Велосипедам и гироскутерам ПДД не писаны?

statics/images/arcticles/062019/26062019x728c3639.jpg
Фото Валентины Певцовой
Летом многие вологжане предпочитают передвигаться по городским улицам на велосипедах, электросамокатах, гироскутерах или роликах. Традиционно количество жалоб со стороны пешеходов на гоняющих по тротуарам любителей необычных средств передвижения в теплые месяцы резко растет. «Красный Север» выяснил, какими правилами регулируются современные виды городского транспорта.

Модный транспорт

- Недавно прямо на пешеходном тротуаре на меня едва не наехал велосипедист. Я, конечно, высказала ему все, что думаю по этому поводу. Да и вообще с наступлением тепла передвигаться стало опасно: того и гляди на тебя налетит высоченный детина на каком-то диковинном приспособлении! - справедливо возмущается вологжанка Наталья Владимировна.
Действительно, с подобной проблемой сталкивался наверняка практически каждый горожанин. 
Но если еще несколько лет назад жалобы поступали в основном на велосипедистов, то теперь все чаще прохожих «терроризируют» фанаты достаточно экзотических для наших мест средств передвижения: моноколес, электросамокатов, сегвеев или гироскутеров.
- Я езжу на работу на обычном самокате. Купил его за шесть тысяч рублей в спортивном магазине (хотя, к слову, есть модели за 30, 40 и 50 тысяч целковых). Во-первых, езда на самокате заметно экономит мне время. Раньше пешком до офиса добирался за 35 минут, теперь доезжаю за 20. Кроме того, это отличная физическая нагрузка. Посещать спортзал с моим графиком просто нереально, а поездки на самокате держат в тонусе, - утверждает череповчанин Дмитрий Маслов. 
Вологодский студент Кирилл раньше предпочитал велосипеды и самокаты. Но после неудачного падения с велика и сломанной ключицы пару лет назад «пересел» на гироскутер. Но признается: иногда для передвижения на небольшие расстояния - например, до магазина - пользуется скейтбордом.
- На мой взгляд, и гироскутер, и тем более скейт - более безопасные средства передвижения. Причем как для меня, так и для окружающих. Сильно разогнаться на них, а следовательно, столкнуться с пешеходом практически нереально, - утверждает Кирилл. - У нас в группе вуза практически все на чем-то ездят: кому-то просто удобно добираться, а кто-то говорит, что ему нравится сам процесс - сплошной драйв и веселье.

Нет возможности не нарушить?

Вот только все веселье пропадает, когда новоиспеченные «водители» не соблюдают даже элементарных правил движения. Буквально в прошлый четверг двое подростков 12 и 14 лет погибли в аварии на Московском шоссе в Вологде. Их скутер «Ирбис» столкнулся с КамАЗом.
Не становится меньше и ДТП, в которых на пешеходов налетают бешено несущиеся по тротуарам велосипедисты. 
Одна из наших читательниц рассказала, что утром, когда она шла на работу по мосту на улице Ленинградской, ехавший навстречу велосипедист буквально рухнул ей под ноги. Она, естественно, возмутилась, но быстро поняла, что разговаривать с ним бесполезно: мужчина был пьян. Он снова взгромоздился на велосипед и отправился дальше, а она поспешила на работу. Только вечером обнаружила, что мизинец на правой ноге у нее распух, покраснел и очень болит. Визит к травматологу принес неутешительную новость: перелом. В итоге ей пришлось три недели проходить в гипсе, пройти курс физиотерапии и почти полгода ежедневно смазывать ноющую ногу болеутоляющей мазью. 
- Ну, это она еще легко отделалась, - сказала нам мама череповчанки Ирины, на которую тоже наехал велосипедист.
Там история была и вовсе жуткой: пытаясь увернуться от велосипеда, девушка оступилась, упала, ударилась затылком о бордюр и потеряла сознание. Хорошо, что оказавшиеся рядом граждане не только вызвали «скорую помощь», но и задержали велосипедиста до приезда полиции. У девушки оказалось серьезное сотрясение мозга, она неделю пробыла в коме. Благодаря бдительности прохожих личность виновного в этот раз была установлена: его привлекли к уголовной ответственности, и он компенсировал семье пострадавшей затраты на лечение и реабилитацию.
- Конечно, пострадавший от действий велосипедиста может подать иск на виновника наезда, - поясняет вологодский юрист Игорь Голышев, специализирующийся на защите прав пострадавших в ДТП. 

В тему

Количество моделей подобного электротранспорта поистине необъятно, равно как и разнообразие цен. 
В вологодских магазинах гироскутер можно выбрать как за 12 тысяч - это минимальная цена на имеющиеся в наличии модели, - так и почти за 24 тысячи рублей. 
У сигвеев, электросамокатов и моноколес разброс цен еще больше: от 14 до 60 тысяч, от 14 до 90 тысяч и от 6 до 130 тысяч рублей соответственно.

Это может быть гражданский иск, который, по словам специалиста, используется крайне редко, поскольку из-за небольшого вреда и общей юридической безграмотности пострадавшие редко обращаются за возмещением ущерба. Возмещение в этом случае заключается в оплате морального и материального вреда. Иск может быть административным, если имело место причинение легкого вреда здоровью. Уголовное наказание грозит виновнику в том случае, если здоровью нанесен тяжкий вред. 
Между тем для велосипедистов есть четкие правила передвижения по городским улицам. Как сообщили нам в областном управлении ГИБДД, они гласят, что в пределах пешеходных зон на велосипеде могут передвигаться только дети до 14 лет. Остальные должны ехать либо по проезжей части, либо по специальным велосипедным дорожкам.
Впрочем, практика показывает, что сами велосипедисты этих правил практически не знают. 
- Да, я знаю, что по тротуару ездить нельзя, - говорит моя коллега, которая с мая по сентябрь ездит на работу исключительно на велосипеде. - Но у нас обочины практически по всему городу используются как парковки, велосипедные дорожки не выделены, вот и приходится ехать по тротуару.
С велосипедистами солидарны и многочисленные владельцы электросамокатов.
- Мы в выходные с супругом совершаем на своих электросамокатах длительные прогулки по городу. Это очень удобно: быстро преодолеваешь большие расстояния и при этом совсем не устаешь. Правда, ездим исключительно по тротуарам или по редким велосипедным дорожкам, которые есть в городе. Но по велосипедной дорожке по всему намеченному маршруту проехать невозможно: они обычно внезапно начинаются и так же внезапно заканчиваются, - говорит вологжанка Татьяна. - Уверена, что все, кто ездит по тротуарам, делают так не потому, что хотят нарушать, а потому, что вынуждены.

Единые правила для всех

По мере увеличения на тротуарах количества разных средств передвижения встает вопрос: как урегулировать эту проблему? Еще три года назад депутат Госдумы Александр Васильев просил ГИБДД рассмотреть вопрос об урегулировании статуса подобного транспорта, определить меры ответственности для их владельцев в случае дорожных происшествий и внести поправки в ПДД. 
Позже этот вопрос обсуждался и в Правительстве. МВД и Минтрансу было дано поручение проработать его законодательное регулирование. Минтранс считает, что обладателей бесшумных электрических транспортных средств стоит выделить в отдельную категорию участников движения, а вот МВД такой необходимости пока не видит и на сегодня рассматривает их как пешеходов. А потому привлечь владельцев электросамокатов или гироскутеров к ответственности за оставление места ДТП невозможно - ведь его вроде как и не было. Просто столкнулись два пешехода, передвигающиеся с разной скоростью. Исходя из этого административная ответственность за наезд на пешехода не предусмотрена. 
- В подобной ситуации отношения участников дорожного движения регулируются гражданским законодательством, - пояснили в Управлении ГИБДД УМВД России по Вологодской области.
Вопрос о законодательном регулировании этой сферы остается открытым. Хотя, например, в Мосгордуме обсуждали возможность разработки собственных ПДД для моноколес, электросамокатов, сигвеев и гироскутеров. А вот в Германии, Португалии и Швеции гироскутер уже считается законным средством передвижения. 
Светлана ДАМИРОВА, Артем ПОМЯЛОВ
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: