Для автолюбителей-лихачей полис ОСАГО подорожает

statics/images/arcticles/052020/26052020x44663064.jpg
Теперь любая остановка инспектором ГИБДД может сильно испортить «карму» водителю, если он уличен в серьезном нарушении.
Фото из архива газеты «Красный Север»
statics/images/arcticles/052020/26052020x56c50c35.jpg
Новые правила формирования тарифа ОСАГО должны способствовать повышению культуры вождения и безопасности дорожного движения в стране.
Фото Даниила Зинченко
Вполне вероятно, что уже нынешней осенью автовладельцы, грубо нарушающие правила дорожного движения, будут платить за полис ОСАГО дороже, чем законопослушные водители. Соответствующий закон на минувшей неделе одобрил Совет Федерации. Страховщики считают, что благодаря новому закону закончится уравниловка, когда добросовестные автовладельцы, по сути, платили за нарушителей. 

По списку

В последние несколько лет страховые компании активно выступали за право повысить тарифы для водителей-лихачей. 
В подготовленном ранее Минфином законопроекте даже предлагалось, помимо грубых нарушений правил дорожного движения, брать во внимание и принцип поведения водителей на дороге: с какой скоростью он ездит, как резко тормозит, перестраивается ли и так далее. Но парламентарии посчитали эти инициативы слишком радикальными и предложили свой вариант. В результате теперь на стоимость полиса ОСАГО будут влиять проезд на красный сигнал светофора, значительное превышение скорости, выезд на встречку через сплошную полосу и другие грубые нарушения ПДД, зафиксированные инспекторами, а не камерами. Нарушение должно быть неоднократным «в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования». 

Справка

Факторы, которые будут влиять на стоимость полиса ОСАГО:
• Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика.
• Превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/час.
• Выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения.
• Лишение прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии и другие. 

Страховщики утверждают, что раньше у них не было возможности регулировать стоимость полиса ОСАГО исходя из индивидуальных особенностей поведения на дороге того или иного водителя. Учитывалось только число аварий, в которых виноват покупатель полиса. Этот показатель влиял на коэффициент бонус-малус.
«Действующая система тарификации ОСАГО, предполагающая жестко ограниченное применение страховщиками тарифного коридора (страховщики фиксируют для каждого региона значение базовой ставки в пределах минимальных и максимальных значений, установленных Банком России, которое обязаны применять в отношении каждого страхователя), не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, соблюдения правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими», - говорится в пояснительной записке к закону.
- Основное в поправках то, что они делают тариф более индивидуальным и, следовательно, справедливым. Одновременно они стимулируют водителей к безаварийной езде, поскольку автовладельцы, которые обладают более высокими показателями аварийности, получат более высокий тариф, - так пояснил суть нововведений порталу Autonews.ru президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Еще одним преимуществом нового закона участники рынка называют то, что внедрение рыночных рычагов повысит конкуренцию среди страховых компаний, что, в свою очередь, приведет к повышению качества обслуживания клиентов. 
- Нововведения рассчитаны на индивидуальный подход к клиенту. Когда-то закон об ОСАГО всех уравнивал. И водители, которые ездили без ДТП, по сути, платили за тех, кто ездил аварийно, - рассказали «Красному Северу» в вологодском представительстве крупной федеральной страховой компании. - Все логично. Допустим, водитель, который выезжал с парковки и случайно задел чужой автомобиль. И гораздо более серьезные последствия возникают, если ДТП совершено с серьезным превышением скорости. В такие аварии, как правило, попадает сразу несколько автомобилей, на которые приходится выплачивать страховые суммы до 400 тысяч 
рублей. Для страховых компаний это достаточно серьезные издержки, при том что сегодня средний чек по ОСАГО в Вологде составляет порядка пяти тысяч рублей. 

«Тарифы могут удивить»

Пока точных данных, насколько вырастет в цене полис ОСАГО для злостных нарушителей или, наоборот, подешевеет для дисциплинированных водителей, нет. 
- Давайте подождем, когда закон будет официально опубликован. Тогда страховые компании разместят на своих сайтах калькуляторы, которые позволят автовладельцам рассчитать стоимость полиса исходя из личной страховой истории, - сообщили нам страховщики. 
Ждать этого осталось не так уж долго. В середине мая закон был принят в третьем чтении Госдумой, на минувшей неделе утвержден Советом Федерации. После подписи Президента и опубликования закон вступит в силу в течение 90 дней. Так что по-новому стоимость ОСАГО может рассчитываться уже в конце нынешнего лета или осенью. Границы максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов по-прежнему устанавливает Банк России. В 2020 году для физических лиц, владеющих легковым автомобилем, минимальный базовый тариф равен 2 746 рублям, а максимальная ставка составляет 4 942 рубля. 
Эксперты портала tonkostiosago.ru уже подсчитали, что для нарушителей ПДД полис ОСАГО будет стоить в пределах от 1 418 до 142 262 рублей. При расчетах брались базовые тарифы, которые умножались на самые большие и маленькие коэффициенты (территориальный коэффициент, бонус-малус, возраст и стаж, полис без ограничений, мощность двигателя и так далее).
При этом для дисциплинированных водителей страховка будет варьироваться от 788 до 79 047 рублей. 
- В формуле расчета при индивидуализации ОСАГО меняется именно базовый тариф, потому как коэффициента нарушений не вводится. Глядя на цифры максимально возможной стоимости страховки, складывается впечатление, что основной целью поправок была именно отмена пороговых значений стоимости автогражданки. 
На практике таких цифр мы наверняка не увидим, так как нужно еще поискать случай, когда совпадут все указанные выше коэффициенты, но стоимость полиса все же будет удивлять водителей, - такие пояснения дают к своим расчетам эксперты портала.
Инициаторы закона утверждают: стоимость страховки может измениться примерно для одного процента водителей страны. 

Как ездят в регионе

По данным Управления ГИБДД УМВД России по Вологодской области, в 2019 году в регионе в общей сложности было выявлено (инспекторами и комплексами автоматической фиксации) 1 798 611 нарушений правил дорожного движения. При этом за первый квартал нынешнего года - 290 425, что почти на 25 тысяч нарушений больше, чем за аналогичный период прошлого года. 
- В 2019 году на территории области зафиксировано 24 600 проездов на запрещающий сигнал светофора (из них 22 829 - комплексами), 1 514 729 превышений установленного ограничения скоростного режима (из них 3 985 - превышение скорости на 60 и более км/час), 6 420 выездов на полосу встречного движения (из них 246 - комплексами), 6 185 фактов управления автомобилем в состоянии опьянения, - констатируют в областном Управлении ГИБДД. 
На основе этих данных можно примерно понимать, какое число вологодских водителей смогут затронуть нововведения, связанные с изменениями стоимости полисов ОСАГО. 

О чем спор?

Поправки в закон об ОСАГО вызвали настоящий шквал критики со стороны экспертов и правозащитников, который не утихает и сегодня. В частности, привязка стоимости страховки к штрафу противоречит постулату о том, что никто не может быть наказан дважды за одно и то же деяние, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его мнению, так дело может дойти до того, что штрафные тарифы захотят вводить, например, автодилеры, если вы пропустили у них очередное техобслуживание. Он заявил, что ни в одной стране мира стоимость полиса не привязана к дорожным нарушениям.

Мнение эксперта

Анатолий Востров, 
старший преподаватель кафедры 
«Автомобили и автомобильное 
хозяйство» Вологодского 
государственного университета:

- В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» четвертым принципом обязательного страхования является «экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения». Так что на основании действующего законодательства ОСАГО является не только механизмом компенсации ущерба при ДТП, но и инструментом повышения безопасности дорожного движения.
У страховщиков - одно из самых сильных лобби в Госдуме, и, безусловно, они защищают свои интересы. Система сдержек и противовесов в лице Правительства РФ и регулятора страхового рынка - Банка России - должна обеспечивать сбалансированное и рациональное ее развитие, учитывающее интересы всех сторон. Не стоит сомневаться, что предлагаемый вариант законопроекта - результат долгих консультаций специалистов. 
Водителей, постоянно и грубо нарушающих ПДД, - не более процента, и перспективы пополнения бюджетов страховых компаний из-за удорожания полисов для этой категории, на мой взгляд, сильно завышены. Если учесть, что многие такие водители ездят без полисов ОСАГО, не боясь штрафа в 800 рублей (400 рублей при оплате в течение 20 дней), то эффект от этого мероприятия как с точки зрения наполнения бюджетов страховых компаний, так и с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения мне кажется минимальным.
Опасения вызывает то, что эксперты, продвигающие закон, приводят цифры о том, что «постоянных нарушителей ПДД, по статистике, 15%. Таким водителям стоит приготовиться к подорожанию полиса» . Согласитесь, что «постоянный нарушитель» и «водитель, дважды за год совершивший грубое нарушение ПДД», - далеко не одно и то же. Число таких водителей отличается на порядок. Два раза за год попасться, например, на п. 14.1 ПДД о «непропуске пешехода» или попав в объектив камеры фиксации нарушений скоростного режима в зоне «спрятанного или неубранного знака» может каждый добропорядочный водитель.  

Другой фактор - из-за вызванного эпидемией коронавируса экономического кризиса и падения доходов автомобилисты уже стали реже покупать полисы. 
И дополнительное «закручивание гаек» приведет к еще большему оттоку страхователей.
- Действительно, за последнее время водители стали чаще покупать полисы на три месяца, хотя в этом случае страховка оказывается дороже, чем если не дробить ее, а оформлять полис на весь год, - соглашаются вологодские страховщики. 
- К нам приходят тысячи писем со словами: почему я должен платить страховку, если за 10 лет у меня не было ни одного ДТП? Поэтому мы считаем, что ОСАГО необходимо как можно скорее снова делать добровольным, - считает вице-президент «Движения автомобилистов» Леонид Ольшанский.
- К нововведениям я отношусь отрицательно: покупка полиса для многих автовладельцев сродни дополнительному налогу. Посмотрите, средняя стоимость полиса ОСАГО составляет пять тысяч 
рублей, такую же сумму приходится платить еще и в виде транспортного налога. Плюс акцизы и так далее, - говорит череповецкий автоэксперт Евгений Настейко. - Стоимость страхового полиса не должна зависеть от штрафов. 

Полис без техосмотра

Помимо изменений в стоимости «автогражданки», изменения в закон об ОСАГО предусматривают и возможность продажи полисов в период с 1 марта по 30 сентября нынешнего года без диагностических карт. Сделано это для того, чтобы в период карантина, когда большинство пунктов техосмотра приостановило свою работу, у автовладельцев не возникало проблем с оформлением страховки. Однако это вовсе не означает, что техосмотр и вовсе проходить не нужно. 
- Рекомендации Банка России позволили страховщикам пойти навстречу клиентам. Пока действует режим самоизоляции, водителям не обязательно проходить техосмотр. После снятия в регионе ограничительных мер автовладелец в течение месяца должен пройти техосмотр и представить страховщику диагностическую карту. Благодаря этому в нынешней ситуации клиенты страховых компаний могут не только продлевать, но и заключать договоры онлайн, не посещая офисов. Если по какой-то причине у клиента нет возможности воспользоваться Интернетом, то для заключения договора можно обратиться в дежурные офисы страховых компаний, - сообщили «Красному Северу» в пресс-службе Северо-Западного главного управления Банка России.
Причем, даже если автовладелец не пройдет техосмотр, то его полис по-прежнему будет действующим. Его никто не остановит на дороге и не привлечет к ответственности за управление машиной без ОСАГО. В случае аварии по вине такого водителя пострадавший получит возмещение от страховой компании виновника, но при этом страховщик выставит регрессные требования к своему клиенту. 
Кроме того, по словам Игоря Юргенса, страховщики активно продвигают идею проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры. Но у комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, установленных в Вологодской области, такой возможности нет, сообщили в областной ГИБДД.
При этом каких-либо изменений в оформлении ДТП не произошло. Это по- прежнему либо оформление европротокола, либо, если водители не согласны с тем, кто из них нарушил правила, вызов на место происшествия инспектора ДПС. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: