Современный город должен быть удобным, зеленым и цветущим

statics/images/arcticles/092017/04092017xdf95c6f4.jpg
Яркие цветы на клумбах создают праздничную атмосферу на городских улицах.
Фото Валентины Певцовой
Наконец-то появился список дворов - победителей проекта «Комфортная городская среда». Этот марафон сопровождало множество сюжетов в СМИ. Хочу сказать несколько слов на эту тему.
После рабочего дня в пластиковом офисе мы садимся в пластиковую машину, из нее попадаем в пластиковую квартиру. Стада машин почти ползком более часа тянутся на ночевку. Из дома ни ногой - устал. Зачем такому человеку двор? Только для парковки.
С утра все происходит в обратном порядке. Теперь на целый рабочий день занимается автомобилями общая муниципальная земля. Она дорогая, между прочим. 
А придомовая парковка на целый день остается непригодной для отдыха зоной: ни в футбол поиграть, ни побегать. Получается, что 20 часов в сутки машина - не средство передвижения, а настоящая недвижимость. Не страшат владельцев ни «убитые» дороги, ни дорогой бензин, ни пробки. Пугают только платные парковки. 
Обижаются водители на шлагбаумы и ограждения, а то бы по чужим дворам пробки объезжали, разворачивались и парковались, оставляя объедки и окурки в ожидании ушедших в торговый центр жен. 
Мечты губернатора о современном европейском мегаполисе вряд ли сбудутся. Скандинавы берегут свою хрупкую северную природу, у чехов общественный транспорт работает как часы, голландцы на велосипеды пересели. Вологда же пока - место передержки автомобилей, сплошная парковка с вкраплениями домов и круговоротом пыли, грязи и слякоти. 
Через пять лет те, кто не попал в программу, обзаведутся еще десятком машин, которым не будет хватать парковок. Где набрать для всех земли?
А детские площадки? Типичная картина: песочница, открытая собакам и кошкам, да горка. Особенно хороши площадки в дворах-колодцах, окруженные автомобилями, которые в холодную погоду долго прогревают двигатели. 
Старт «Комфортной городской среды» совпал с Годом экологии. Экология - не только квесты, батлы и флешмобы. Это реальные дела и поступки, экономия ресурсов, новые посадки и уход за ними. Как обстоит дело с последним?
Крупные растения с места предполагаемой стройки на новые места у нас пересаживать не принято. Был удачный прецедент с огромными дубами на улице Чехова. Может, это вдохновило тех, кто на разделительную полосу Пошехонского шоссе поместил дубки, которые до сих пор страдают с десятком листьев. «Зеленый город» зеленым станет лет через 30.
Те прутики, которые идут в отчет, чаще всего гибнут. Десятки сосен не пережили и года на развязке Белозерского шоссе (спуск к станкозаводу). Аллея вязов в память жертв СПИДа в Ковыринском парке. Еловая аллея - подарок одной из партий детдому на Лечебной. Сколько раз садили деревья на набережной по дороге к памятнику святому Герасиму? Исчезает все таинственным образом в самом центре города. Живы только подаренные финнами деревья у офиса МЧС. 
Деревья стремительно исчезают из Вологды. Они мешают точечной застройке, старятся. Пример тому Заречье, район льнокомбината, Завокзальный микрорайон. Липы на улицах Герцена и Козленской доживают свой век, скоро их придется убрать.
На памяти одного поколения исчезли разделительная полоса из ив на Ленинградской, дендропарк и оранжерея у ГКБД (теперь учебный корпус ВоГУ), огромная кедровая сосна и лиственницы напротив стадиона «Витязь», яблони на улице Петина и кустарники по перимет­рам домов-новостроек.
Сменился ассортимент растений. Чем-то провинившиеся тополя, березы, липы, вязы массово заменяют кленами. Кустарники вообще не интересуют озеленителей. Где спиреи, снежноягодник, кизильник? А ведь они росли быстро, хорошо переносили стрижку, через живые изгороди невозможно было пробраться. Ограждения не нужны, красить не нужно.
На невыровненную поверхность будущих газонов разбрасывают семена, которые тут же склевывают голуби. То, что уцелело от птиц, вымокнет, вымерзнет, сменится живучими сорняками. 
Конечно, денег не хватает, но так было всегда. В начале XIX века губернатор Брусилов активно взялся за благоустройство Вологды. Нехватку денег в казне восполнили добровольными пожертвованиями, и не только. В торговые дни со всех приезжающих в город с товаром брали по четыре камня или эквивалент деньгами. К 1849 году 27 улиц имели каменное покрытие. На самом грязном и болотистом месте (теперь это площадь Революции) в 1839 году был заложен Александровский сад. 
В 1922 году разбивается сад Октябрьский. С любовью и знанием дела подобран ассортимент зеленых насаждений. В 1923 году основан единственный в Северном крае Ботанический сад, где произрастало 580 видов растений. Его часть стала парком культуры и отдыха ВРЗ.
В 1930 году в урочище Кирики-Улиты был создан заповедник «Вологодская Швейцария» площадью 
8,3 гектара. Принадлежал он краеведческому музею.
В 30-е годы прошлого века тротуары отделили от проезжей части газонами. В 1937-1938 годах высажены липы на улице Мира. В 1944-м - сирени на Советском проспекте. 18 мая 1939 года - дата основания парка Мира (6,5 га, 5730 деревьев и кустарников). В 1934-1935 годах заложен питомник площадью 12 га для нужд озеленения, существовал до 1941 года. Позже питомник был при парке Мира, в нем выращивали даже голубые ели, нежинскую рябину, манчжурский орех, единичные экземпляры которых сохранились в центре Вологды. 
Если уж думать об инновациях, почему бы не создать фирму по компостированию? Тонны листвы из города везут на свалку. Через несколько лет они могли бы стать удобрением для городской растительности. Листовой спад содержит много вредных веществ? А дышать ими в городе не вредно? 
Давайте подумаем хорошенько над тем, о чем сказано выше!
Кристина СУРОВИЦКАЯ, Вологда
Читатель - газета Мнение

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: