Последний воинский рейс кораблей севера

Окончание войны ассоциируется у меня с ротацией военных кораблей на Балтику и в Черноморский бассейн. Уже в 1944 году установившийся поток перевозок по Сухоне на Север частично изменился. Потребовались малые корабли для использования их на реках восточной Европы, куда сместился основной театр военных действий. 
Ротация завершилась в 1945 году перегоном из Архангельска пяти тральщиков на Черное море и пяти торпедных катеров на Балтику. Эти катера на завершающем этапе перегона по Сухоне и попали на буксир парохода «Капустин», на котором в то время я работал помощником капитана. Забуксировали мы их в Шере. Часть команды с катеров перешла на борт парохода. Выделили мы им помещение для отдыха в красном уголке, потеснились ради их повара на камбузе.
 Капитаном у нас был добрейший и спокойнейший Александр Михайлович Сахаров, видимо, за эти качества прозванный судовой молодежью Дедом Мазаем. Я был у него единственным помощником из трех полагающихся по штату. На подходе к острову Спас-Каменный сменил капитана. В рубке в это время находился командир перегона, статный высокий моряк в звании капитан-лейтенанта. После формальностей по приему-сдаче вахты мы с ним стали общаться. Темы разговора менялись, и вдруг он предложил порыбачить. Время нашего рейса диспетчерами не ограничивалось, поэтому подумалось: а почему бы и нет? 
Отошли в сторонку, остановились. Моряки подтянули к корме парохода свои корабли, посовещались и шарахнули в сторону то ли большую гранату, то ли малую мину. Брызги от взрыва вместе с придонной грязью достигли парохода. Отмылись. Но зато к концу рейса речной повар и морской кок сочинили отменную уху, скрепившую братство двух флотов. Узнал позднее, что моряки перегонных кораблей при всяком удобном случае разнообразили свое питание именно таким образом.
В обратном рейсе в ночь на 19 июня у нас разбило штормом буксируемый плот и все 4,5 тысячи кубометров строевого леса разметало по просторам озера. Это был последний воинский эшелон кораблей с Севера. 
Александр КОНТ, Вологда
 
История Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: