Случайных людей в семинарии нет

statics/images/arcticles/012019/30012019x3588176c.jpg
В семинарии учатся не только вологжане, но и юноши из Ленинградской, Архангельской, Мурманской областей, Санкт-Петербурга.
Фотография с сайта Вологодской духовной семинарии
statics/images/arcticles/012019/30012019xe285c326.jpg
Иеромонах Ферапонт (Широков) после окончания Вологодской семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и теперь преподает нынешним семинаристам.
statics/images/arcticles/012019/30012019x08bafc4a.jpg
Семинария располагается в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре.
Продолжаем рассказывать об изменениях в церковной жизни в нашей области, которые произошли в минувшие пять лет, со времени образования Вологодской митрополии. Сегодня речь идет о Вологодской духовной семинарии.

Кто идет в семинаристы

25 декабря 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви преобразовал Вологодское православное духовное училище в духовную семинарию. Вологодская семинария, конечно же, не пять лет существует, а почти триста; это старейшее духовное учебное заведение Русского Севера, но нынешняя семинария отличается от той, что была до учиненного большевиками разгрома духовного образования. На столах семинаристов компьютеры, в Интернете можно найти сайт семинарии и странички в социальных сетях. Да и построено духовное образование не по дореволюционным образцам, а по болонской системе: будущие священно­служители занимаются в семинарском спортзале, ходят на концерты и выставки... 
Но несмотря на компьютеры и Интернет, болонскую систему и другие новшества, для духовного образования традиции имеют гораздо большее значение, чем для любого светского университета. Стороннему человеку бросается в глаза, что семинаристы живут в монастыре, носят подрясники... Это внешние приметы. Важнее - традиция глубинная, которая выражена не в одежде или в ежедневных общих молитвах утром и вечером; это построение своей жизни на евангельских заповедях, а не на стремлении к успеху, богатству, комфорту... 
Для чего идут в семинарию - понятно: Богу служить. А где таких юношей находят? Оглядитесь вокруг - много среди знакомых вам молодых людей таких, которые готовы всю жизнь провести в храме? То-то и оно. Однако Вологодская семинария каждый год набирает желающих учиться - как и все 35 семинарий и две академии Русской Православной Церкви. Бешеного конкурса, как в театральные вузы, нет, но и провалов тоже. 
До революции в семинариях в основном учились сыновья священнослужителей. Сейчас не так. Среди поступающих выходцы из церковных семей составляют примерно половину - так считает протоиерей Александр Юшкин, первый проректор ВДС. Эти ребята регулярно ходили в храм, исповедовались и причащались, многие из них помогали на богослужениях. 
Есть среди семинаристов и люди, так сказать, с улицы - они в Бога уверовали, в храме бывали, но вот знаний о вере Христовой имеют немного. Это как раз дело поправимое, было бы желание учиться. 
- Случайные люди у нас не учатся, - считает отец Александр Юшкин. - Все семинаристы - глубоко верующие люди. Нет такого, чтобы кто-то проспал утренние или вечерние молитвы, прогулял богослужение. И это радует. Конечно, очень важно, что семинария расположена на территории Спасо-Прилуцкого монастыря: жить и учиться в обители - это настраивает на особый лад. Некоторые ребята на богослужение приходят и перед уроками: помолятся - и на занятия. 
Учатся, кстати, здесь не только вологжане: поступают юноши в основном из Ленинградской, Архангельской, Мурманской областей, из Санкт-Петербурга.

Такой храм в России один!

Олег Викторов - человек решительный. Жизнь у него нелегкая, в детстве остался без мамы, многое перенес. К вере пришел уже взрослым человеком. Начал воцерковляться - и сделал это так основательно, что захотел все в своей жизни поменять. Куплю, думает, домик возле церкви, буду молиться, в храме помогать… Стал искать в Интернете и нашел-таки дом, который ему подошел, - в селе Шатенево Кичменгско-Городецкого района. Вырос Олег далеко от Вологодчины, про Кичменгский Городок даже не слышал никогда - но как только увидел фотографию шатеневского Никольского храма, сразу решил, что должен жить рядом. Величественный пятикупольный каменный храм даже в нынешнем полуразрушенном состоянии необыкновенно красив. Других таких в нашей стране нет, считает Олег. Он обратился через социальные сети с просьбой о помощи, откликнулся народ со всей России, даже из-за границы переводы приходили. На собранные средства изготовили кресты и установили их на храмовые купола. Олега поддержали и местные жители: все вместе очистили храм от мусора, законсервировали разрушающиеся части здания, подвели электричество. Осенью 2018 года состоялось первое богослужение в храме.
К этому времени молодой человек уже учился в Вологодской семинарии: настоятельно посоветовал здешний благочинный протоиерей Сергий Щепелин. Шатенево, разумеется, Олег не забывает - снимает видеоролики о том, как идет возрождение храма, размещает их в Интернете, приезжает, когда возможность появляется. Дел впереди еще много.

Традиции новые и старые

В семинарии кроме основного отделения - бакалавриата - есть еще два: катехизаторское и регентское. Первое готовит церковных просветителей, учителей воскресных школ, второе - руководителей церковных хоров. Находятся они не в монастыре, а в духовно-просветительском центре Рождество-Богородицкого собора, что у Горбатого моста. 
- Мы стараемся собираться вместе со студентами регентского отделения, а по возможности - и катехизаторского, - рассказывает протоиерей Александр Юшкин. - С регентами проводим совместные паломнические поездки - например, в Москву, Ярославль и Ростов, Санкт-Петербург. Побывали в святых местах Вологодчины - в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастыре. Будущие священнослужители должны владеть основами церковного пения, поэтому наши ребята проводят с регентами спевки. Вместе ходим на различные выставки и презентации.
Можно нередко слышать, что нынешние молодые люди не хотят ничего знать, учиться не заставишь… С таким мнением отец Александр категорически не согласен!
- Наверное, так считают те, кто очень уж тепло относится к себе и своему студенческому прошлому: в их время это были самые золотые годы, а что после - все не то… Нет, у нас на каждом курсе есть интересные студенты, активные, они многим интересуются. Недавно мы проводили турнир по настольному теннису - теннисный стол 
и спортинвентарь приобрели по их настойчивой просьбе. 38 человек на бакалавриате учатся, это дружный коллектив. 
Теннисный турнир - это замечательно. Но все же для семинариста главное - не ракетку в руках твердо держать, а священнический крест. То есть студенческая активность должна быть все-таки на втором месте после осознанного убеждения в том, что твое место - в Церкви Божией. Говорят, что далеко не все после окончания семинарии остаются трудиться в церковных структурах. Ведь полученное в духовных учебных заведениях качественное образование можно использовать и в светских организациях, и в структурах, где доходы несравнимо выше церковных. 
Для Вологодской семинарии, убежден протоиерей Александр Юшкин, этот вопрос неактуален.
- Вообще-то, это выбор каждого, - говорит священник. - Тот, кто понимает, что не станет священнослужителем, уходит из семинарии самое позднее на втором курсе. Я ведь говорил, что случайных людей у нас нет; поэтому нет и такого, чтобы кто-то вообще пропал из виду. Те, кто по каким-то причинам сан принимать не могут, все равно в Церкви в том или ином качестве остаются. Господу служить можно не обязательно в священном сане... 
Андрей САЛЬНИКОВ
Православие Образование

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: