Растет спрос на хорошие продукты и электронику

statics/images/arcticles/012018/10012018x220132f7.jpg
Несмотря на рост количества крупных торговых центров, у покупателей пользуются популярностью и небольшие уличные рынки.
Фото Сергея Юрова
Наступивший год станет для сферы торговли ключевым. Эксперты прогнозируют окончательное восстановление покупательского спроса и увеличение роста продаж во многих сегментах рынка. Цены при этом, разумеется, вырастут.

Ярмарки краски

На сегодняшний день на территории Вологодской области насчитывается около девяти тысяч объектов розничной торговли. В это число входят гипер- и супермаркеты, специализированные непродовольственные магазины, минимаркеты, магазины-дискаунтеры, нестационарные и мобильные торговые объекты, оптовые базы. Нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов в нашей области превышают минимально установленные в два раза.
- Не думаю, что в наступившем году будет какой-либо передел сфер влияния на торговом рынке. Федеральные торговые сети пришли, заняли свою нишу, и дальнейший рост вряд ли возможен. Что касается нас, небольших торговых предприятий, то развитию мешает сразу несколько факторов: налоговое бремя, высокие ставки по кредитам, очень медленно восстанавливающаяся покупательская способность вологжан, - рассказал предприниматель Евгений Шаров. - Учитывая, что рынок постепенно стабилизировался, следующий год торговля посвятит повышению рентабельности бизнеса. Никакой экспансии на рынке, как я уже говорил, ждать не стоит.
Правительство области активно развивает такой формат торговли, как ярмарки. Они позволяют максимально быстро вовлечь в торговлю продукты и товары и, соответственно, дать толчок к увеличению их производства, а у потребителя появляется возможность на регулярной основе получать свежую продукцию. За 11 месяцев 2017 года на территории области проведено 558 ярмарок (10 762 дня торговли). В наступившем году этот формат, сообщили «Красному Северу» в пресс-службе правительства области, будет продолжен.
Также одним из основных направлений развития сферы становится продвижение на потребительский рынок товаров со знаком «Настоящий Вологодский продукт». Товарный знак «НВП», по мнению экспертов, - гарант качества, экологической чистоты и безопасности продукции, производимой местными товаропроизводителями.
С 2014 года по инициативе губернатора области на территории региона начали функционировать одноименные магазины, большую часть ассортимента которых составляют вологодские продукты. В настоящее время в области работает уже 120 таких торговых точек. Отметим, что магазины «НВП» открываются и в других регионах России: 18 магазинов и 15 тонаров - в Санкт-Петербурге, два магазина - в Архангельской области.

Покупатель оживился

То, что покупательский спрос постепенно растет, хорошо демонстрируют итоги прошлого года. За январь - ноябрь 2017 года оборот розничной торговли в регионе, по данным Вологдастата, составил 155,7 миллиарда рублей, или 104,1% к соответствующему периоду 2016 года. 57,3% оборота розничной торговли составляют пищевые продукты, 42,7% - непродовольственные товары.
Эти цифры показывают, что в 2018 году потребительский спрос продолжит восстанавливаться благодаря повышению покупательской способности граждан, в первую очередь - за счет роста зарплат, снижения Центробанком России ключевой ставки и, как следствие, удешевления кредитов. По оценкам экспертов, рост объема кредитования, начавшийся в 2017 году, сохранится и в 2018-м. У вологжан появится возможность реализовать отложенный в кризис спрос.

Кстати

Ждут изменения и тех, кто предпочитает не ходить по магазинам и торговым центрам, а заказывать товары в Интернете. С середины 2018 года может произойти снижение беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях сразу в 50 раз: с нынешних тысячи до 20 евро. Это может привести к росту расходов на каждую покупку в Интернете. Учитывая, что пошлина сейчас составляет 30% с суммы, превышающей беспошлинный порог (четыре евро с каждого килограмма сверх нормы), прибавка к стоимости покупок за границей будет довольно-таки существенной.

Правда, в первую очередь будет расти «пищевка». Восстановительного импульса может не хватить на торговые сети, реализующие технику и электронику, одежду, товары быта.
- Не уверена, что покупатель снова начнет тратить столько, сколько до кризиса, - говорит владелец череповецкого магазина джинсовой одежды Дарья Кириллова. - Средний чек в 2017 году вырос только на 3%. Хотя в 2010-2014 годах увеличивался ежегодно на 15-20%.
Впрочем, другие участники рынка настроены куда оптимистичнее. Так, опрошенные нами предприниматели, занятые в сфере продаж электроники, уверены, что рост в их сегменте в наступившем году может составить 15-20%.
Из товаров, которые, скорее всего, станут дороже в 2018 году, стоит выделить алкогольные напитки, лекарства, автотранспорт. Так, вино станет дороже минимум на 10% из-за введения в середине года системы полного поштучного контроля. Сейчас поштучный учет применяется на этапе производства, когда марка появляется на винной бутылке, а также на этапе продажи. Полный поштучный контроль потребует учета каждой бутылки как на этапе производства, так и на этапах погрузки и реализации. По оценкам Союза виноградарей и виноделов, чтобы оборудовать линию для помарочного учета, предприятиям придется потратить порядка трех миллионов долларов. 
Рост цен на импортные лекарства прогнозируется в пределах 10-15%, в первую очередь подорожают препараты из Евросоюза, в меньшей степени рост цен коснется продукции из стран Азии. А вот отечественные лекарственные препараты повышение может вообще не затронуть.
Что касается автомашин, то в этом сегменте также грядут существенные изменения в ценах. Рост на некоторые марки может достичь 15%. Причины - рост размера утилизационного сбора, повышение акцизов на машины мощностью более 200 лошадиных сил, инфляция.
Правда, Минпром настаивает на том, что рост хоть и будет, но не такой существенный. В этом должны помочь компенсации на уплату утилизационного сбора из бюджета отечественным автопроизводителям, а также сборочным производствам. Но так как в среднем утилизационный сбор в этом году должен вырасти на 15-17,5%, многие импортные бренды все равно поднимут цены на свою продукцию.
Торговля Прогнозы-2018

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: