Вологодская «сотня» прошла через самую страшную мясорубку

statics/upload/iblock/3f5/ВоронежФ.jpg
Бойцы 100-й дивизии готовятся к атаке на южной окраине Воронежа.
Фото с сайта «Великая война»
К 100-летию газеты «Красный Север» мы продолжаем рассказ о людях, событиях и явлениях, так или иначе связанных с «круглой» цифрой. На этот раз в нашей регулярной рубрике расскажем о легендарной 100-й стрелковой дивизии.

Три месяца на подготовку

75 лет назад, в марте 1942 года, к вологодскому льнокомбинату подъехали две легковые машины, откуда вышли несколько подтянутых военных и молодой адъютант, несший на руках печатную машинку. Именно таким был первый день дивизии, формировавшейся из призывников 1921-1923 годов рождения и запасников более старших возрастов, в основном из Вологодской и Архангельской областей. 
Официальным днем рождения 100-й стрелковой дивизии считается 18 марта 1942 года. Но к тому времени, по факту, существовали только штаб и несколько интендантских служб. Основная масса личного состава прибыла в создаваемые полки в апреле, а в начале мая дивизию перевели в Кущубу, в летние лагеря. Именно здесь воины принимали присягу.
Изначально к 100-й стрелковой предъявлялись повышенные требования. Дивизия была второго формирования. Ее предшественница, созданная еще до войны из кадровых военных, отличилась в боях за Ельню и была переименована из 100-й в 1-ю гвардейскую, став, по сути, родоначальницей советской гвардии, поэтому новый состав должен был не уронить воинской чести своих предшественников. 
Новую дивизию, командовать которой доверили будущему Герою Советского Союза Францу Перхоровичу, хорошо обмундировали и вооружили. А главное, несмотря на начавшееся летнее наступление немцев, дали три бесценных месяца на боевую подготовку личного состава.
Важно и то, что на должность командиров рот и батальонов назначили откомандированных преимущественно с Карельского фронта опытных боевых офицеров. 
Всего в состав дивизии были зачислены около 12 тысяч человек. В середине июля 1942-го вместе с артдивизионом тяжелых пушек 100-ю бросили в сражение под Воронежем. 

Боевое крещение

Бои за этот город не так известны, как Сталинградская или Курская битвы. Но по накалу и ожесточению они не уступали знаменитым сражениям, а порой и превосходили их. Линия фронта проходила тогда через сам город, разделивший противников извилистой рекой. На правобережье Красной Армией был создан Чижовский плацдарм, с которого наши части пытались вести наступление на оккупированные фашистами центральные кварталы города. Но немцы смогли выстроить мощную систему обороны и постоянно переходили в контратаки.
В эту «мясорубку» прямо с марша и попала вологодская 100-я. 
В изматывающих боях обе стороны несли большие потери. Вологжанин Владимир Стригин, у которого в сос-таве 100-й под Воронежем сражался и погиб отец, на основе архивных документов смог буквально по часам восстановить хронологию самых страшных боев на Чижовском плацдарме. Известно, что только за четыре дня сражений, с 12 по 15 августа, в составе дивизии были убиты 325 вологодских призывников, а около 600 получили ранения. 
Позиционные бои на Чижовском плацдарме то затихая, то вспыхивая с новой силой тянулись до конца января 1943 года. Но именно здесь - среди дыма, крови и пожарищ - и формировался боевой дух дивизии, которую в солдатской среде сначала шутливо окрестили «вологодско-чумазой». Но на это название сами солдаты, лица которых действительно были перемазаны сажей и грязью от многодневного пребывания на передовой под постоянным огнем противника, не обижались. Им в какой-то мере даже гордились.
Тем более что зимой 1943-го, отмыв въевшуюся в кожу грязь, немного отдохнув и пополнив обескровленные полки, 100-я начала свой победоносный путь на Запад, последовательно участвуя в Воронежско-Касторненской, Харьковской и Житомирской наступательных операциях. 
Было совсем не просто. В начале 1944-го в районе Бердичева  немцы смогли окружить вологодскую дивизию, вырвавшуюся в наступательном порыве чуть вперед своих фланговых соседей. Но наши земляки смогли прорвать окружение, а через три недели уже снова шли в наступление. 
За успешные действия при освобождении Львова 100-я дивизия получила почетное наименование Львовской. Затем участвовала в боях за освобождение Польши и Верхней Силезии, а закончила войну в мае 1945-го в Чехословакии. И, наверное, символично, что финальным военным аккордом для вологжан стало участие в Пражской стратегической операции, которой командовал наш прославленный земляк - маршал Иван Конев. 
Максим ВОЛОДИН
История Топ-100

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: