Вологжанка шесть лет выхаживает «небесных дельфинчиков»

statics/images/arcticles/082019/27082019xf7ab5ca7.jpg
В этом году Анна выпустила на волю уже семь стрижат.
Фото Игоря Аксеновского
«Лети, Кичик, лети, мой милый птенчик, мама желает тебе долгой и счастливой жизни», - целует в маковку стрижа вологжанка Анна Харионовская, выпуская его на волю. Стрижонок еще минуту сидит на «маминой» ладошке, оценивая погоду и собственные силы, а затем пулей взмывает в небо. 

Птичья «мама»

- Все началось с грачика, - вспоминает Анна Харионовская. - Семь лет назад, когда я дежурила на телефоне общества защиты животных «Велес», нам позвонили из детского сада, где выпал из гнезда птенец. Я его подобрала, почитала в Интернете, как выхаживать пернатых, а через три недели, когда грачонок подрос и окреп, выпустила его на волю. 
С тех пор в жизни Анны было еще много птиц: вороны, галки, голуби, чайки, вальдшнепы, ласточки. Еще была ушастая сова (ее отдали в Дарвинский заповедник), был ястреб-осоед (отправили в Ярославский зоопарк), а вот лебедя спасти, увы, не удалось: он упорно отказывался от пищи после гибели своей лебедушки. Птиц - раненых, голодных, обессиленных - подбирают добрые люди и со всей области везут к Анне. Она всех принимает, но больше всего любит стрижей.
- Мы, стрижеспасатели, без ума от этих птиц, - делится вологжанка. - Стрижей мы называем небесными дельфинчиками: они так свободно чувствуют себя в воздухе, выписывая невероятные пируэты! А какие они быстрые, выносливые, как красиво щебечут! 
Этот щебет не смолкает в доме Харионовских в деревне Яскино под Вологдой. Там Анна с мужем Василием и сынишкой Алешей вьют свое семейное гнездо. Места хватает всем - четырем собакам (все - уличные «подобрыши»), кошке Пусе и коту Тоше (со сломанной челюстью, обмороженными ушами и перебитым в трех местах хвостом его нашли в замерзшей деревне) и щенку Яшке (хозяева выкинули его в помойку). При этом хвостатые не обижают стрижей (сейчас их в доме девять), и те по два-три птенчика спокойно живут в картонных коробках. В клетках их держать нельзя: повредятся крылышки.

Тишка, Кичик и Идальго

В детстве Аня спасала бездомных щенков и котят, хотела выучиться на ветеринара, но испугалась опытов с животными: «Препарировать лягушку я бы не смогла!» В итоге девушка стала программистом, правда, с мая по сентябрь, когда начинается «стрижепад», она трудится по четыре часа вместо восьми, оставляя время на уход за птицами.
- Раньше я таскала на работу стрижат, чтобы их кормить по графику. К счастью, руководство пошло навстречу: летом мне разрешили работать по полдня, и теперь я могу выхаживать птенчиков дома, а не наспех в обеденный перерыв, - говорит Анна.
Всех своих питомцев стрижеспасатель знает «в лицо» и по именам. Вот Тишка, поступил с сильной черепно-мозговой травмой. Судороги сняли уколами В1 и другими лекарствами, но птенчик все еще плох: лежит на боку, голову не держит, координация движений нарушена. Вот Идальго, он был сильно истощен, но аппетит у птахи есть. Ну а Кичик отъелся-поправился и улетел на вольные хлеба. Из новеньких - птенец с раненым подбородком да стрижонок, залетевший в Вологде в окно и повисший на шторах. Его привезли с критическим весом - 30 граммов. 
- В середине мая стрижи прилетают из теплых стран и садятся в гнезда на яйца, - рассказывает Анна. - Птенцы вылупляются через 45 дней, и мамы кормят прожорливых чад комарами и мухами из клювика в клювик. А когда пищи мало или родители погибают, истощенные птенцы от безысходности сигают из гнезда. С земли им уже не взлететь: у них короткие лапки и длинные изогнутые крылья. Финал в этом случае печальный…

Золотые птенчики

- Кушай, кушай, мой хороший, набирайся сил, - приговаривает Анна, питая очередного птенчика. 

К слову

Кормить стрижат нужно 4-5 раз в день, а истощенных - еще и ночью, при этом птичье кормление - сложная процедура. Для начала малыша нужно завернуть в мягкую салфетку, чтобы не повредить перышки. Затем разжать ему клювик и пропихнуть пищу глубоко в глотку. Если птенчик выплюнул - повторить. До и после кормления - взвесить на электронных весах. И лишь затем перейти к следующей птахе. В итоге уходит до 20 минут на каждого и до двух часов - на всех. 

В домашних условиях стрижат кормят жуком-зофобасом, домовыми сверчками и гигантскими тараканами - мраморными, туркменскими, мадагаскарскими. Все это выращивается в России на специальных фермах и заказывается в Интернете. Правда, цены кусаются: коробка со сверчками (600 г) с доставкой стоит около 4 000 рублей, мраморный таракан - четыре рубля за штучку. Если учесть, что птенчик съедает за раз 15 сверчков и больше, то суммы набегают приличные.
- Порой мне помогают деньгами люди, подобравшие стрижат, а в этом году впервые пришлось бросить клич в соцсетях. Но сейчас даже на кошек и собак собрать пожертвования непросто, а в спасение птиц пользователи и вовсе не верят. 
В итоге на еду для пернатых скинулись тогда только мои знакомые, - вспоминает Анна.
Чтобы прокормить питомцев, девушка начала разводить тараканов дома. Гигантские насекомые питаются овощами и активно плодятся в семи больших контейнерах у печки. Верх емкостей намазан вазелином, чтобы тараканы не разбежались, но иногда они преодолевают скользкий барьер. Муж Василий, бывает, кого-то из них прихлопнет (уж очень он не любит этих усачей), а вот Анна терпеливо ловит насекомых и складывает в морозилку впрок: раньше, говорит, испытывала брезгливость, а потом привыкла - куда деваться-то?! А если при кормлении птенцов погладить за ушком или по голове, то они в ответ зажмурятся от удовольствия.

«На волю птичку выпускаю»

Лишь когда птенцы наберут вес 40 граммов и больше, можно выпускать их в дикую природу. Для этого на улице должно быть тепло (тогда есть мухи и комары для корма) и просторно (иначе птенец может удариться о стены и деревья и травмироваться). Желательно, чтобы в небе при этом порхали и стайки других стрижей: с компанией малышу безопаснее и веселее.
- Дело в том, что стрижи, встав на крыло, три года не садятся на землю. Они едят и пьют на лету и даже спят, поймав воздушные потоки. Только достигнув половой зрелости, эти птички устраиваются в гнезде, чтобы вывести потомство, - рассказывает Анна. - Выпускать стрижей на волю нужно в августе, в крайнем случае - в сентябре. Вот почему осенью стрижеспасатели со всей страны (а их в России около сотни) везут поздних птенцов коробками на юг. Ну а если и там погода нелетная и стриж на зиму останется у человека, то мышцы у птицы ослабнут, и она уже не сможет летать.
В этом году Анна выпустила на волю уже семь стрижат. Каждого посадит на ладошку, погладит на прощание по спинке, бывает, всплакнет. Правда, в этот раз Идальго отказался лететь. 
- Ну давай еще до завтра подождем, завтра будет теплее, - успокоила малыша Анна. 
Всего же на ее счету - около 40 спасенных птичек. А еще с десяток выходить, увы, не удалось.
- Стрижей со сломанными крыльями мы сразу отправляем на усыпление: тут уж ничем не поможешь. А вот если перышки слабые и редкие, то крылья можно нарастить от донорской птицы - есть такие специалисты в Москве, - делится вологжанка. 
Она пока такой услугой не пользовалась, но на всякий случай хранит в морозилке погибшего стрижа с хорошим оперением: вдруг кому пригодится?!
- Я не знаю, зачем я их выхаживаю, но просто не могу этого не делать. Я не могу спокойно жить, когда люди находят птенцов, которые могут погибнуть, - рассуждает Анна. - Друзья надо мной не смеются, все понимают и поддерживают - и этот наш лазарет для птиц, и наше семейное вегетарианство (мяса мы не едим из морально-этических соображений). А вот родители мужа сначала были в шоке, но потом тоже привыкли. Недавно, когда мы приезжали к ним в гости с тараканами и стрижами (птиц же надо кормить!), свекровь только вздыхала, но ничего не сказала.
Сейчас Анна всерьез подумывает все же выучиться на ветврача, а в идеале - и на орнитолога. А еще она верит в переселение душ. В следующей жизни девушка хочет быть стрижом. И очень не хочет быть тараканом.
Человек и природа

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: