Жителей Кирилловского района хотят вызволить из «плена» охранной зоны «Русского Севера»

statics/images/arcticles/122019/18122019x3b70e487.jpg
Проблемы жителей охранной зоны в Кириллове обсудили зампред Совета Федерации Юрий Воробьев и замминистра природных ресурсов и экологии Елена Панова.
Кадр с видео 35tv.ru
statics/images/arcticles/122019/18122019x2db4bfe2.jpg
Елена Панова.
Решением проблем, связанных с ограничительным режимом Национального парка «Русский Север», займется специальная рабочая группа. Об этом сообщили заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев и замминистра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова. 13 декабря они провели выездное совещание в Кириллове и лично пообщались с жителями района.

«Не уезжайте»

Национальный парк «Русский Север» как особо охраняемая природная территория был образован в Кирилловском районе в марте 1992 года. Его цель - сохранить уникальный ландшафт и богатейшее историко-культурное наследие края. Однако новый статус добавил кирилловчанам множество серьезных проблем, которые, по словам районного главы Сергея Усова, «ставят под сомнение дальнейшую жизнь территории».
247

населенных пунктов расположено в границах «Русского Севера». 
Зимой там проживают 
13 тысяч человек (это 80% населения района), 
а летом - до 50 тысяч.

Первым делом столичные гости отправились в Кирилловское райпо. Сейчас на производстве трудятся свыше 500 человек (это 15% всех работающих граждан района), закупается новое оборудование. Но размещать его приходится в старых цехах, построенных в 1954 году. Расширить предприятие и возвести новые помещения райпо не может из-за ограничительного режима.
- Строиться нам нельзя, провести модернизацию тоже невозможно, - рассказала столичным гостям председатель райпо Ирина Кузьмина. - Беспокоят и проблемы с кадрами: многие наши сотрудники - пенсионного и предпенсионного возраста, а молодежь к нам не едет - жить негде. Одной нашей работнице, построившей новый дом на месте старого, понадобилось три года жизни и 150 тысяч рублей на экспертизы, чтобы здание признали законным. 
На проблемы сетуют и работники кирилловского детского сада № 1, расположенного в деревянном доме 1891 года постройки. Здание ветхое (износ составляет 70%), планировка не соответствует требованиям пожарных и санитарных врачей. Они-то и предписали сократить количество детей в саду со 120 до 50. В итоге часть малышей пришлось отправить в другие дошкольные учреждения - и без того переполненные. А в ближайшем будущем первый садик могут и вовсе закрыть: здание рушится на глазах - крыша течет, фундамент отходит. Кириллову как воздух нужен новый детский сад: уже есть деньги на проектно-сметную документацию, есть подходящий участок земли. Однако Росреестр приостановил его кадастровый учет. Причина все та же - нацпарк «Русский Север».
Кирилловский район - единственный в области - сорвал Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилфонда. Переселять людей просто некуда: новые дома строить запрещено, а готовых квартир на всех не хватает.
- Дом аварийный: крыша дырявая, окна и стены прогнили, печки боимся топить. В квартирах холодно (8-10 градусов), зимой промерзает вода в трубах и стояки в туалетах. Жить в таких условиях невозможно: первый этаж у нас уже опустел, на втором остались четыре семьи. Но и мы уедем из города, если проблема не решится, - говорит учитель математики и физики Елена Никуличева, живущая в доме № 33 на улице Красноармейской. - И эта ситуация типична для города: райцентр стареет - и люди, и здания. Молодежь и рада бы остаться на родине, но, увы, жить здесь негде.
- Не уезжайте, - посоветовала жильцам замминистра Елена Панова. - За месяц эту проблему мы, конечно, не решим, а вот в следующем году, надеюсь, удастся. Будем искать варианты, для этого мы и приехали в Кириллов - чтобы все увидеть своими глазами и детально во всем разобраться. 

Тупиковая ситуация?

Диалог продолжился в районной администрации, где собрались специалисты, представители бизнеса, старосты, главы поселений и рядовые кирилловчане.
- Наша главная задача - обес­печить конституционные права граждан, - отметил сенатор Юрий Воробьев. - В ноябре в Совете Федерации прошли парламентские слушания по национальным паркам страны - а их в России 58. Мы уже подготовили рекомендации по доработке федерального законодательства в этой сфере. 
Юрий Воробьев предложил два пути решения проблемы. Первый - создать правовой механизм, позволяющий менять границы национальных парков. Этот проект уже направлен в регионы, правда, Минприроды его пока что не поддержало. Второй - снять или скорректировать существующие запреты по использованию земли на территории нацпарков. Работа в этом направлении тоже ведется. 
- Сейчас в границах «Русского Севера» (а это 168 тысяч гектаров) расположено 247 населенных пунк­тов, включая часть Кириллова. Зимой там проживают 13 тысяч человек (это 80% населения района), а летом съезжается до 50 тысяч, - рассказал директор национального парка Алексей Кузнецов. - Главная проблема - несовершенство законов, и решать ее надо взвешенно. В частности, если земли населенных пунктов изъять из особо охраняемых территорий, то жители района потеряют преимущества: для них может стать платным даже поход в лес за грибами и ягодами. Недоступной может стать охота и рыбалка - сейчас эти сферы просто ограничены.
- Кругом «засада»: режим, связанный с нацпарком, мешает и людям, и экономике в целом, - сетует глава Кирилловского района Сергей Усов. - Особенно это стало заметно с августа 2018 года, когда вся земля в границах «Русского Севера» стала федеральной. Теперь нам запрещено выделять участки для индивидуального жилищного строительства (ежегодно поступает до 200 заявлений) и даже для дачников-огородников. Мы не можем предоставить землю многодетным 
(в очереди - 120 семей), а молодые родители не могут использовать для строительства материнский капитал. У нас большие проблемы и со строительством школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов - пока идет экологическая экспертиза, оказывается упущено время. Кроме того, нацпарк не выделяет древесину на дрова, которыми отапливаются и село, и город. Ситуация порой доходит до абсурда: мы не можем сформировать земельные участки, где дома уже построены, но хозяева не успели их зарегистрировать. 
В итоге у них получается незаконная застройка под снос.
Кроме того, по словам Сергея Усова, в район не идет частный бизнес: бюджет это уже ощутил. Турбазы, кемпинги и гостиницы строить негде. Постепенно закрываются перерабатывающие и строительные предприятия (разработка карьеров тоже под запретом). Возникли сложности даже с вывозом мусора: контейнерные площадки в нацпарке нелегитимны, не говоря уже о существующем полигоне отходов.
- Инвестор на первой встрече узнает про ограничительный режим, и на вторую встречу его уже не заманишь ни кирилловским лимонадом, ни пряником, - с горечью говорит глава. Ситуацию в районе он называет тупиковой.
- Смягчение режима снимет многие вопросы, - поддержал районные власти заместитель губернатора области Эдуард Зайнак. - Нужно создать механизмы, обес­печивающие нормальный оборот земли, отменить запреты на индивидуальное жилищное строительство, садоводство и огородничество. Нужно вернуть людям право на приватизацию участков, закрепить за местной властью выдачу разрешений на ИЖС и отменить госэкспертизу на строительство социально важных объектов.
Своими бедами на встрече поделились и сами кирилловчане. 
В частности, Ольга Шалыгина рассказала, как целых три года она получала разрешение на строительство дома в селе Волокославинском.
- Я родилась и выросла в этом селе, маленькой девочкой бегала по полям, а сейчас не могу построить собственное жилье, - жалуется коренная кирилловчанка. - За три года я прошла 12 судов, дошла до Верховного, дважды обращалась в генпрокуратуру. И лишь после этого наш договор аренды земли (а в собственность в нацпарке ее не дают) был признан законным, и мы наконец получили разрешение на строительство. Мы ничего не просим, только участок земли для строительства - не в палатках же нам жить!
- Бог с ними, охотой и рыбалкой, мясо и рыбу мы купим в магазине, а за грибами и ягодами съездим в соседний район. Только помогите нам решить проблему со строительством жилья и социально значимых объектов, - обратились к замминистра жители Кирилловского района. 
- У вас очень красивая земля и удивительно стойкие люди - спасибо, что они столько времени терпят сложившиеся трудности, - отметила Елена Панова. - Надеюсь, что жилищный и земельный вопросы не испортят наших отношений, и мы сможем решить проблемы в течение следующего года. После парламентских слушаний мы уже подготовили изменения в федеральный закон, внесем поправки и на основе услышанных здесь предложений. Кроме того, мы начинаем большую работу по развитию туристской инфраструктуры «Русского Севера» - чтобы Кирилловский район стал еще более привлекательным для гостей. Нам хочется, чтобы люди здесь жили нормально - строили дома и детские сады, создавали предприятия, привлекали инвестиции. У вас большой потенциал для развития - нужно только снять ограничения, и мы постараемся это сделать.
 
Национальный парк «Русский Север»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: