Герои довоенного времени

statics/images/arcticles/062018/06062018xa5f04570.jpg
Комсомольцы 30-х на экскурсии в «Домике Сталина».
Фото из архива Вологодского музея-заповедника
statics/images/arcticles/062018/06062018x7cd6067d.jpg
Комсомольская бригада на укладке асфальта.
statics/images/arcticles/062018/06062018x66426ac4.jpg
Молодежный плакат 30-х годов.
В июне 1928 года от перрона вологодского вокзала отошел необычный поезд. На боку паровоза было закреплено кумачовое полотнище с изображением трактора и надписью большими буквами: «Мы его построим, мы его освоим!» Именно так начиналась «комсомольская командировка» на строительство Сталинградского тракторного завода для почти ста вологодских юношей и девушек. 

«Уставали страшно, но бежали на танцы»

В современных фильмах царскую Россию нередко изображают как самодостаточную и промышленно развитую державу. Но это не так. Страна была аграрной и во многом существовала за счет экспорта продовольствия, тогда как 90% машин, станков и механизмов приобреталось за границей.
Последовавшая за установлением советской власти Гражданская война только усугубила эту ситуацию. И без того не развитая промышленность России лежала в руинах - в середине 20-х за золото и валюту нередко приходилось закупать даже ножницы и швейные иглы. На таком фоне и начиналась эпоха индустриализации - требовалось в кратчайшие сроки построить свои заводы, фабрики и электростанции. Для выполнения задачи привлекли молодежный актив - комсомольцев со всей страны.
- До Сталинграда добирались долго, почти три недели, - вспоминала потом участница вологодского «комсомольского поезда» Надежда Павловская. - Ехали в теплушках, на грубо сколоченных деревянных нарах. Вместо матрацев - взятые из дома фуфайки, под головой - самодельные подушки: связанные узлом женские платки набивали сеном. Здесь же в вагоне печка-буржуйка и один на всех умывальник над дыркой в полу. Но бытовых 
неудобств не замечали - молодые люди были веселые и целеустремленные, знали, что труд каждого нужен стране. 
Впрочем, в Сталинграде оставили только часть «вологодского десанта» - неквалифицированных рабочих здесь и так уже было с избытком. СТЗ хоть и считался советским машиностроительным первенцем, но большинство его комплектующих были привезены из-за океана и монтировались заново опять-таки под присмотром американских инженеров. В этой связи основную массу вологодских комсомольцев отправили еще дальше - строить Днепрогэс. 
- Первые осень и зима были самыми тяжелыми: жили в продуваемых ветрами бараках, на обед давали немного пшена и мерзлую картошку, - продолжает Надежда Павловская. - А работа тяжелая - и землю копать приходилось, и бетонировать. Уставали страшно, хотя на танцы в клуб все равно бегали - девчонки же. А весной первая радость: крапива в рост пошла, супы из нее варить стали, ну и хлебный паек нам добавили. Хотя эта радость, конечно же, была не сравнима с той, что все мы испытали, когда обновленная Днепровская плотина наконец-то соединила два берега. Душа от восторга пела - мы сделали это, сделали!

Из пахарей в коммунары

Вологодские комсомольцы в те годы работали не только в Сталинграде и на Днепрострое. Частица их труда есть и в создании Харьковского тракторного завода, магнитогорской «Магнитки», Горьковского автозавода и многих других предприятий. Но основная их масса, естественно, трудилась в своих городах и районах. И трудилась, надо признать, на совесть.
В те годы на Вологодчине в широкий обиход вошло понятие «ударные комсомольские бригады». С их привлечением расширялись корпуса целлюлозно-бумажных предприятий в Соколе, в Чагодощенском районе сооружался мощный стеклозавод, а на базе полукустарной вологодской мастерской «Красный пахарь» создавалось первое машиностроительное предприятие края - «Северный коммунар».
Особенно весомым вклад вологодских комсомольцев был на предприятиях железнодорожного транспорта и лесного комплекса. В 1930-м была даже учреждена краевая «Книга героев лесного фронта», куда заносились фамилии особо отличившихся тружеников из числа 2000 (!) молодежных лесозаготовительных бригад и 52 комсомольских показательных лесопунктов.
Своя шкала поощрений была и у молодых работников Вологодского паровозного депо. В архивах сохранилось положение о первом на предприятии молодежно-комсомольском конкурсе лучших производственников:
«Первая премия: повышение разряда и помещение портрета ударника в газете «Красный Север».
Вторая премия: повышение разряда и помещение портрета в газете «Тяговик».
Третья премия: перевод из рабочих в кочегары или смазчики и один дополнительный выходной день». 
Позднее соревнование вологодских «ударников» переросло в сверхпопулярное в 30-е годы стахановское движение. Были свои примеры для подражания и на Вологодчине. О них писали газеты, они становились почетными гостями комсомольских маевок - внедрившейся тогда новой формы молодежного досуга. В Вологде такие маевки обычно проходили в парке ВПВРЗ (ныне Кремлевский сад) и состояли из трех частей. Открывали программу очень популярные тогда «живые картины» - взбиравшиеся на плечи друг друга молодые акробаты изображали то звезду, то летящий самолет, а завершали музыкальные марши в исполнении духового оркестра. Далее шло чествование вологодского стахановца: его приглашали на сцену, а с небольшого возвышения над собравшимися разбрасывали пачку листовок с коротким описанием трудового подвига комсомольца. Например, таким: «В дни небывалого трудового подъема страну облетело имя комсомольца Павла Лапина - токаря колесного цеха ВПВРЗ. 11 мая Павел поставил всесоюзный рекорд на обточке осевых шеек колесных пар. Сменное задание он перекрыл в 5,5 раза. Комсомольцы, равняйтесь на Павла Лапина!»
От вологодских стахановцев не отставали и череповчане. «Токарь вагоноремонтного пункта Череповца комсомолец Егорьев, обслуживая два станка, добился замечательной выработки - задание одного дня он выполнил на 1100%, то есть сделал 11 норм», - сообщала тогда местная городская газета.

«Даешь мотор!» 

Важно отметить, что до начала 30-х годов комсомол еще не был действительно массовой организацией: в городах на одного комсомольца в среднем приходилось три-четыре «беспартийных» молодых человека, в сельской местности это соотношение могло составлять 1 к 7 и даже 1 к 10. Исключение поначалу составляли лишь леспромхозы, куда стекалась самая активная крестьянская молодежь, да несколько показательных «комсомольских колхозов».

Справка

По мере индустриализации страны промышленность и сельское хозяйство оснащались все новыми машинами и оборудованием. Для их обслуживания требовались соответствующие кадры. При активном участии комсомольцев зародилась новая массовая форма технического обучения молодых рабочих без отрыва от производства - техминимум. В созданных на вологодских предприятиях вечерних кружках школу техминимума прошли почти 5000 местных комсомольцев. 

Индустриализация, затронувшая и патриархальную «глубинку», привела не только к резкому росту рядов ВЛКСМ, но и сказалась в плане желанной для властей реальной смычки города и деревни. Начиная с 1932 года прослеживается постепенное «выравнивание» пролетарского и крестьянского состава ВЛКСМ. Одновременно менялась и риторика массовых молодежных плакатов для сельской местности. И если в самом начале 30-х годов там в моде были скорее шутливые призывы типа «Комсомолец, если книг читать не будешь - скоро грамоту забудешь», то со временем, как и в городах, в них все явственнее стала проступать промышленная стать: «Даешь мотор!» и даже «Вчера - пахарь, сегодня - летчик!»
Говоря о многочисленных молодежных стройках 30-х годов, нельзя не упомянуть и еще одну славную страницу в истории вологодского комсомола. Отстояв смену у станка или вдоволь «намахавшись» лопатой, многие комсомольцы шли не домой, а спешили на вечерние субботники. И спешили вовсе не принудительно - энтузиазм комсомольских масс и правда был высоким. При активном участии комсомольцев в Вологде была благоустроена площадь Шмидта (привокзальная) и улица Сталина (ныне Мира), кстати, первая в городе, полностью заасфальтированная в начале 30-х годов.
История ВЛКСМ 100 лет ВЛКСМ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: