Защитники крепости не пустили неприятеля к вологодской святыне
Впервые после трехлетнего перерыва Кирилло-Белозерский монастырь стал местом битвы ролевиков-реконструкторов. Здесь в 13-й раз воссоздали один из реальных эпизодов прошлого - осаду обители польско-литовскими войсками в начале XVII века.
Особые кони
Субботним утром верхние ярусы монастырских стен и огороженную площадку заполнили тысячи людей. Ближе к монастырским воротам выстроилось разношерстное, но весьма нарядное воинство интервентов, что укладывалось в историческую канву. С 1612-го по 1618 годы, пользуясь царившей на Руси смутой, польско-литовские войска, шведские наемники и примкнувшие к ним ватаги «лихих людей» несколько раз предпринимали безуспешные попытки овладеть обителью.
Напротив, на небольшом пригорке, «наши» - стрельцы, служилые люди, представители монастырской братии. Судя по летописям, в один ряд с защитниками монастыря встали тогда и православные иноки.
Сражение начинается с конной схватки, затем подключается пехота. Слышны мушкетные выстрелы, в языках пламени и клубах пиротехнического дыма эффектно взрываются заменяющие ядра петарды. Зрители в первых рядах шарахаются, а вот кони под облаченными в доспехи седоками даже не ведут ухом - привыкли.
- Для таких реконструкций используются особые лошади, их специально готовят и учат не бояться взрывов, - объяснил мне позднее представитель череповецкого исторического клуба «Северная крепость» Сергей Сумароков. - Лошади не наши, их содержат на конюшнях в Подмосковье и в Санкт-Петербурге, доставляя к местам проведения фестивалей на вместительных фурах. Для организаторов это затратно, но конная программа всегда смотрится с особым интересом.
Кстати, Сергей в обычной жизни работает на вологодском авиапредприятии, а в числе его коллег по клубу - представители самых разных профессий: металлурги, химики, юристы, продавцы.
Сражение продолжается. Вместо мушкетов и пистолетов (а в начале XVII века огнестрельное оружие было еще несовершенно, вести прицельный огонь обычно начинали лишь с 15 - 20 метров) в ход идут сабли и пики. Постепенно защитники монастыря начинают теснить неприятеля. И хотя в реальности главная попытка штурма обители проходила не в июне, а в заснеженном декабре, финал сражения тот же, что и четыре века назад, - враг отброшен от стен монастыря, а командовавший интервентами полковник Песоцкий «убит» выстрелом из пушки.
- Шестилетняя кирилловская оборона оказала большое значение в общерусском деле спасения государства, выстоявшего в ту непростую эпоху, - говорит генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. - Современники и потомки высоко оценили кирилловское «сидение» как заметный вклад в общерусскую борьбу. Именно поэтому в 1655 году патриарх Никон назвал Кирилло-Белозерский монастырь государевой крепостью.
Под овации зрителей уставшие и взмокшие реконструкторы (на улице жарко, а вес амуниции некоторых участников достигает 12 - 15 килограммов) уходят переодеваться. Буквально второпях беседую с облаченным в синий стрелецкий кафтан Игорем Пинком, заместителем директора тульского государственного музея оружия.
Говорит, что в их клуб «7-й Московский стрелецкий приказ» входит порядка 30 человек, преимущественно из столицы и Тулы. Участвуют в сражениях не только эпохи смутного времени, но и начала XIX века - недавно были на историческом фестивале на Бородинском поле, собравшем порядка 3 000 участников. Реконструкторы из разных городов тесно дружат и общаются друг с другом, а вообще, такие клубы - это не только образ жизни, но и углубленное изучение отечественной истории.
- Бытует мнение, что у русских стрельцов XVII века были только красные кафтаны, но это не так, - поясняет Игорь. - Каждый стрелецкий полк (приказ) имел свой цвет формы - красные, синие, малиновые, зеленые кафтаны, отличавшиеся еще и покроем. Шили их из дорогой голландской ткани, и это был политический вопрос. Послы иностранных государств видели, что царь способен обеспечить свое войско единообразной одеждой для каждого полка, что было свидетельством экономической и военной мощи государства.
Что же касается нынешних исторических костюмов, то они не выдаются организаторами фестивалей, а шьются реконструкторами за собственные деньги. Вместе с амуницией наряд ролевика тянет под 100 тысяч рублей и больше. Поэтому гардероб обычно формируется постепенно. На свои первые фестивали в Кириллов Игорь приезжал простым пехотинцем-копейщиком. Но теперь на нем более дорогой мундир стрелецкого сотника и сделанный на заказ за 25 тысяч протазан (особый вид колющего оружия) с гравировкой.
Русские волынки
Тем временем фестивальное действо продолжалось. Ребятишки могли пострелять из луков и примерить на себя образцы одежды средневековых воинов, а перед публикой постарше выступал фолк-коллектив LaVerden из Тулы, исполнявший «музыкальные хиты» XV - XVII веков, а также адаптированные под современность композиции.
Наша справка
Фестиваль «Кирилло-Белозерская осада» показывает реконструкцию событий, происходивших на территории края в начале XVII века. После освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского разрозненные отряды интервентов оказались на Севере, где захватили Вологду, Белозерск, Тотьму, Сольвычегодск. В августе 1612 года воровские отряды подошли к стенам Кирилло-Белозерского монастыря, но на штурм не решились.
Тем не менее 5 и 11 декабря крепость выдержала несколько хорошо организованных приступов. Зимняя кампания 1612-1613 годов остановила панику, показала успех организованной обороны. В то же время эти годы потребовали небывалого напряжения физических и духовных сил сотен мастеров и воинов. Обстоятельства так сложились, что организация обороны монастыря целиком легла на плечи его защитников - помощи извне практически не было. И к 1617 году население Белозерского края сократилось почти на 90%.
- У нас есть рожки, дудки, средневековые барабаны и малые средневековые волынки, - рассказал руководитель проекта Илья Линдегрин. - Та же волынка - это не только шотландский инструмент. На Руси когда-то играли на 26 разновидностях волынок, а в Шотландии таких видов было только девять. Наш фестивальный сезон длится с мая до конца октября, за это время удается выступить на 60 - 70 площадках, и Кирилло-Белозерский монастырь - одна из самых любимых.
После обеда начинается долгожданное время конных состязаний. Правда, копившееся у лошадей с утра напряжение все же дает о себе знать - одна из кобыл не хочет скакать через узкий веревочный коридор, а потом и вовсе, обрывая ограждение, вместе с седоком уносится куда-то вдаль. Лошадь все же удается успокоить, и состязания возвращаются в привычное русло.
На старт выходят восемь наездников. Каждому из них приходится демонстрировать свою ловкость в виртуозном владении саблей, бросать укороченные копья в цель и поднимать пикой с земли платки. На большой скорости, а лошади несутся галопом, сделать это совсем непросто.
Самое зрелищное упражнение состоит в том, чтобы на скаку разрубить три кочана капусты (потом их и вовсе заменили яблоками), закрепленных на металлических штырях. Лучше всех с заданиями справляется облаченный в блестящие и отливающие золотом на солнце латы «князь Владимир». Но не меньше аплодисментов, чем победителю, достается и занявшей третье место единственной представительнице прекрасного пола среди всех наездников «пани Хельге», в миру - программисту из Санкт-Петербурга Ольге Губачевой.
- Я уже пять лет занимаюсь в исторической студии «Силуэт» и пришла туда по совету врача, - рассказала нам Ольга. - Раньше карате занималась, а тут работа сидячая, мышцы затекать стали. Вот доктор и посоветовал - больше двигаться.
У нас тренировки два раза в неделю, учимся до автоматизма владеть саблей, плюс дополнительный позитив дает общение с лошадьми. В Кириллов приезжаю уже не в первый раз, нравятся мне здесь и атмосфера, и архитектурный антураж. У таких фестивалей большое будущее.
По предварительным итогам, за два дня кирилловского фестиваля его гостями стало более 5 000 человек как из Вологодской области, так и других регионов страны.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)