Новый вологодский завод произведет революцию в отечественном пчеловодстве

Первый в России завод по производству пенополистирольных монолитных ульев откроется вскоре в Вашкинском районе. С вводом его в эксплуатацию может не только снизиться розничная цена на мед, но и измениться вся культура местного пчеловодства: оно станет более доступным, удобным и безопасным.

Пытливый ум сильнее предрассудков?

Эта история началась пять лет назад, когда одного вологодского предпринимателя друзья угостили медом. К тому времени Дмитрий уже был владельцем дома в небольшой вашкинской деревушке Нефедово на живописном берегу реки Кемы. И угощение не просто пришлось вологжанину по вкусу, но и постепенно побудило его задуматься о возможности создания собственной пасеки.

Никакого опыта пчеловодства у предпринимателя тогда еще не было, но зато имелось врожденное любопытство, проявившееся еще в детстве желание постигать премудрости живой природы и умение переводить стоящие перед ним задачи любой сложности в практическую плоскость.

Вологжанин стал общаться с другими пчеловодами, искать и штудировать соответствующую литературу, а потом приобрел у вожегодского пасечника первые шесть ульев - массивных, деревянных, как и принято у потомственных вологодских пчеловодов. Приобрел - и сразу же столкнулся с массой проблем.

100

тонн меда в год получают
на современных европейских пасеках.

- Ульи действительно оказались тяжелыми и неудобными, дерево разбухало на открытом воздухе, менять рамки было непросто. А главное, меня постоянно кусали пчелы, - вспоминает Дмитрий. - Сначала утешал себя бытующим среди российских пчеловодов мнением - мол, именно злые пчелы производят самый вкусный мед. А потом задумался - кто и откуда это взял, непонятно…

Не содержалось ответов на многие другие вопросы начинающего пчеловода и в тематических книгах, большинство из которых было издано еще в 70-80-е годы прошлого века. Разводили руками и пчеловоды со стажем - на пытливый вопрос, почему надо делать именно так, а не иначе, обычно звучал однотипный ответ: «Так принято, нас отцы и деды этому учили».

Новый завод и административный офис пока находятся в стадии строительства.


Такие ответы вологжанина не удовлетворили, и он обратился за консультациями в рязанский научный центр пчеловодства. Там предельно откровенно ответили, что за последние десятилетия, к сожалению, произошло существенное технологическое отставание отечественных пчеловодов от их европейских коллег. Да, традиции надо чтить, но мир не стоит на месте, в нем стремительно меняются технологии и материалы, а вслед за ними меняются и результаты. Как следствие, во многих российских регионах совокупный годовой сбор меда в 30-50 тонн на всю область все еще считается неплохим результатом, тогда как в Европе уже появились семейные промышленные пасеки, готовые в одиночку выдавать 80-100 тонн этого сладкого продукта.

Подтверждалось это и информацией из Интернета. Мониторя различные сайты, Дмитрий вышел на польскую фирму LYSON - одного из крупнейших в Европе производителей оборудования по пчеловодству. И решил ради эксперимента заказать у нее несколько ульев из пенополистирола. Тем более что поставить их взялся работающий по лицензии с польской фирмой белорусский производитель.

Добрые пчелы примиряют соседей

Поступившие вскоре первые 12 ульев окончательно убедили вологжанина в правильности выбора. Новинки оказались легкими и удобными - каждый улей весил примерно как крышка от «классического» деревянного улья. Да и мед в них получался как минимум не хуже обычного.

Вот тогда-то и решил герой нашей публикации открыть на вологодской земле настоящую промышленную пчелоферму, но перед этим смог договориться с представителями LYSON о прохождении своеобразной практики в Европе. Целый год приезжал туда на несколько дней вместе со взрослой дочерью Евгенией, заинтересовавшейся пчеловодством. И не просто приезжал, но и постоянно познавал массу нового и интересного.

- Организаторы практики показывали и рассказывали нам все без утайки, вместе с ними мы побывали в нескольких европейских странах, - говорит Дмитрий. - Особенно впечатлила семейная пчелоферма в Польше, где ежегодно получают 120 тонн меда. Несколько сотен пенополистирольных ульев обслуживают всего три человека, вернее - один, глава семьи. Его супруга и дочь занимаются оформлением договоров и фасовкой меда: примерно 60% его объема продается в бочках, остальные 40% в небольших баночках - автоматическая линия для этого установлена в подсобном помещении дома. Максимально автоматизирован и процесс упаковки пыльцы - с этим также справляются сами члены семьи. Лишь раз в году на месяц они нанимают временного работника - собирать и плавить старый воск с решеток. Все остальное делают самостоятельно.

И таких пчелоферм в Европе уже множество. Из-за удобства и высокой степени автоматизации труда себестоимость производства меда там невысокая, поэтому розничная цена редко поднимается выше трех евро за килограмм. Но из-за больших производственных объемов вести такой семейный бизнес очень выгодно. Фактически не бывает здесь и знакомых большинству вологодских пчеловодов затяжных конфликтов с соседями: благодаря генетике новые породы европейских пчел отличаются миролюбивым характером, и ходить среди ульев спокойно можно без защитных масок.

На европейских семейных пчелофермах современная культура производства соседствует с высокой производительностью труда.


Миролюбивые пчелы постепенно появляются и на немногочисленных пока крупных российских пчелофермах, расположенных преимущественно в южных регионах страны и в Зауралье. И именно в Краснодарском крае весной 2016-го Дмитрий приобрел 300 пчелосемей для своей пасеки в Вашкинском районе. Чтобы доставить пчел к месту назначения, понадобились огромная фура и трое суток дороги. Позднее еще 300 пчелосемей были переселены таким же способом на Вологодчину из Нижегородской области.

Новоселов распределили по двум пасекам. Первое лето ушло на разрастание пчелосемей до нужного размера. Потом они дружно отправились на зимовку, которую «краснодарские» пчелы благополучно пережили, а вот «нижегородские» - нет. Что послужило тому причиной - доподлинно неизвестно. Главное, что относительная неудача не заставила отказаться вологжанина от поставленной цели, а только скорректировала бизнес-планы. 300 оставшихся пчелосемей стали основой показательной пчелофермы в деревне Нефедово, здесь же будет действовать и тот самый завод по производству пенополистирольных ульев.

Когда качество - дело совести 

Убедить зарубежных партнеров разместить производство на вологодской земле оказалось задачей трудной, но выполнимой. От иностранной компании требовались лишь технологии - поставку необходимого оборудования вологодский предприниматель оплатил из собственных средств. Кроме того, они уже знали, что Дмитрий слов на ветер не бросает и свои проекты всегда доводит до конца.

Более того, за несколько лет взаимовыгодного сотрудничества вологжанин стал официальным дилером компании LYSON в России. 
Нынешней зимой в вашкинской глубинке высадился «десант» зарубежных специалистов. Несколько недель они монтировали и помогали отлаживать производственную линию. Если опустить технологические нюансы, пенополистирольные ульи станут производиться из импортного сырья - микрогранул стирола, которые при помощи специальной тепловой обработки будут «разбухать», заполняя пространства формы.

Появившиеся благодаря генетике миролюбивые пчелы производят по-настоящему вкусный мед.


Вашкинский завод уже начал работать в тестовом режиме, отправляя первую, пока еще не окрашенную продукцию на свой склад. Полноценная работа начнется после того, как будет растаможена и ввезена в Россию партия специальной водостойкой краски. Заменять «фирменные» красители возможными аналогами Дмитрий не намерен - по его убеждению, новое производство должно изначально соответствовать всем необходимым стандартам. Помимо самих ульев здесь же, на вашкинской земле, планируется организовать прием пчелиного воска из разных регионов страны и его перепроизводство в вощину. Но это уже планы на более отдаленную перспективу.

- Скорее всего, официально откроем производство в начале осени, - говорит Дмитрий. - Есть договоренность с зарубежными партнерами, что, если наша продукция будет соответствовать всем установленным нормативам качества - а именно эту задачу мы и ставим во главу угла, - пенополистирольные ульи они станут реализовывать в европейских странах, спрос на них там высокий. Но мне все же хотелось бы, чтобы значительная часть нашей продукции оставалась в России и непосредственно в нашей области. Сейчас мы прорабатываем возможность предоставления всем желающим вологодским пчеловодам одного-двух ульев в безвозмездную аренду. Пусть сами оценят их возможности и преимущества.

Легкие пенополистирольные ульи удобны и надежны в эксплуатации.


При этом автор реализованного проекта не исключает определенных психологических сложностей на первом этапе деятельности завода. Отказаться от устоявшихся за десятилетия стереотипов и традиций многим пчеловодам будет непросто. Есть и те из них, кто прямо не заинтересован в «вытеснении» деревянных ульев более экономичными, что приведет к снижению себестоимости. Не секрет, что в летние месяцы некоторые российские пчеловоды активно скупают сахарный песок. При нынешней высокой цене на мед соблазн получить его быстрым путем слишком велик.

Информация

Дополнительную информацию 
о пенополистирольных
ульях можно получить
по телефону:
8-921-822-48-43
или на сайте:
lyson-russia.ru

Но потребителям выгоден именно дешевый качественный мед, а значит, своеобразная революция в технологии вологодского пчеловодства необратима. Тем более что настоящий мед от миролюбивых пчел в полистирольных ульях действительно ничуть не уступает тому, который собирают «злые» пчелы из деревянных домиков.

Впрочем, для тех, кто давно занимается пчеловодством, это не новость. Не зря ведь в кругу российских пасечников уже давно бытует мнение, что качество меда, по большому счету, зависит лишь от одного критерия - совести самого пчеловода.

Максим ВОЛОДИН, на правах рекламы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: