельцев к организациям, обязанным содержать территории в надлежащем состоянии, входят в тройку самых популярных в нашем регионе.
Фото с сайта lite.komcity.ru
statics/images/arcticles/112021/10112021x33b7efd0.jpg
Наталья Жгутова.

В судах региона растет количество процессов с участием автомобилистов. Вологжане судятся с водителями, дорожниками и все чаще - с автосалонами. Сейчас, когда покупка авто превратилась в хитроумный квест, за новой машиной лучше идти со звукозаписывающей техникой и парой хороших знакомых. 

Дополнительные обязательства

- Я давно мечтал о новой машине: подыскал ее в Вологде в одном из автосалонов, узнал по телефону цену, собрал нужную сумму и в радужном настроении отправился за «железным конем», - вспоминает житель Никольска Александр Ивонин (имя и фамилия изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»). - Но в салоне выяснилось, что не все так просто: приглянувшаяся мне модель почему-то взлетела в цене, за скидку у меня потребовали подержанную машину по трейд-ину, а заодно предложили взять в банке невыгодный кредит. Это меня не устроило, переговоры велись до вечера, но все попусту: на уступки менеджеры не шли. Спас меня приятель, одолжив недостающую сумму (а это 200 тысяч рублей!) - сейчас вот потихоньку с ним рассчитываюсь. Сказать, что я возмущен автосалоном - значит, ничего не сказать. По-моему, это обман потребителей, явный «развод» на деньги. 

- Это на практике так реализуется принцип свободы договора, - говорит Наталья Жгутова, председатель судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда. - И в соответствии с этой свободой каждая сторона вправе действовать исходя из своих интересов. У автосалона интерес такой: мы вам как покупателю даем заманчивую скидку (к примеру, 100 тысяч рублей) в обмен на обязательство оформить страховку в конкретной компании либо получить кредит в конкретном банке с условием, скажем, не гасить его досрочно. Потребитель (опять же исходя из принципа свободы договора) имеет право отказаться от этой сделки либо согласиться на ее условия. 

И если он соглашается, то ему придется выполнить все взятые на себя обязательства - иного пути просто нет. 

Наличка или безналичка, трейд-ин, кредиты, страховка - сейчас цена формируется очень сложным путем с учетом дополнительных обязательств потребителя, объясняет Наталья Васильевна. В условиях мирового кризиса, вызванного пандемией, поставки авто и их комплектующих сократились: спрос сегодня превышает предложение, а значит, правила диктуют продавцы. Они идут на разные хитрости и уловки, вот почему покупателям надо держать ухо востро. 

Джип раздора 

Отправляясь в автосалон, нужно взять с собой потенциальных свидетелей (друзей, родных, коллег), а диалоги с менеджером записывать на диктофон. Все это впоследствии может пригодиться в суде. Дело в том, что закон обязывает салоны предоставлять своим клиентам исчерпывающую информацию о товаре, но в итоге чаще всего продавец указывает год выпуска и уникальный VIN-номер машины, «забывая» о ее комплектации. И это первый подводный камень, о который может больно «удариться» покупатель. 

Вот лишь один пример: череповчанка отправилась в Санкт-Петербург, где присмотрела машину своей мечты - полноприводный джип с подогревом сидений. В салоне женщину продержали с 11 до 21 часа, передавая от менеджера к менеджеру. Вечером она была уже не в состоянии вникнуть в объемный договор (а это несколько страниц убористым мелким шрифтом) и разобраться в деталях. В итоге за 1,6 миллиона рублей дама приобрела совершенно другой товар - машину с передним приводом без зимнего пакета. Это выяснилось позднее, когда автоледи уже отдала деньги, подписала договор и села за руль: в салоне завести внедорожник ей не дали. 

Обманутая череповчанка расплакалась, уехала на новом джипе домой и сразу поставила его на платную стоянку (пробег на машине - 700 километров, то есть расстояние от Питера до Череповца). Вот уже полтора года она судится с продавцом. Городской суд встал на сторону автосалона, но женщина не согласилась и подала апелляцию. Областной суд признал право гражданки расторгнуть договор и получить с автосалона в совокупности 2,6 миллиона рублей. Салон утверждал, что потребитель мог беспрепятственно изучить характеристики машины, но суд счел, что потребитель не обязан обладать специальными техническими знаниями, а продавец обязан честно и доступно рассказать о товаре. Сейчас дело рассматривает кассационный суд в Санкт-Петербурге.  

Кредит в обмен на скидку 

И это далеко не единичный случай, говорят служители Фемиды. Зачастую иногородних клиентов автосалоны заманивают высокой ценой по трейд-ину: мол, мы купим ваш подержанный автомобиль за 500 тысяч рублей. Но когда человек приедет сам, проделав долгую дорогу и настроившись на выгодную покупку, то менеджер после осмотра авто огорошит: мол, ваша машина стоит максимум 300 тысяч. 

В этом случае гражданину развернуться бы и уехать обратно, но желание и настрой сильнее его, и человек подписывает договор. В итоге он теряет деньги да еще и залезает в кабалу (дорогая страховка, неудобный кредит). А ведь этого можно избежать, говорят юристы. Всем гражданам они советуют: не надо сломя голову заключать сомнительные сделки. Если вы чувствуете, что утомились за несколько часов в салоне и голова идет кругом от огромного объема информации, то нужно просто взять паузу и уйти, попросив проект договора. Дома следует внимательно изучить документ, а лучше посоветоваться с юристом: он растолкует все тонкости и нюансы. 

Сейчас в автосалонах зачастую отсутствует цена на модель, выставленную в торговом зале. Вот почему улыбчивым менеджерам нужно задать конкретный вопрос о стоимости авто и настаивать на конкретном ответе. Пусть они назовут точную сумму - к примеру, 500 тысяч рублей. И этот ответ нужно обязательно записать на диктофон. В противном случае цена в договоре может сильно отличаться от устной, озвученной изначально, но доказать это в суде потребителю будет очень сложно. 

Наталья Жгутова,
председатель судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда

Если кто-то надеется, что, подписав договор с навязанной страховкой и кредитом, он сможет потом от него отказаться, то, увы, этот номер не пройдет. В ответ на невыполненные обязательства салон имеет право изменить цену, и он охотно это сделает. Как показывает практика, рассматривая такие дела, суд обычно взыскивает все скидки, предоставленные продавцом, так что сэкономить покупателю не удастся. Таких процессов уже много, а дальше будет еще больше, прогнозируют служители Фемиды. 

Еще один важный момент - предоплата. Некий салон в Вологде «прославился» тем, что брал с людей авансом полную стоимость авто, обещал доставить его за месяц, а доставлял через год и зачастую в другой комплектации. Разгневанные граждане обращались в суд, чтобы взыскать с дилера заплаченные деньги с неустойкой. Правда, даже выиграв процесс, они получали символические суммы: скажем, 10 тысяч неустойки вместо 100, на которые истец рассчитывал. И этому тоже есть объяснение, говорят специалисты. 

- Как правило, все ответчики просят снизить неустойку, применив статью 333 Гражданского кодекса РФ. С учетом непростой экономической ситуации суды обычно идут им навстречу, - объясняет Наталья Жгутова. - Покупатели порой оказываются недовольны неустойкой, но им можно посоветовать лишь одно: не нужно вносить аванс за машину в размере ее полной стоимости или даже половины. Предоплата должна быть небольшой, иначе есть смысл поискать авто в другом месте.

То яма, то канава 

В топ-3 судебных споров входят и разбирательства с дорожными службами: водители часто жалуются на плохое состояние трассы, ставшее, по их мнению, причиной ДТП. Зимой это гололедица и снежный накат, в остальные сезоны - ямы и выбоины. Правда, с этими тяжбами все тоже очень непросто. 

- Что касается скользкости и снежного наката, который возникает в основном на трассах за пределами населенных пунктов, то водитель, к примеру, слетевший в кювет, как правило, должен пенять на себя. Правила дорожного движения гласят: скорость нужно выбирать исходя из погодных условий вплоть до остановки. Другими словами, на обледеневшей дороге, где машину кидает из стороны в сторону, автомобилисту лучше не рисковать, а остановиться и переждать непогоду, - объясняет Елена Дечкина. 

На процессах, по словам Елены Ивановны, конечно, проводятся экспертизы: техники решают, кто виноват - водитель, гнавший по гололеду и тем самым нарушивший ПДД, либо дорожники, вовремя не убравшие трассу и не посыпавшие лед песком. При этом суд чаще всего выносит решение не в пользу водителей: те забывают, что машина - источник повышенной опасности. А вот организации, ответственные за содержание дорог, как правило, в нормативы укладываются: и по расчистке дорожного полотна, и по устранению выявленных недочетов. Это подтверждает и практика: из порядка 50 дел по скользким дорогам лишь единицы завершаются в пользу водителей. 

Другое дело - ямы и выбоины на асфальте. Недавно на железнодорожном переезде в Вологде владелец дорогой иномарки угодил колесами в глубокую яму. Она была залита водой после дождя, и в сумерках мужчина ее проглядел: от удара шины лопнули, диски погнулись. Эксперт позднее подтвердил: водитель это препятствие не мог определить визуально. Суд выяснил: пути принадлежат подшипниковому заводу, он-то и должен был ремонтировать примыкающее к рельсам полотно. В итоге с него и взыскали ущерб за колеса - около 80 тысяч рублей. 

Впрочем, нередко виновными в ДТП оказываются обе стороны: и водители, угодившие в яму, и дорожники. В таком случае ущерб делится исходя из степени вины: водителю ответчик выплатит не всю заявленную в иске сумму, а, к примеру, ее треть, 50 или 80 процентов.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: