Обрушат ли китайцы цены на электронику в России?

statics/images/arcticles/112019/13112019xc90bbef1.jpg
Покупателей, выбирающих товар, в магазинах становится все меньше. Многие потребители определяются с приобретением через Интернет.
Фото Игоря Аксеновского
Крупнейшая торговая интернет-площадка КНР объявила, что запускает в нашей стране собственный онлайн-магазин по продаже бытовой техники и электроники. К рынку присматриваются и еще несколько игроков из Поднебесной. Что будет с ценами на телевизоры, смартфоны и холодильники после экспансии цифровых ритейлеров, разбирается «Красный Север».

Спрос меняется

Информация о том, что популярный китайский маркетплейс «AliExpress» запускает в России свою торговую площадку «Molnia Electronics», осталась практически незамеченной в нашей стране среди множества политических и социальных новостей. Между тем приход на отечественный рынок торгового гиганта из КНР должен заметно изменить не только структуру продаж гаджетов в РФ, но и повлияет на ценообразование на бытовую технику и электронику.
Китайцы собираются предложить покупателю товары тех марок, которые по каким-либо причинам вообще не представлены или очень слабо представлены в российском розничном сегменте: ILIFE, Toshiba, RealMe, Meizu, Maibenben, Romoss, Eaget, DJI и некоторые другие. Брать, разумеется, собираются соотношением цена - качество. Цены обещают быть доступными, а качество - если не на уровне основных мировых брендов, то на вполне приемлемом уровне.
Эксперты полагают, что уже в ближайшие месяцы о создании собственных специализированных торговых площадок в сети, продвигающих те или иные азиатские бренды, объявят еще несколько игроков цифрового ритейла.
Чем же так заинтересовал китайцев российский рынок? В первую очередь - своим потенциалом. В отличие от некоторых сегментов ритейла рынок электроники в нашей стране рос последние два года опережающими темпами. В прошлом году рост составил 18%, по итогам этого года составит порядка 5-6%. В 2020 году эти цифры сохранятся, оставшись на уровне, который может заинтересовать новых игроков.
Спрос действительно будет расти, но, скорее всего, не в традиционных сегментах, считают представители торгового бизнеса. По данным исследовательской компании GFK, каждый третий потребитель купил за последний год новую технику, так как не был удовлетворен производительностью имеющейся. И почти половина из опрошенных признались, что согласны заплатить за продукт, если тот сделает повседневную жизнь проще, если он в чем-то инновационен. 
Понятно, что обычные ТВ, холодильники или смартфоны будут интересны всегда: кто-то меняет сломавшуюся или морально устаревшую технику на новую, кто-то просто хочет обладать той или иной новинкой. Но драйвером в ближайшие годы продолжат выступать товары, которые еще только завоевывают любовь потребителя.
- Конечно, большинство покупателей приходит просто за телевизором, мультиваркой или телефоном, рассматривая для покупки уже известные бренды. Но за последний год стало больше тех, кто ищет что-то необычное, уникальное, - рассказал «Красному Северу» менеджер по продажам крупной бытовой техники федеральной торговой сети в Вологде Игорь Комлин. - Например, растут продажи роботов-пылесосов, 4K-телевизоров, видеопроекторов, гибридных триммеров, умных часов и колонок. 
Бьюти-блогеры и всеобщая мода на ЗОЖ вывели в топ продаж товары для фитнеса, сегмент «Красота и здоровье» (аккумуляторные зубные щетки, трекеры, диетологические весы).
- Мои последние три покупки цифровой техники - ирригатор, вертикальный парогенератор и акустическая система с голосовым помощником, - говорит вологжанка Екатерина Карпухина. - Сейчас хочу поменять свои обычные наушники на умные накладные, которые дают возможность не только прослушивать музыку, но и позволяют находить в Интернете треки по нескольким аккордам или ключевым словам. Для меломана очень актуальный девайс.

Продажи уйдут в онлайн

На такой благодатной почве с начала года был зафиксирован рост цен. В среднем он составил 6%. Единственный товар, который постоянно дешевеет, - телевизоры. Например, смарт-устройства стали дешевле на 6,5%, средний чек на обычные модели снизился на 4%. Для сравнения: ноутбуки за год подорожали на 12%, планшеты - на 4,7%, смартфоны и другая телекоммуникационная техника - на 6%.
Специалисты объясняют снижение цен длинным циклом обновления телевизоров. Появление кардинального нового устройства на рынке происходит раз в четыре-пять лет, когда те же производители ноутбуков или смартфонов выводят на рынок усовершенствованные модели чуть ли не ежегодно.
С приходом на рынок популярных маркетплейсов и новых брендов темпы роста стоимости техники могут снизиться как минимум вдвое - до 2,5-3% в год. Еще одна грядущая тенденция - неактуальные модели начнут терять в стоимости гораздо быстрее, чем сейчас. Именно с ними в первую очередь начнут конкурировать малоизвестные у нас китайские бренды, поэтому торговым сетям придется перестраиваться. Обвала цен ждать пока что не приходится, но традиционному ритейлу в любом случае придется пересматривать ценовую политику, чтобы не проиграть грядущую войну за покупателя. Сейчас четверть продаж электроники и бытовой техники в нашей стране приходится на онлайн-площадки. Через несколько лет эта доля дорастет до 40 - 45%. Чаще покупки совершаются через сайты магазинов и торговых сетей. На долю маркетплейсов приходится в лучшем случае каждая 15 - 20-я покупка. 
- Причина банальна: об этих интернет-ресурсах потребитель знает сравнительно мало. Но такие гиганты, как «AliExpress», эту ситуацию точно переломят. Но, думаю, и российских площадок будет становиться все больше и больше. Я как приглашенный специалист участвую в создании специализированного софта для интернет-стартапов. Так вот, за последний год удалось принять участие в разработке ПО сразу для нескольких подобных площадок, которые в следующем году также выйдут на рынок, - говорит программист из Череповца Дмитрий Дадонов. 
Согласно прогнозам GFK, к 2030 году доля онлайн-ритейла вырастет до 42% против 25 в текущем году, при этом половина всех продаж будет осуществляться с помощью мобильных приложений, сообщает ТАСС.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: