Осиротевших медвежат выхаживали вологжане и тверичи

statics/images/arcticles/022020/05022020xcd38f6c5.jpg
Семья Валерии Лебедевой не спала сутками, выхаживая малышей.
Фото из личного архива героини
statics/images/arcticles/022020/05022020x23da6ace.jpg
Зубов у медвежат пока нет, а вот коготочки острые.
statics/images/arcticles/022020/05022020xc31bfdf7.jpg
В тверском приюте малыши живут до 8-10 месяцев, пока не будут готовы вернуться в дикую природу.
Фото с сайта orphan-bear.org
«Крохотные, беспомощные и беззащитные, они были похожи на кутят (только в лапках - «царапки»), а голодные вопили так, что соседи пугались», - вспоминает вологжанка Валерия Лебедева. В январе она приютила на время двух медвежат-сирот, найденных в зимних лесах Белозерья.

Мохнатые груднички

Маленьких топтыжкиных подобрали лесозаготовители. На делянке они заметили пустую берлогу: видимо, маму-медведицу вспугнул шум тяжелой техники, и она от страха сбежала куда глаза глядят. Замерзших мохнатых детенышей люди вытащили из убежища, привезли на базу отдыха и стали искать им ответственных опекунов.
- Мы были на даче на Кубенском озере, когда нам позвонили знакомые из Белозерска: рассказали грустную историю медвежат и предложили взять их на передержку. Мой отец - «лесной» человек, но и он засомневался, зато мы с братиком Захаром решили: надо брать! - рассказывает 22-летняя Валерия Лебедева. 
Филолог по образованию, в прошлом году девушка окончила ВоГУ и уехала в магистратуру в Архангельск. К родным она вырвалась на несколько дней, но отдых получился бурным.
- В Тверской области есть Центр спасения медвежат-сирот. Туда-то мы и позвонили, - делится девушка. - Специалисты рассказали, как обращаться с маленькими мишками, и вскоре двух доставленных с оказией зверенышей с ужасом обнюхивал наш домашний котейка. Три собаки тоже удивились новым соседям, пришлось держать их подальше от малышей. Ну а сами мохнатые детки ничего не понимали - голодные и холодные, с закрытыми глазками, они плакали и звали маму.
На следующий день Лебедевы перевезли медвежат в свою квартиру в Молочном. Закупили бутылочки, детские смеси, матрасики и пеленки - и началось! Мишки охотно сосали палец, а как пить из соски, не понимали: орали без устали в два голоса и весьма ощутимо царапались. 
- Четверо суток мы не спали: кормить малышей нужно было каждые два часа. Потом - массировать им животики, поскольку кишечник у этих крох еще не работает, - вспоминает Лера. - В кормление включилась вся семья, а затем и мои подруги. И худющие 700-граммовые малыши стали потихоньку прибавлять в весе. В берлоге медвежата спят на маме - они и к людям просились на ручки. Но мы старались лишний раз не гладить их, не приручать для их же блага.
История спасения топтыгиных разлетелась по соцсетям: Лебедевым стали звонить неизвестные люди. Они просили продать малышей, предлагали немалые деньги: 50, 60 и даже 80 тысяч рублей. Но отдать малюток в цирк или, скажем, на базу отдыха семья наотрез отказалась. Вместо этого Лера пыталась выправить питомцам документы: справку о здоровье мохнатых и разрешение на их перевозку в Тверь. 

Справка

Центр спасения медвежат-сирот под Тверью - единственное место в России, где специалисты выхаживают осиротевших детенышей бурого медведя и возвращают их обратно в природу. В эти ясли младенцы часто попадают в критическом состоянии: истощенные, больные, покусанные собаками, а зачастую и недоношенные. В первые недели медвежата получают круглосуточный уход: кормление, массаж, обтирание и лечение. В три месяца малышам дают густую молочную кашу с куриными яйцами и витаминами и отправляют на специальные тренажеры.
Весной мохнатых сирот переселяют в домик-берлогу в лесу. В просторном вольере площадью 1,3 гектара детки пробуют те же корма, что и их дикие сородичи, изучают окружающий мир. А летом, когда медвежатам исполняется семь месяцев, им разрешается выходить из вольера: они исследуют окрестности, лакомятся ягодами и молодыми побегами, копят жирок для холодной зимы. В 8-10 месяцев готовых к самостоятельной жизни зверей выпускают в дикую природу. 
За 25 лет работы Центра его сотрудники выпустили уже 246 спасенных медвежат.
Приют никто не финансирует - он работает на пожертвования неравнодушных людей. Узнать подробности и помочь медвежьим спасателям можно на сайте www.taplink.cc/obrcrussia. 

- Малюток мы передали в коробке. Мой 12-летний братик очень переживал: он ведь тоже все эти дни берег их, холил, лелеял. Да и я, расставаясь, едва не плакала: за эти дни медвежата стали мне родными, - вздыхает Лера Лебедева. - Сейчас вспоминаю их с грустью, скучаю. Зато я наконец-то отоспалась.  

Медвежьи ясли

«У вологодской самочки открылись глазки! А это значит, что Весте и Вене, так мы назвали медвежат из Вологодской области, уже около месяца. После сна и кормления все медвежьи детеныши (а сейчас их в приюте восемь) какое-то время проводят вместе: это нужно для их развития. Затем по расписанию - очередной «тихий час», - эту запись в соцсетях сделали на днях работники Центра спасения медвежат-сирот в Тверской области.
Своим подписчикам они рассказали: от Вологды до Бубониц (у этой деревни находится звериный приют) они добирались 15 часов с остановками для кормления медвежат. На новом месте малышей первым делом осмотрели ветврачи. Видимых ран у мишек не было, но вот Веста наотрез отказывалась от еды, кашляла. У девочки началось воспаление легких, ее пришлось срочно лечить. К счастью, терапия дала свои плоды, и Веста пошла на поправку: стала набирать вес.
«У медвежат сейчас основная задача - больше поесть и дольше поспать, и они с ней неплохо справляются! Веня и Веста, как и любые дети, - непоседы, и даже во сне, как бы аккуратно им ни стелили пеленки, они все перевернут с ног на голову!» - делятся на своей страничке «ВКонтакте» работники медвежьего приюта. За малышами они ведут круглосуточное наблюдение.
- Я поражаюсь работникам звериного приюта: какие они молодцы, какое хорошее дело делают! Убеждена: добрых людей на свете больше, чем злых,  - считает Валерия Лебедева. 
- Сейчас Веня и Веста чувствуют себя хорошо. Зубов у них пока нет, а вот коготочки острые, - рассказала «КС» сотрудница Центра спасения медвежат-сирот Екатерина Пажетнова. - Если все пойдет нормально, в сентябре мы выпустим их на волю обратно в кирилловские леса. 
Кстати, прошлой осенью работники тверского приюта выпустили на родину (в Нюксенский и Вашкинский районы) четверых подросших вологодских медвежат-сирот. Всех снабдили ушными желтыми метками. Про зверят давно уже ничего не слышно, а это добрый знак: значит, окрепшие подростки благополучно залегли в спячку. 
 
 
Медвежата

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: