Евгения Евтушенко не смогли поссорить с Рубцовым и Беловым

statics/upload/iblock/22e/12_Евтушенко на могиле Виктора Коротаева.jpg
Евгений Александрович во время своего последнего визита на Вологодчину первым делом посетил могилы друзей.
Фото со страницы Александра Коротаева в «Фейсбуке»
statics/images/arcticles/072017/07072017x775674ed.jpg
Евгений Евтушенко в Вологде в 2014 году.
Фото kp.ru
1 апреля в возрасте 85 лет скончался Евгений Евтушенко. Не стало человека, чье творчество собирало в СССР полные стадионы, чье имя было синонимом оттепели, а форма подачи стихов - достоянием поэтической истории страны. На Вологодчине остались не только его поклонники, но и друзья, бережно хранящие письма и воспоминания.

Навсегда в программе

31 марта 2017 года поэт был гос­питализирован в тяжелом состоянии. Напомним, с 1991 года Евгений Александрович жил в США, а в последние годы боролся с онкологическим заболеванием. В 2013 году он перенес сложную операцию по ампутации правой ноги.Согласно своей последней воле Евтушенко будет похоронен на Переделкинском кладбище Москвы рядом с Борисом Пастернаком. 
Евгений Александрович был частым гостем на Вологодчине.
- Один из первых визитов в Вологду Евтушенко совершил в 1968 году, - рассказал секретарь Вологодского отделения Союза писателей России Александр Цыганов. - Прогулку по городу ему устроил Александр Грязев. Несколько раз поэт приезжал на малую родину Александра Яшина - в Никольский район. Сохранился фильм, где он читает свои стихи на творческом вечере в Тотьме. Евтушенко всегда высоко ценил творчество членов Вологодской писательской организации. Особенно любил Сергея Чухина, чьи стихи включены в «Антологию современной поэзии», которую Евгений Александрович несколько лет вел на страницах журнала «Огонек».
В последний раз легендарный мастер слова приезжал в Вологду в декабре 2014 года. Вступив на перрон вологодского вокзала, он тут же позвонил сыну Виктора Коротаева - Александру - и выразил желание видеть жену своего друга - Веру Александровну и всю семью, знакомую ему с давних приездов на Вологодчину.
10 декабря 2014 года в ДК ПЗ состоялся творческий вечер Евтушенко «Жизнь как приключение», на которой поэт презентовал первый том своего полного собрания сочинений.
- Первое, что я сделал сегодня утром, - поехал на могилы Вити Коротаева, с которым мы очень дружили, и Коли Рубцова. Мало кто знает, как нас с Колей когда-то стравливали, но у них ничего не получилось. Мы ни разу не поссорились. Более того, первые стихи Рубцова в Москве напечатал я. Он это помнил. Мы с Колей хоть и виделись редко, но были очень дружны. Но, к сожалению, я был одним из тех, кто не смог его уберечь от трагической гибели, - поделился в тот день Евгений Александрович.
Поклонники Евтушенко вспоминают последний визит мэтра в Вологду как большой праздник.
- Как литератор, я не могла не посетить в декабре 2014 года творческий вечер Евгения Александровича, состоявшийся в ДК ВПЗ. Пришла туда вместе с дочерью Ольги Фокиной - поэтессой Ингой Чурбановой, чтобы вживую познакомиться с Человеком ХХ века, - говорит доцент кафедры литературы Вологодского госуниверситета Елена Титова. - Поразил полупустой зрительный зал. Евтушенко был этим также расстроен. «Что, Вологда совсем перестала читать?» - с такими словами он обратился к публике. Но все неловкости вмиг улетучились с первыми строчками его произведений. Великолепная манера исполнения буквально поразила присутствующих, сразу же расположила к себе гостей вечера. Особенно великолепно в авторском исполнении прозвучали стихотворения «Идут белые снеги» и поэма «Дора Франко»». 

Мы увидели не привычного эпатажного Евтушенко, а строгого человека, настроенного на откровенный литературный диалог. Он резко осек выкрик одного из подвыпивших зрителей: «Женя, почитай еще!» - «Какой я вам Женя?» После окончания вечера крикун подошел к поэту, чтобы извиниться. Между ними состоялся доброжелательный диалог. 

Елена Титова, доцент кафедры литературы Вологодского госуниверситета.
Как рассказывает Елена Витальевна, Евтушенко тепло вспоминал своих друзей Виктора Коротаева и Николая Рубцова, высоко отзывался о творчестве Сергея Чухина. Рассказывал о своем желании проехать поездом с молодыми поэтами по всей России и отмечал, что в нашей стране растет достойная молодая поэтическая поросль.
- Уверена, что России еще предстоит заново осмыслить творчество Евгения Александровича. Его произведения навсегда останутся в учебной программе школ и вузов в ХХI столетии, - отмечает Титова.

Пять вечеров

- Когда моя мама Вера Александровна называет его Женей, я всякий раз снова впадаю в свое детство 1970-х, когда впервые увидел Евтушенко, я повторял, в такт маршируя перед ним по паркету: «Если будет Россия, значит, буду и я». А ведь всего пять вечеров, пять раз мне отвела судьба встретиться с этой легендарной и пока недооцененной обществом личностью! - говорит сын поэта Виктора Коротаева Александр. - Жаль, что больше никогда не увижу вблизи интеллигентную улыбку Евгения Евтушенко, так нежно относившегося к нашему доброму дому, ко всей нашей семье. 
Александр Викторович отмечает, что сейчас, когда многие отрицают ценность поэзии в современной жизни, у него на душе становится спокойно от воспоминаний о том, как высоко Евгений Евтушенко ценил своих вологодских товарищей по цеху. Виктора Коротаева он называл добрым и честным, Сергея Чухина - чистым и совершенно недооцененным, Николая Рубцова - безумно талантливым. 
Евтушенко вспоминал, как однажды в Центральном доме литераторов Рубцов подошел к нему со спины, закрыл глаза холодными ладонями и постучал по плечу: «Угадай, кто?» Рубцов бережно хранил во внутреннем кармане аккуратно сложенное письмо с отзывом мэтра о его «Добром Филе». 
По мнению Александра Коротаева, зря многие приписывают Евтушенко вражду с Василием Беловым. «Я люблю Васю, очень... Но тоже нас постоянно стравливали с ним... У кого-то это даже получалось», - цитирует поэта Александр Викторович.
- А сколько ведер грязи было вылито (да и сегодня льется) на него! - ужасается Коротаев. - Он даже одно время был «под запретом»: не печатали, не выпускали, только что из страны не высылали. Вроде уж хуже некуда, а он - все равно чистый остался. Со счастливой улыбкой на лице. Никакая грязь, говорят, к нему не липнет! Помню, однажды он мне рассказывал про то время. Что, мол, никуда не зовут, так называемые друзья в Москве отвернулись все, не здороваются, а тут, говорит, сижу дома один-одинешенек, смотрю на пыльный телефон, и вдруг Виктор Коротаев звонит из Вологды и приглашает плыть на пароходе по Сухоне-реке в Тотьму развеяться да повыступать перед людьми, которые, мол, все равно очень любят Евтушенко и не знают ничего ни про какие запреты. Тогда Сергей Викулов был ответственным секретарем Вологодской писательской организации, и он очень тепло, с большой радостью протянул Евгению Александровичу руку дружбы. И так было несколько раз.
Недавно Александр Викторович просматривал архивы электронной почты и нашел в одном из писем Евтушенко такое светлое напутствие: «Храню память о твоем редкостно одаренном щедростью души отце, который так помогал мне в трудные минуты моей жизни, и желаю тебе продолжать коротаевские традиции доброты к людям». Эта переписка продолжалась почти до последних дней.
- Люди, поймите, как бы сегодня ни пытались принизить роль личности поэта такого масштаба в истории ее соглядатаи, Евтушенко уже по праву занял место в XX-XXI веках рядом с Юрием Гагариным, Владимиром Путиным, рядом со всеми великими, в библиотеке «ЖЗЛ» в том числе, - считает Коротаев. - Да, по поэзии Евтушенко еще будут изучать отношение народа к времени, к войне, к Сталину, к Хрущеву, к родной стране, ко всему XX веку, наконец. Потому что он вобрал в себя этот большой век, он и есть его голос, который будет еще долго откликаться гулким эхом вечности. И долго будет слышаться над нами - полушепотом:
Идут белые снеги... 
И я тоже уйду. 
Не печалюсь о смерти 
И бессмертья не жду.
Утрата Память Личность

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: