Заменит ли вологодская семга хека и морского окуня?

statics/images/arcticles/062020/30062020x6fb5d28f.jpg
На то, чтобы закупить садки, корма, молодь рыбы и вырастить ее до товарного вида, порой уходят годы. Но желающих заниматься таким бизнесом становится все больше.
Фото Сергея Юрова
В три с половиной раза выросли за минувший год объемы выращенной в области продукции аквакультуры. Свежую форель, мраморных сомов и осетров уже регулярно продают в магазинах Череповца, Кадуя, Белозерска… Но из каждых 10 рыб, попадающих на обеденные столы вологжан, девять по-прежнему являются завозными.

Выше квоты не прыгнешь

По данным всезнающей статистики, в прошлом году вологжане съели 19 тысяч тонн рыбы, или примерно 16,8 килограмма рыбной продукции на каждого среднестатистического жителя области, что существенно ниже общероссийского показателя. И подобная картина, к сожалению, наблюдается на Вологодчине еще с советских времен.
Восполнить дефицит исключительно за счет промыслового лова на внутренних водоемах региона не получится. Ежегодно в сети местных рыбаков попадают порядка 1 800 тонн рыбы. В основном лещ, судак, щука, корюшка. В зависимости от климатических условий это может быть чуть меньше или чуть больше, но качественного прироста ждать не приходится, так как максимальные уловы ограничены существующими квотами. Закрыть же потребность за счет «излишков» завозной рыбы тоже не удается. Такая продукция попадает к нам в замороженном виде и идет с Дальнего Востока или с Кольского полуострова неделями, что делает ее менее привлекательной в глазах потенциальных покупателей.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, с 2014 года на территории Вологодчины активно развивается собственное рыбоводство. К настоящему времени сформированы 16 рыбоводных участков на естественных водоемах в Вожегодском, Вашкинском, Белозерском, Вытегорском, Кадуйском, Череповецком и в ряде других районов. И если в 2014 году товарным рыбоводством у нас занималось только одно предприятие, то теперь их уже семь, а на подходе еще 12 - эти организации уже зарегистрировались как рыбоводческие и готовятся либо уже приступили к реализации инвестиционных проектов.

Спор о том, какая рыба вкуснее и полезнее - морская, речная или выращенная в садках, - идет уже много лет, и единого мнения здесь нет и быть не может. В плане экологии тоже непонятно, где теперь чище - когда рыба нагуливает вес в загрязненных пластиковыми отходами морях или во внутренних вологодских водоемах. Но у «своей» форели или семги есть неоспоримое преимущество - на пути от производителя к потребителю она не требует глубокой заморозки, достаточно простого охлаждения. 

Оксана Смирнова, 
диетолог
- Поставленная губернатором задача, к концу 2020 года довести объемы товарного рыбоводства до 
1 000 тонн в целом успешно выполняется, - говорит начальник отдела развития рыбного хозяйства и охраны водных биологических ресурсов областного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Мераб Степанов, - пять последних лет показатели по рыбоводству растут, причем за прошлый год объемы увеличились со 174 почти до 600 тонн. Правда, часть этой рыбы так и осталась в садках, продолжая расти дальше. Дело в том, что пристрастия покупателей сильно разнятся по регионам. И если на юге страны 300-граммовая радужная форель активно раскупается, то вологжане стараются приобретать такую рыбу весом от полутора килограммов и выше.
Вместе с тем одно из рыбоводческих предприятий с Лозско-Азатского озера в Белозерском районе уже наладило регулярные поставки форели в Череповец. Три раза в неделю рыбу в город металлургов и химиков привозят в передвижном магазине. В планах - купить еще один такой же тонар, уже для Вологды. Спрос будет. По сравнению с привозной карельской форелью «белозерская» более свежая, да и килограмм ее, как правило, стоит в розницу на 40-50 рублей дешевле.
Постепенно осваивает новые рынки сбыта и рыбоводческое предприятие из Вожегодского района. Кроме своего райцентра оно привозило форель на реализацию в Харовск, Сямжу, Тотьму. Пока это разовые, «презентационные» акции, но главное, что процесс, что называется, пошел.

Ветчина из сома

- Мы занимаемся товарным рыбоводством уже два с половиной года. Поначалу многое казалось рискованным, но все наладилось, - говорит бывший физик-лазерщик, а ныне учредитель рыбоводческого предприятия в Череповецком и Белозерском районах Сергей Погодин. - Очень рад за своих сотрудников. Они быстро растут в профессиональном плане, самосовершенствуются. Много молодежи. Бывшая выпускница ЧГУ, а ныне наш работник Валентина Попова недавно получила звание лучшего рыбовода области. Что же касается производства, то по прошлому году есть прорыв по сому. Спрос на него растет. Приезжал к нам известный повар, я, говорит, наконец-то нашел то, что искал, буду из вашего сома ветчину, колбасу и тушенку делать. Так что, может, скоро ветчина из сома появится в продаже. 
То, что спрос на продукцию рыбоводческих хозяйств растет, - подтвердил нам и руководитель другого белозерского предприятия Евгений Соломашенко, занимающийся разведением форели с 2015 года. Сейчас, по его словам, предприятие на пике производства - в иные дни удается реализовать по 400-500 килограммов продукции. В планах - наладить собственную переработку рыбы путем копчения и соления. Вместе с тем, по мнению Евгения Владимировича, рыбоводческий бизнес остается хлопотным и затратным делом, требующим больших вложений на подготовительных и всех промежуточных этапах. 

Осетры захватили лидерство

Интересно, что в общей структуре выращенной в области рыбы преобладает все же не форель (у нее второе место), а осетр. Товарным направлением данного вида рыбоводства занимаются два предприятия в Кадуйском районе и одно в Вологодском, при этом за прошлый год общие осетровые объемы выросли почти в 11 раз! 
Есть хороший прирост в процентах и по клариевому сому, кроме того, на Вологодчине научились разводить сиговые породы - чира и муксуна. Но в абсолютных цифрах на них приходится только две тонны рыбоводческой продукции (и 23 тонны на сома), и общей погоды они пока не делают.
Будущее областного рыбоводства во многом связано со строящимся сейчас на территории Вологодского района предприятием по «производству» лососевых пород. После выхода на проектную мощность в установках закрытого типа здесь планируют выращивать до 2 500 тонн семги в год. Первая партия молоди может появиться уже следующим летом, но понадобится еще три, а то и четыре года, пока семга вырастет до нужных товарных кондиций.
Вообще, длинная окупаемость подобных инвестиционных проектов - одна из главных проблем современного товарного рыбоводства. Вторая из них связана с тем, что некоторые главы муниципалитетов, видимо, еще не до конца осознают ту отдачу, которую может принести эта отрасль на перспективу. Практически все руководители рыбоводческих хозяйств в районах, с кем нам удалось пообщаться, уверяют, что местные власти пока только декларируют им поддержку, но реальная помощь идет лишь со стороны областных структур. Между тем в рыбоводческой отрасли Вологодчины уже сейчас занято более 200 человек, а зарплаты у них, как правило, выше среднемуниципальных. Так что это не только дополнительные рабочие места, но и стабильные налоговые отчисления.

Черной икры будет больше

Для поддержки рыбоводческих хозяйств из областного бюджета выделяются специальные субсидии на возмещение части затрат за приобретенное оборудование и покупку рыбопосадочного материала. За два последних года на эти цели было выделено более 42 миллионов рублей, в планах поддержки на этот год - еще 27 миллионов. И по мнению экономистов, с увеличением объемов выращиваемой рыбы эти затраты из казны полностью окупятся. Да и сами рыбоводческие предприятия пытаются освоить новые и достаточно прибыльные направления деятельности. И со временем черную икру осетровых рыб будут производить не только в Кадуе, но и, возможно, в вологодском селе Куркино, а также на одной из рыбоводческих ферм в Усть-Кубинском районе. 
- В районах едва ли не каждый второй житель - потомственный рыбак. И все, что связано с рыбой, для них интересно, - считает Мераб Степанов. - Приезжаешь в хозяйство, а у работников по-хорошему глаза горят, так что заинтересованность в результатах своего труда тут не только материальная. Очень отрадно и то, что такие предприятия работают в тесном сотрудничестве с вологодской наукой, представители которой следят за составом воды, дают рекомендации по рациону рыб и так далее. Но и сами рыбоводные организации порой становятся площадками по подготовке квалифицированных кадров. Часть студентов вологодских вузов ежегодно проходят практику на рыбоводческих предприятиях Череповецкого, Кадуйского, Белозерского и других районов.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: