В Польше сносят памятники воинам-освободителям

statics/images/arcticles/102017/25102017xcdc94adc.jpeg
Советские солдаты помогают узникам Освенцима покинуть лагерь.
Фото с сайта «Великая Отечественная война»
statics/images/arcticles/102017/25102017x22eb66c1.jpg
Памятник воинам-освободителям в Жешуве.
Мэрия и жители польского города Жешув отказались сносить памятник советским воинам-освободителям, вступив тем самым в конфликт с официальной Варшавой. Но судьба монумента, рядом с которым покоятся останки погибших вологодских бойцов, пока окончательно не решена.

Националисты против Рима

В годы Великой Отечественной войны при освобождении Польши сложили свои головы свыше 600 тысяч советских воинов, примерно 12 тысяч из них - уроженцы нашей области. Наиболее ожесточенные бои разгорелись летом 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции. Войска 1-го Украинского фронта под командованием нашего земляка, Маршала Советского Союза Ивана Конева окружили и разгромили фашистскую группировку восточнее Львова, а затем, преодолевая упорное сопротивление врага, освободили южную часть Польши.
Среди тех, кто особенно отличился в этих боях, - артиллерийский дивизион гвардии майора Рима Сазонова, а также части 232-й стрелковой дивизии, незадолго до этого получившей вологодское пополнение. Именно 232-я в числе других соединений освобождала Жешув, понеся при этом значительные потери.
Плечом к плечу с советскими солдатами сражались и бойцы Войска Польского. Но уже тогда в польском обществе наметился раскол. Около 400 тысяч «штыков» насчитывала Армия Крайова, значительная часть поляков вступили и в украинские националистические группировки УНА-УНСО. Согласно официальным архивам, за время оккупации страны были призваны в немецкий вермахт и его вспомогательные части почти 500 тысяч молодых поляков.
В послевоенный период, когда Польша вошла в число стран социалистического лагеря, идеологические споры немного поутихли, но после развала Советского Союза возобновились с новой силой. 
Пришедшее со временем к власти партийное большинство в Варшаве окончательно сделало ставку на переписывание, а то и откровенную фальсификацию военной истории. Активно субсидируемые Западом общественные организации националистического толка принялись наперебой составлять многочисленные меморандумы о многомиллиардных суммах ущерба, якобы нанесенного Польше со стороны России.
Действительно, в многовековой истории сосуществования двух государств были разные периоды, но выпячивая выгодные для них факты, поляки сознательно замалчивают о других. Например, о белопольской интервенции 1920 года или о спровоцированном шляхтой Смутном времени, терзавшем Россию несколько десятилетий в начале XVII века. Попавшее во все летописи «вологодское разорение» 1613 года как раз и было делом рук польско-литовских интервентов и их сторонников. 

Память - не уничтожить? 

Еще одним идеологическим инструментом, активно применяемым сейчас польской стороной, стала так называемая война памятников. С 2011 года начались «точечные» демонтажи монументов советским воинам-освободителям, а летом этого года польский сейм (парламент) официально принял законопроект о запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя в названиях зданий и объектов. Среди прочего данный документ предусматривает исчезновение «из общественного пространства памятников, прославляющих коммунистическое наследие». В законе, правда, есть поправки, которые номинально запрещают перемещать монументы, расположенные на кладбищах и на территориях массовых захоронений, а также внесенные в реестр памятников архитектуры. Но заключение о судьбе таких монументов дает Институт национальной памяти, известный своей антироссийской риторикой.
21 октября закон о запрете пропаганды коммунизма, предполагающий снос памятников бойцам Красной Армии, освобождавшим страну от фашистов, официально вступил в силу. Причем даже в более жесткой форме, чем предполагалось: речь идет уже не только о памятниках, но и о мемориалах. Польские власти в Варшаве заявляют, что «пока не стоит» трогать советские воинские кладбища. Однако инициатор принятия закона, все тот же Институт национальной памяти, уже призывает подумать и над «декоммунизацией» захоронений.
К сожалению, Жешув оказался пока одним из немногих городов, где здравомыслящие муниципальные власти вместе с общественностью решили вступиться за историческую справедливость. В других польских воеводствах до конца следующего года с центральных улиц могут исчезнуть около 270 памятников и мемориальных досок, связанных с именами советских воинов и полководцев.
На этом фоне не удивительно, что, по данным недавнего опроса, почти половина польских школьников затруднились ответить, в какой стране находился печально знаменитый Аушвиц (Освенцим). Знает о том, что этот лагерь смерти освобождали части Красной Армии, в том числе бойцы сформированной в Вологде 100-й стрелковой дивизии, и вовсе только каждый девятый молодой поляк.
Впрочем, есть и примеры иного рода. Недавно в Бресте прошла трехсторонняя встреча российских, польских и белорусских военных историков. Существовавшее вначале напряжение и взаимное недоверие сменилось затем конструктивной работой. 
А представленный доклад о вологжанине - Герое Советского Союза Александре Андрееве, подразделение которого первым ворвалось в Лодзь и отличилось при освобождении Познани, польские коллеги и вовсе пообещали перепечатать у себя на родине отдельной брошюрой.
История Память Польша

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: