Успеть на последний паром

statics/images/arcticles/102017/25102017x412c4975.jpg
В Вологодской области несколько десятков деревень и поселков, связанных с дорогами речными переправами.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/102017/25102017x06003db0.jpg
Раннее закрытие переправы собственники парома объясняют необходимостью до начала холодов транспортировать плавсредство в Великий Устюг для ремонта.
statics/images/arcticles/102017/25102017x15a7a627.jpg
Крыльцо мини-пекарни - центр деревенской жизни.
statics/images/arcticles/102017/25102017x9a775a2f.jpg
Хлеб в Михайловке пекут свой, четыре раза в неделю.
statics/images/arcticles/102017/25102017x915c5f00.jpg
В Михайловке на зиму остаются около 100 жителей, большинство из них - пенсионеры.
statics/images/arcticles/102017/25102017xcd289d0b.jpg
Добраться до Нижней Печенги можно разве что на таком внедорожнике.
19 октября в свой последний осенний рейс отправился «михайловский» паром через Сухону, тремя днями ранее закрылась переправа у Черепанихи. А это значит, что для жителей нескольких правобережных деревень наступили трудные времена - почти два месяца им придется жить в настоящей речной блокаде.

Далекий берег

Сухона - самая длинная река нашего региона, которая по диагонали делит всю восточную часть области. Но в ее среднем течении только два моста - тотемский и нюксенский. Часть населенных пунктов отрезаны от магистралей бездорожьем, болотами и лесами. Летом и осенью добраться сюда можно только по воде, со второй половины декабря - по намораживаемым ледовым переправам.
Одна из таких «отрезанных» деревень - тотемская Михайловка, в которую мы попали в последний «паромный» день. Пока переправлялись, успели познакомиться с экипажем: капитан Анатолий Вайгачев работает десятую навигацию, моторист Виталий Верещагин - шестую. На их памяти и самый трагичный случай из истории переправы: лет пять тому назад прямо во время движения парома в реку съехал плохо закрепленный «КамАЗ». Водитель выжил, а вот двое находившихся в кабине пассажиров погибли. 
Последующая проверка не выявила вины экипажа. Хотя если бы и выявила, переправу все равно не закрыли бы - пока река не встала, другой возможности переправить в Михайловку пассажиров и грузы нет.
Паром причаливает к берегу примерно в двух километрах от деревни. Со стороны реки она выглядит непрезентабельно: заросшие бурьяном тропинки и десятки брошенных и полуразрушенных домов. Мы даже засомневались - а жива ли деревня? Но ближе к центру над крышами строений показался печной дым, где-то вдалеке загудела лесопилка. 
Стучимся в один из домов. Как оказалось, здесь живет местный почтальон Нина Даниловская. 
- Я в Михайловке уже 43-й год, привыкла, - говорит Нина Васильевна. - Сейчас в деревне осталось около 100 жителей, в основном пенсионеры. Как живем? Не очень, особенно осенью, когда паром перестает ходить. До того берега, пока лед не пошел, можно добраться на лодке. Но там от переправы до трассы еще девять километров, ближайший поселок Камчуга в 20 верстах - за продуктами не сходишь. Поэтому заранее делаем запасы в холодильнике. Хлеб же в Михайловке свой пекут - четыре раза в неделю. При пекарне и мини-магазин. Еще из Камчуги машина с продуктами по зимнику приезжает, торговля в деревянном клубе идет - он у нас отапливается. 
Рассказала Нина Даниловская и о том, что даже в межсезонье почту в деревню привозят три раза в неделю - для этого нанимают специального человека на лодке. А читают в Михайловке много. Одного «Красного Севера» 25 экземпляров выписывают! Да еще у «районки» с десяток подписчиков. Приходится почтальону заниматься и выездной торговлей. Раньше для этих целей ведомственный велосипед был, но затем забрали - вроде как по нормативам не положено…

На переезд не согласны

На крыльце мини-пекарни, где трудятся Ольга Шестакова и Нина Кузнецова, в «хлебные» дни всегда толпится народ. Вот и нас, узнав, что мы из областной газеты, обступили со всех сторон. Рассказали, что самое тяжелое время - это 7-10 дней ледостава, когда на тот берег вообще не добраться. Случись что - вся надежда на местный ФАП с запасом лекарств да на двух фельдшеров.
Поведали и о том, что есть рядом с Михайловкой еще одна «отрезанная» рекой деревня - Нижняя Печенга. До нее шесть километров по «убитой» дороге. Вспомнили, что весной в Печенгу уже приезжали журналисты «Красного Севера». После публикации часть самых 
проблемных участков трассы засыпали горбылем, но доехать до деревни по-прежнему можно лишь на внедорожнике либо «уазике».
Рядом с переправой повстречали главу администрации Тотемского района Сергея Семенова и руководителя администрации Пятовского муниципального образования Татьяну Маринову, возвращавшихся из поездки по правобережью.
- Паромные перевозки до Михайловки осуществляет индивидуальное предприятие, зарегистрированное в Великом Устюге, - рассказал нам Сергей Семенов. - Районный бюджет дотирует переправу, на этот год выделен один миллион 300 тысяч рублей. Еще 300 тысяч предусмотрено на создание ледовой дороги. Мы неоднократно предлагали жителям Михайловки переселиться на левый берег, в Камчугу, где есть свободные дома, но желающих не нашлось. В любом случае людей не бросим. Есть лодка, в течение 10 дней приобретем к ней мотор. До начала ледостава это плавсредство будет использоваться для перевозки людей. 
Рассказал глава администрации района и о том, что ремонт дороги на Нижнюю Печенгу, где зимой остаются 8-10 постоянных жителей (летом их число увеличивается до 25), запланирован на первое полугодие 2018 года. Для этого зимой на правый берег завезут 1000 тонн гравийной смеси.
Кстати, дорожная проблема остается актуальной и для двух других правобережных поселений Тотемского района - Великодворского и Толшменского. Вот и мы 40 километров от Тотьмы до Великого Двора по разбитой грунтовке ехали без малого два часа! 
Но местные жители рады и такой дороге, вспоминая события пятилетней давности, когда половодье повредило деревянный мост через реку Печеньжицу. Население тогда оказалось в положении михайловцев - путь в Тотьму проходил через сухонскую переправу у Черепанихи, а по дну Печеньжицы проложили шланг-молокопровод, по которому молоко с «отрезанных» ферм перекачивали на другой берег. При поддержке областных властей и лично губернатора Олега Кувшинникова оперативно были выделены средства на строительство нового бетонного моста, переправу открыли в 2013 году, и связь с «Большой землей» для этих поселений была восстановлена. 
- Паромная переправа у Черепанихи уже не является стратегической, но мы ее обязательно сохраним, так как она разгружает поток машин на основной дороге и дает прямой выход на трассу Тотьма - Чекшино, - поясняет начальник районного отдела строительства и дорожного хозяйства Надежда Иконникова. - Что же касается переправы у Михайловки, то паромное движение должно возобновиться там со второй половины апреля.

Деревни «отдадут» соседям? 

Тотемский район не единственный, где два раза в год остро встает вопрос о доступности заречных территорий. Всего в нашей области насчитывается 16 переправ, и каждая из них имеет свои особенности.
В Великоустюгском районе за Сухоной и Югом расположено сразу несколько крупных деревень и поселков - Кузино, Аристово, Рукавишниково, в которых живут порядка 2000 человек. Планам по строительству автомобильного моста через реку Юг уже несколько десятилетий. Были и конкретные проекты. Но удовольствие это слишком дорогое, и каждый раз для воплощения планов в жизнь чего-то не хватало. Не удивительно, что глава муниципального района Александр Кузьмин недавно обмолвился, что даже о примерных сроках появления моста говорить пока не стоит. Тем не менее смягчить остроту проблемы великоустюгские власти пытаются. Две зимы подряд по договоренности с управлением МЧС в районе Кузинской и Усть-Алексеевской переправ для экстренных случаев использовались дежурившие там катера на воздушной подушке.
16

переправ насчитывается 
в нашей области, и каждая имеет свои особенности. 

Не понаслышке знают о переправных трудностях и жители Ершовского поселения в Шекснинском районе. После объединения нескольких административных единиц земли укрупнившегося поселения оказались «разрезаны» двумя широкими водотоками. Чтобы попасть в Камешник и Березник, нужно воспользоваться паромом через Ковжу. А вот до шести деревень на противоположном берегу Шексны можно добраться только в объезд через райцентр, а это без малого 100 километров.
- В этих шести деревнях у нас проживают 68 человек, - рассказал глава Камешниковского поселения Алексей Камулин. - Уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости передачи данных населенных пунктов в состав Сиземского поселения. В деревнях проведены сходы, жители, в принципе, согласны сменить административную подчиненность. Но сам процесс «перевода» населенных пунктов требует массы юридических согласований.
Возможно, со временем сменит свою административную «прописку» и Туровец - второй по численности жителей поселок Междуреченского района. По реке от него до райцентра, расположенного на противоположном берегу Сухоны, 70 километров. С мая по сентябрь раз в неделю до Шуйского курсирует катер - стоимость билета в одну сторону более 500 рублей с человека. Не хочешь на катере - поезжай 240 километров в объезд, через Вологду. И лишь зимой до Шуйского можно попасть по короткому пути, через ледовую переправу. Уже много лет идут разговоры о необходимости присоединения Туровца к Тотемскому району. Часть туровецких жителей - за, но есть и те, кто категорически против. 

Бесплатные велосипеды

При обсуждении любой проблемы стало модно ссылаться на заграничный опыт. Но, как оказалось, и за рубежом не все однозначно. В Финляндии, где идеально развит внутригородской и междугородний транспорт, есть масса удаленных поселений, куда ведут грунтовые дороги. Порой не самого лучшего качества. У большинства тамошних жителей - внедорожники. Тем, у кого их нет, бесплатно выдают велосипеды и шлемы (без них езда в Финляндии запрещена). В период распутицы ты должен пешком или на велосипеде добраться до асфальтированной дороги, где тебя подберет рейсовый автобус. Велосипеды остаются на крытых стоянках у остановок.
На американской Аляске насчитывается полсотни поселений на островах, куда паромы ходят только летом, один-два раза в месяц. Основная связь осуществляется еженедельными самолетами или вертолетами. Они же доставляют и необходимый запас продуктов. Сейчас в Америке, как и у нас, активно идет процесс укрупнения отдаленных поселений - жителей из труднодоступных мест стараются переселить поближе к городам и хорошим дорогам.
Сухона Проблема

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: