Почему с вологжанки взыскали пенсию за четыре года?

statics/images/arcticles/032018/14032018x6f10249d.jpg
Если новое решение суда на этот раз будет в пользу Анны Ивановой, то списания прекратятся и деньги ей вернут.
Фото Валентины Певцовой
statics/images/arcticles/032018/14032018x723794bf.jpg
Анатолий Елсаков.
Дело жительницы Вологды о взыскании с нее пенсии за четыре года дошло до Конституционного суда и попало на страницы практически всех федеральных СМИ. Суд высшей инстанции признал, что женщина ни в чем не виновата, но решающая битва в суде ей еще предстоит.

Эхо громкого дела

Инвалидность третьей группы Анне Ивановой (данные изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ») была установлена в 2009 году, а с 2010 года ей дали бессрочно вторую группу. В марте 2014 года Анну Сергеевну вдруг вызвали в Главное бюро МСЭ для прохождения повторной экспертизы - требовалось снова собрать заключения врачей, чтобы подтвердить, что группа инвалидности назначена верно, причем представить медицинские документы нужно было в бюро не № 8, к которому была приписана пациентка, а № 9. 
К середине лета женщина собрала необходимые бумаги, подтверждающие, что она действительно инвалид второй группы. А в декабре судебные приставы известили Иванову, что заочным решением суда с нее должна быть взыскана вся пенсия за четыре года: в тот же мартовский день, когда вологжанку вызвали, чтобы известить о необходимости новой экспертизы, были составлены протокол и акт о лишении ее инвалидности с 2009 года. Никакие собранные ею медицинские документы роли не сыграли, так как фактически повторная экспертиза Главным бюро не проводилась и вопрос о давности наступления у Анны Сергеевны инвалидности тоже не поднимался. 
Позже ошарашенная Анна Сергеевна узнала, что в тот период, когда ее вызвали в Главное бюро МСЭ, против заведующей бюро № 8 Натальи Голодовой было возбуждено уголовное дело о массовой выдаче липовых документов об инвалидности здоровым гражданам («Красный Север» неоднократно писал об этой ситуации). 
Напомним, в 2014 году вскрылась серия коррупционных преступлений: за суммы от 10 до 220 тысяч рублей граждане получали справки об инвалидности по одной только копии паспорта. Из сотен здоровых людей, получавших пенсии по инвалидности, полностью вернули деньги считанные единицы, так что государству был нанесен колоссальный ущерб.
И вот когда по инициативе Следственного комитета шли поголовные проверки всех получивших инвалидность в интересующий следствие период, под «каток» этих проверок попала и Иванова, хотя она к делу Голодовой вообще не имела отношения. Поводом для снятия с вологжанки группы инвалидности стало отсутствие в ее деле направления от лечебного учреждения. Нехватку одной бумажки посчитали нарушением порядка проведения экспертизы. Бюро МСЭ уведомило Пенсионный фонд, что справка Ивановой недействительна, а тот, в свою очередь, обратился в суд за взысканием всей выплаченной женщине пенсии по инвалидности. И суд принял решение взыскать с нее свыше 459 тысяч рублей и немалую госпошлину. 

Виновата ли?

Примечательно, что в подобной ситуации оказался еще как минимум один вологодский инвалид - летом 2015 года с него было взыскано более 773 тысяч рублей пенсионных выплат. Но в апелляционной инстанции решение бюро МСЭ о лишении мужчины инвалидности признали незаконным, поскольку правомерность установления инвалидности была объективно подтверждена и отсутствие поликлинического направления в деле признано юридически ничтожным основанием для отмены инвалидности. 
А вот в деле Ивановой решение суда первой инстанции устояло. Вышестоящие судебные органы оставили его без изменения.
Обиднее всего Анне Сергеевне то, что в решениях судов указано, будто она сама принесла в ПФР якобы неправомерно полученную справку об инвалидности и, получается, способствовала своему неосновательному обогащению. Между тем (это «Красному Северу» подтвердили в областном отделении ПФР) гражданин не имеет полномочий самостоятельно предъявлять такие документы. Они отправляются из бюро МСЭ напрямую. А раз так, то Иванова не могла повлиять на то, будут ей начислять пенсию по инвалидности или нет, поэтому здесь, по мнению ее адвоката Анатолия Елсакова, следовало применить ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, предоставленные гражданину как средство к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны. Тем более, подчеркивает Анатолий Васильевич, Иванова пресловутую справку не предоставляла, все было сделано без нее.

Комментарии

Вера ЛАВРЕНТЬЕВА, начальник юридического отдела ОПФР по Вологодской области:
- Сейчас Анне Ивановой следует обратиться в городской суд по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Ее дело будет рассмотрено с учетом мнения Конституционного суда. Пока с нами никто не связывался и не уведомлял нас о каких-либо изменениях в этом деле, поэтому удержания части пенсии Ивановой по-прежнему происходят. Поскольку Пенсионный фонд России не является органом, полномочным решать, устанавливать или не устанавливать какому-либо лицу группу инвалидности, отозвать исполнительный лист мы не можем, для этого необходимо новое решение суда. Если такое решение будет, все ранее взысканные средства Ивановой будут возвращены одним платежом. 

Татьяна ВЕЧЕРИНА, начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсий ОПФР по Вологодской области:
- Взыскание с граждан переплаты пенсий может происходить по различным причинам, но как правило это происходит оттого, что граждане в установленный законом срок не извещают ПФР об изменении обстоятельств, существенных 
для назначения пенсий. Например, отсутствие трудоустройства является одним из условий для назначения компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином, федеральной социальной доплаты или пенсии по случаю потери кормильца гражданам занятым уходом за ребенком умершего кормильца не достигшим возраста 14 лет. А гражданин может трудоустроиться, но ПФР об этом не известить. Когда этот факт становится известен, ПФР требует вернуть переплату - в добровольном порядке или через суд.

Как бы там ни было, решение суда о взыскании с вологжанки пенсии за четыре года вступило в законную силу. А пока жалоба Ивановой «добиралась» до Конституционного суда, ее «догнало» еще одно судебное решение - о взыскании 26 тысяч рублей, в которые оценены полученные ею льготы. 
Между тем вскоре после того, как была признана недействительной ее предыдущая справка об инвалидности, женщина вновь обратилась в бюро МСЭ, и ее вновь признали инвалидом, поскольку ее тяжелое заболевание прогрессирует. Три года подряд (как впервые признанная инвалидом) Анна Сергеевна регулярно проходила комиссию, пока в 2017 году, на четвертый раз, ей вновь не назначили инвалидность бессрочно. Так что полмиллиона рублей сейчас списывается с ее «новой» пенсии.

Суд идет

Дело Ивановой дошло до Конституционного суда, который постановил пересмотреть принятые в ее отношении решения. КС признал, что дело Ивановой рассматривалось с формальных позиций (есть все справки - она инвалид, нет справки - она не инвалид), хотя необходимо было исследовать обстоятельства по существу: были ли в действиях Анны Сергеевны признаки недобросовестности; была ли она по состоянию здоровья инвалидом вне зависимости от наличия или отсутствия какой-либо бумажки. В противном случае, говорится в постановлении суда от 26 февраля 2018 года, будут нарушены принципы справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, а в конечном счете - к несоразмерному ограничению права гражданина на соцобеспечение.
Казалось бы, точка в деле поставлена? Увы, нет. Теперь Анне Сергеевне необходимо вновь обратиться в суд первой инстанции, где ее дело будет пересмотрено в соответствии с вынесенным постановлением КС. А пока с нее продолжают удерживать значительную часть пенсии во исполнение предыдущего решения суда. Если новое решение на этот раз будет в ее пользу, то списания прекратятся и деньги ей вернут. 
Анатолий Елсаков предполагает, что в похожей ситуации могли оказаться около 100 жителей Вологодской области, которым просто не хватило сил для долгого отстаивания своих прав в суде. Анна Сергеевна борется уже три года и пока окончательную победу не одержала.
В группе по взаимодействию со СМИ ОПФР по Вологодской области рассказали, что с 2015 года в области не было ни одного случая признания справок об инвалидности недействительными. 
В Главном бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области от комментариев отказались.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: