Поисковики вернули из небытия сотни погибших солдат

statics/images/arcticles/072017/26072017x38c6bf28.jpg
Отделения Вологодского объединения поисковиков созданы уже в восьми городах и районах области.
Фото Сергея Юрова
statics/images/arcticles/072017/26072017x37816bcb.jpg
Александр Метелкин.
statics/images/arcticles/072017/26072017xf9aba11d.jpg
В урочище Вороново воевали и погибли многие бойцы 286-й стрелковой дивизии, сформированной в годы войны в Вологодской области.
Вологодские поисковики тратят свое время и деньги, чтобы неделями жить в палатках. Копаясь в болотистой жиже, порой проклинают все на свете, но приезжают на места былых сражений снова и снова. Сегодня Вологодское объединение поисковиков отмечает свое пятилетие.

Настойчивый дедушка

Собственно говоря, поисковое движение на Вологодчине в тех или иных формах существует уже несколько десятилетий. Подтверждает это и один из основателей Вологодского объединения поисковиков Александр Метелкин.
- В свою первую экспедицию в составе сводного поискового отряда Вологодской области я отправился еще в 2000 году, - вспоминает Александр. - Выезд был в Думиничский район Калужской области. И мы не столько занимались поисковой работой, сколько «поднимали яму» - так у нас называется работа по поднятию останков воинов из стихийных захоронений военных лет. В 1943-м местная жительница, тогда еще 14-летняя девушка, перенесла со всего поля в общую могилу около 80 погибших воинов. Мы их нашли в истлевшей форме, с личными вещами и документами. Фактически все эти солдаты много лет считались пропавшими без вести. Потом их с почестями перезахоронили на центральной усадьбе.
Произошел во время той экспедиции и еще один эпизод, в значительной степени повлиявший на Александра Метелкина. Вслед за бабушкой, показавшей поисковикам первую яму, обратился к вологжанам и местный дед - он, мол, тоже знает место, где в годы войны спешно похоронили десятки бойцов. Отправили туда на разведку самых опытных поисковиков - ничего. Но настойчивый дедушка стоял на своем: «Точное место, может, я и запамятовал, но как несли наших погибших солдат, помню отчетливо - вы уж еще поищите».
И тогда Александр Метелкин проявил инициативу: уговорил отправиться к месту раскопок местного тракториста, посулив тому поллитровку. И уже с третьего ковша на поверхность была поднята воинская амуниция - всего в том стихийном захоронении были обнаружены останки 300 воинов.
- Мы уже потом по рассказам местных жителей восстановили примерную картину случившегося, - говорит Александр Метелкин. - Когда наши части наступали, местные жители, чтобы переждать бои, спрятались в овощехранилище. А кто-то из озлобленных немцев, видимо, туда гранату бросил… И когда уже наши пришли, в яму рядом с овощехранилищем похоронные команды снесли подобранных погибших солдат. Так и лежали они, и военные, и гражданские, чуть ли не вперемешку. Та картина меня «зацепила» сильно. Поэтому через год снова поехал вместе с поисковиками. Уже в Ленинградскую область, где во время войны дивизия в окружении сражалась, а вместе с ней и будущий секретарь Вологодского обкома КПСС Анатолий Дрыгин. Воевали там и другие земляки, многие из них погибли. Но сведений об этом в военкоматах было мало. Понял, что нужно заниматься не только поиском пропавших без вести солдат, но и юридическим оформлением.
В 2002-м вместе с Иваном Дьяковым официально зарегистрировали Вологодский поисковый отряд, а через 10 лет Александр Метелкин создал и возглавил Вологодское объединение поисковиков.

Спецназ из прошлого

Это объединение входит в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» и является членом государственной организации «Российское военно-историческое общество». Подобная структурированность позволила вологодским поисковикам получить дополнительные возможности. Если раньше для своих регулярных выездов здесь привлекали спонсоров, то теперь значительная часть деятельности осуществляется на гранты областного правительства, федеральных структур и Российского военно-исторического общества. Впрочем, этих средств все равно не хватает, приходится тратить и личные деньги.
За время своей деятельности представители Вологодского объединения поисковиков успели поработать в Бабаевском районе, где поднимали из болота тела экипажей двух советских самолетов, и на так называемом Оштинском рубеже за Вытегрой. Но большинство экспедиций проходят в Кировском районе Ленинградской области, где во время войны сражались воины 286-й стрелковой дивизии, сформированной в Череповце, Шексне и Кущубе.
На вопрос, не надоедает ли постоянно ездить в одно и то же место, поисковики отрицательно машут головами и уверяют, что их работа требует системности и кропотливости. А для печально знаменитого урочища Вороново, где останки наших солдат в буквальном смысле слова лежат в несколько слоев, это особенно важно. Тяжелые бои там шли с осени 1941-го по январь 1944 года.
- Каждый раз находим что-то новое, - рассказывает Александр Метелкин. - Недавно у высоты 51.4 обнаружили многочисленные останки воинов, облаченных в стальные нагрудники. По документам удалось установить, что это бойцы ШИСБр - штурмовой инженерной-саперной бригады, своеобразный спецназ военных лет. Летом 1943-го решительной атакой они выбили гитлеровцев из первой линии окопов, но вот вторую преодолеть не смогли и целый день вели гранатный бой. А расстояние между траншеями - 20-30 метров! За сутки погибло 80% личного состава штурмовых отрядов. Немцы еще и контратаковали. Хоть и говорят, что немцы были более скрупулезны в учете своих потерь, к концу войны и у них было больше миллиона солдат, официально считавшихся пропавшими без вести.

Без сканера и принтера пока не обойтись

Обычно вместе с вологжанами в Кировском районе работают поисковики и из других регионов страны. За сезон совместными усилиями находят и перезахоранивают 600-800 павших воинов. Но только в семи случаях из 100 удается установить имена погибших героев. Кого-то получается опознать по медальонам, кого-то - по кружкам, котелкам и ложкам с выцарапанными фамилиями владельцев.
Особое отношение - к проржавевшим в земле, но все еще смертоносным гранатам и неразорвавшимся снарядам. Вопросам безопасности на занятиях по военной археологии, которые обязаны посещать все поисковики, уделяется повышенное внимание. Найденные взрывоопасные находки вывозятся и уничтожаются саперами, а обнаруженные в земле оружие и боеприпасы передаются специальной трофейной группе.
А вообще, подготовка к каждой поисковой экспедиции начинается задолго до ее старта. Для этого необходимо попасть в план поисковых работ Министерства обороны, уведомить местные власти. При обнаружении личных вещей воинов обязательно составляется протокол раскопа. Если найдены еще и останки - протокол эксгумации с подробным перечислением найденного и не менее подробным описанием типа почвы, ее влажности и т.д. Обязательно фиксируются место и обстоятельства, при которых солдаты погибли. Вся эта информация нужная - собранные поисковиками данные затем обрабатываются и появляются в открытом доступе в Интернете. На каждого обнаруженного воина нужно составить четыре листа бумаг. Поэтому вологодские поисковики возят с собой в экспедиции еще и ноутбуки, принтер и сканер. А год назад получили президентский грант на разработку и внедрение специальной программы по электронному ведению документации. Прообраз такой программы уже готов, а ее повторное тестирование состоится во время очередной экспедиции, запланированной на август текущего года.
- Увлечь молодежь поисковой работой не так-то просто, - подключается к разговору супруга и многолетний соратник Александра Метелкина Ирина, полтора года назад официально возглавившая ВРОО «Вологодское объединение поисковиков». - Я регулярно обхожу местные вузы, приглашаю ребят попробовать себя в военной археологии, но ежегодно наши ряды пополняют лишь три-четыре студента. Но есть и иные примеры. Уже несколько лет подряд мы работаем со старшеклассниками 20-й вологодской школы, которые вместе со своим педагогом Светланой Тиханкиной участвуют в наших экспедициях. Большая отдача и от Вологодского института права и экономики.
Патриотизм По зову сердца

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: