Коммунальщики борются со снегом и автолюбителями

statics/images/arcticles/012021/20012021x4749b327.jpg
«Красный Север» расспросил вологжан, готовы ли они помогать дворникам, если не могут убрать машины, когда чистит трактор. Помогать согласились немногие.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/012021/20012021x725f5a2c.jpg
В Вологде есть примеры того, как жители сами убрали придомовую территорию.
Фото группы «Пенсионеры Вологодской области» в социальной сети «ВКонтакте»

Если в прошлом январе вологжане ходили по лужам, льду и пожухлой траве, то в этом буксуют в снежной каше, скользят по «стиральной доске» и штурмуют мерзлые глыбы. Антураж в аномально теплую и аномально холодную зиму меняется, но претензии к коммунальщикам остаются: какой бы ни была погода, во дворах, на дорогах и улицах зачастую ни пройти ни проехать.

У нас на районе

С дорогами в районах - картина «разношерстная». К примеру, в Тарноге, Никольске и Кириллове, как сообщают местные СМИ, улицы чистят исправно - нареканий нет. 

В Бабаеве народ пока тоже не жалуется: в последние годы ситуация в городе заметно улучшилась. Работы в целом проводятся быстро и качественно, правда, были претензии к региональной дороге Бабаево - Лентьево, где во время гололеда дорожники опоздали с подсыпкой проблемных участков, сообщает районная газета «Наша жизнь».

В Тотьме МАУ «Благоустройство» при поддержке бюджета района обзавелось новой техникой. Это многофункциональный компактный трактор (мини-погрузчик), щетка для подметания тротуаров, бункер-пескоразбрасыватель, снегометатель. Испытания прошли успешно - в том числе и в сложных погодных условиях, пишет totma-region.ru.

В Череповецком районе за чистые и ровные дороги специалисты благодарят Деда Мороза - лучшего строителя и ремонтника, делится газета «Сельская новь». Не секрет, что самые неровные дороги под снежным накатом становятся более гладкими и комфортными для проезда. А коммунальщики Сокола жалуются на брошенные машины, которые мешают снегоуборочной технике при уборке улиц и дворов. С такой же проблемой сталкиваются шекснинские специалисты. Они сетуют, что нередко машины припаркованы прямо на проезжей части, отчего нет возможности убирать снег. Еще одна проблема - сосульки на крышах, которые УК остерегаются сбивать, чтобы не повредить застекленные балконы граждан.

Больше всего претензий к дорогам у жителей Чагодощенского района. Их содержанием недовольны и простые граждане, и власти. Подрядчик - ООО «Магнит», заключивший контракт на 2021 год, - не спешит выполнять свои обязанности. «Сегодня асфальтированные дороги поселков Чагода и Сазоново находятся в аварийной ситуации из-за образования колейности, ледяного наката», - пишет районная газета «Искра».

Ежедневный мониторинг и нескончаемый шквал претензий не сподвиг подрядчика работать качественно. Как выяснилось, для этого у него нет ни техники, ни кадров, ни даже запаса реагентов. Компания оживилась лишь тогда, когда ей пригрозили серьезными штрафами и расторжением контракта: работники вышли на борьбу с колеями. Чем закончится дело, пока неизвестно: местные власти еще в раздумьях. Для расчистки грунтовых дорог они привлекают даже транспорт физических лиц, а водителей просят с пониманием отнестись к сложившейся ситуации.

Не идется и не едется

Вологда лидирует по количеству жалоб в соцсетях на некачественную уборку улиц и дворов от снега и наледи. Только за две недели нового года Центр управления регионом (ЦУР) обработал 425 таких обращений. Еще 320 принято от череповчан. В районах «черный список» возглавляют Сокол (66 претензий к коммунальщикам), Череповецкий и Вытегорский районы (26 и 14 соответственно). Всего же с 1 по 15 января ЦУР принял около тысячи подобных обращений.

Вологда в  2020 году изменила подход к выбору подрядчика для содержания улиц. Впервые город был разделен на две части (Заречье и центр), а работы - на два лота, чтобы привлечь к уборке разные «конкурирующие фирмы». Однако на оба аукциона заявки подала лишь все та же «Магистраль» - она и выиграла конкурс. Шестимесячный контракт (с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021-го) оценили в 191 миллион рублей. При этом общая площадь уборки увеличилась с трех до 3,6 миллиона квадратных метров (туда вошли новые дороги и неразграниченные территории), а тариф за уборку одного «квадрата», напротив, снизился с 31 копейки до 27. В общем и целом, как и в прошлом году, на содержание областной столицы заложен примерно миллион рублей ежедневно. В зону ответственности «Магистрали» входят проезжая часть, остановки, тротуары и общественные пространства. Причем тротуары и пешеходные дорожки во время снегопадов теперь должны чиститься и днем для удобства вологжан. Раньше полная расчистка требовалась лишь по окончании метелей и вьюг. Более того, вывоз снега в этом году вынесен в отдельную графу. 

Упал, очнулся - гипс

Гололедицу в Вологде ощутили и медики общегородского травмпункта. Как рассказал нашей газете заведующий Сергей Игнатьевский, только в каникулы врачи зафиксировали около 250 уличных травм. В их числе - переломы конечностей и ребер, ушибы грудных клеток и позвоночников, сотрясения мозга. В ситуацию «упал, очнулся - гипс» попадали и молодые, и пожилые, и кристально трезвые, и «принявшие на грудь». Одних пациентов отправляли лечиться домой, других срочно везли в больницу. После каникул поток не иссяк: в травмпункт каждый день обращается по 60 - 80 пациентов, в том числе с уличными травмами.

Ходить по улицам в гололедицу медики советуют крайне осторожно, а лучше - семенить «утиным шагом». При этом нужно подбирать обувь без каблуков - в идеале сапоги или ботинки на толстой рифленой подошве. Если подошва плоская, то она не должна скользить. Для этого на нее по старинке можно приклеить пластырь или надеть современные легкие и недорогие накладки-ледоступы. Руки лучше не держать в карманах (падение в этом случае грозит серьезными травмами) и не занимать телефоном. 

В случае травмы нужно обратиться к медикам, а потом и в суд. Но сначала следует выяснить, кто содержит травмоопасную территорию, а также заручиться поддержкой свидетелей, если таковые были.

- В суде, кроме свидетельских показаний, понадобятся всевозможные медицинские документы. В их числе - карточка вызова скорой помощи или выписка из травмпункта, рецепты и чеки на лекарства, выписанные врачом, справки, подтверждающие стоимость платных обследований, к примеру, МРТ (правда, тут еще придется доказать, что пройти бесплатно вы их не могли), - делится вологодский юрист Владимир Механиков. - Каждую зиму мне пишут и звонят травмированные граждане, желающие привлечь к ответу виновников, и многим это удается. Как показывает практика, суд обычно идет навстречу людям, взыскивая с ответчиков расходы на лечение, а также компенсацию морального вреда: от 50 тысяч рублей за перелом - вполне 
реальные суммы.

В контрактах заложен его объем - 90 тысяч кубометров. Цена за вывоз куба составляет 355 рублей, однако «Магистраль» получит деньги только за фактически выполненные работы. С начала сезона, с 1 ноября по 15 января, компания уже вывезла около 78 тысяч кубов снега. В прошлом году в это же время цифра была гораздо скромнее - около 18 тысяч.

- Не могу сказать, что люди работают равнодушно, - подчеркнул в недавнем прямом эфире в социальной сети мэр города Сергей Воропанов. 

- Разговор у нас короткий, механизмы простые: если есть замечания по уборке, то улицу мы не принимаем и деньги «Магистрали» не платим. - Я не намерен защищать подрядчика, но в целом он работает неплохо. Другое дело, что эти работы тяжелые, а требования вологжан завышенные: у нас северный регион, и весь снег с улиц никогда не вывезти. Этого не было, даже когда город убирало муниципальное предприятие. Я как мэр мечтаю его возродить, но сделать это не так-то просто.

Кстати, как сообщили «КС» в администрации Вологды, с 1 ноября по 10 января за нарушение условий муниципальных контрактов не были приняты и оплачены работы «Магистрали» на общую сумму порядка 420 тысяч рублей.

Больше жалоб, 
хороших и разных

К управляющим компаниям и ТСЖ (они обязаны убирать дворы) претензий у градоначальника гораздо больше. Только в каникулы инспекторы выявили более 120 нарушений по уборке: сосульки и опасные навесы на крышах домов, снежная каша во дворах и гигантские валы. Нарушителям теперь грозит серьезный штраф: для должностных лиц - до 10 тысяч рублей, для юридических - до 50 тысяч. И это не слова. Только в прошлом году Административная комиссия Вологды, по словам ее председателя Александра Лысака, рассмотрела около 50 протоколов, составленных на УК и ТСЖ за плохую уборку от снега вверенных им территорий. В итоге им пришлось раскошелиться более чем на 250 тысяч рублей. В этом году на ленивые УК и ТСЖ составлено уже 30 материалов. А для самых «отличившихся» из них - УК «РЭС-3», «РЭС-12», «Фрязиново», «Коммунальщик» и «ЖКЦ» - Сергей Воропанов обещал «найти слова», чтобы научить их добросовестно трудиться.

- Жалоб в каникулы было и вправду немало, однако на то есть объективные причины: два наших тракториста слегли с ковидом, а часть дворников вместе со всей страной отдыхала, - рассказала нашей газете и. о. гендиректора ОАО «Фрязиново» Светлана Чуприна. - Мы стараемся убирать территорию чисто и вовремя, но бывают авралы, болезни, сильнейшие снегопады, которые тормозят работу. Проблем добавляет и удаленка: дворники даже делали фото дворов, вплотную заставленных автомобилями. Их хозяев мы просим убрать машины на время уборки, развешиваем объявления, но, увы, из 20 авто обычно убирается три-четыре. Остальные водители нас игнорируют, а ведь это несложно - на пару часов перегнать машину, к примеру, в соседний двор. Вот и выходит: дворники обижаются на жильцов, а те - на дворников вместо того, чтобы сообща решить проблему.

В Вологде по вопросам заснеженных дворов следует обращаться в свою управляющую компанию или ТСЖ. Если реакции нет, то можно позвонить в ЕДДС по телефону 8 (8172) 72-45-00 или отправить сообщение через сервис «Вологда в порядке». На плохую уборку улиц и остановок можно пожаловаться в МКУ «Служба городского хозяйства» по номерам 8 (8172) 72-23-05 и 72-15-30, а также напрямую в ООО «Магистраль» - 8 (8172) 28-11-11.

Нормативы выполнять трудно

Череповец по-прежнему обслуживают две компании: ООО «Стройкомплекс» убирает Северный район, остальные - МКУ «Спецавтотранс». Прежней осталась и сумма по контракту: на уборку города в 2021 году заложено порядка 400 миллионов рублей (это с учетом ремонта и содержания восьми мостов и путепроводов). Качество уборки специалисты контролируют каждый день, трижды в неделю (по вторникам, средам и пятницам) город объезжает специальная комиссия. 

В протоколе осмотра фиксируются недостатки, компаниям дают время на их устранение, а если этого не происходит, то штрафуют. То же самое касается УК и ТСЖ: с них тоже строго спрашивают.

- В каникулы убирать дворы всегда непросто: рабочие трудятся по графику, не в полном составе, а тут еще прошел снегопад. В итоге, обследовав весь город 3 и 4 января, мы выявили больше 500 нарушений: сосульки на домах, сугробы во дворах, захламленность мусорных площадок. Всем УК и ТСЖ были направлены телефонограммы, и к 6-му числу ситуация стабилизировалась, - рассказала «КС» начальник управления административных отношений мэрии Череповца Ольга Ларионова.

По ее словам, большинство УК относится к работе ответственно, но есть и такие, что игнорируют замечания (их наказывают деньгами). С ТСЖ сложнее: у них нет своей снегоуборочной техники, поэтому дворники чистят дворы вручную (а это долго) либо ждут, пока у коллег освободятся спецмашины, чтобы взять их в аренду, отсюда и многие нарекания.

Кстати, в Череповце разработаны свои правила благоустройства территорий, где четко прописаны все виды работ, время и прочие нормативы. В частности, в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 марта) дворы должны быть прибраны до 8 утра. Если снега нет, то их надо ежедневно подметать. Если снег пошел, то сразу же начать чистить тротуары, проезды, парковки, посыпать улицы песко-соляной смесью. По правилам, тротуары должны быть в порядке уже через три часа после снегопада, а дороги, парковки, проезды - через шесть часов. Это, как говорится, в идеале, хотя на практике так получается далеко не всегда, особенно после обильных осадков. В этом случае нужно жаловаться в свою УК, а затем (если меры не приняты) - на единый номер 083. Обращение также можно оставить на сайте и в приложении «Мой Череповец».

Об уборке дорог говорил и Олег Кувшинников на встрече с журналистами, посвященной Дню печати. Решать эту проблему, по мнению губернатора, надо исходя не из эмоций, а из соображений экономической целесообразности. Зачем содержать огромный парк снегоуборочной техники и гигантский штат водителей, увеличивая бюджетные затраты на расчистку улиц и дворов, если снегопады в нашей области случаются пять-шесть раз в году?

- Сколько снегоуборочных машин в Вологде и Череповце? По 50 - 70 единиц. Это много или мало? Я считаю, много, - отметил глава региона. - Недавно Испания несколько дней провела в снежном плену: там снег выпадает раз в десять лет, так зачем им держать много спецтехники, которая большую часть времени будет просто стоять и ржаветь? Я говорил с мэрами, я и сам был мэром Череповца, поэтому могу с уверенностью сказать: не надо доводить дело до абсурда, закупая по 200 - 300 снегоуборочных машин. Вместо этого нужно «включить голову» и найти оптимальное решение этой задачи.
По словам Олега Кувшинникова, когда он был мэром Череповца, такое решение было найдено: город металлургов был разделен на четыре части. В каждой работала своя частная подрядная организация: зимой она занималась уборкой, летом - озеленением. Все подрядчики соревновались друг с другом - у них была здоровая конкуренция.

- Но одно-единственное предприятие город полностью не уберет: ни «Магистраль» в Вологде, ни «Спецавтотранс» в Череповце. Точнее, вычистит его дней за шесть, собрав за это время огромное количество жалоб. Поэтому лучше эту услугу диверсифицировать, используя разные инструменты. К примеру, после сильного снегопада - привлечь на субподряд другие дорожные компании города и региона, в том числе частные. Зимой их техника зачастую простаивает - в холода они дороги не ремонтируют и не строят. Так пусть навесят спецоборудование и выйдут на уборку улиц и дворов. Конечно, за эту услугу нужно платить, но это лучше, чем раздувать штаты МУПов. - отметил губернатор. Он подчеркнул, что итоговое решение в этом случае нужно принять на местах.


Дорожный патруль

Судиться с дорожниками в случае зимнего ДТП гораздо сложнее, чем с коммунальщиками. Даже если водитель считает, что причиной аварии стала нечищеная дорога, доказать это в суде будет очень проблематично. В судебной практике встречаются лишь единичные случаи, когда дорожников признают виновными в ДТП. Чаще всего они выигрывают процессы: приносят документы, что техника на трассе работала, дорогу чистили, нормативы выполняли - мол, мы же не можем убрать каждую льдинку-снежинку. Свое мнение высказывают и автоэксперты: дескать, если бы водитель сбавил скорость, то аварии можно было бы избежать. 

- В эту субботу я ехала по грязовецкой трассе: это ужас! - вспоминает вологжанка Ольга Заметалова (фамилия изменена в соответствии с ФЗ «О СМИ»). На участке от деревни Медведево до Илейкина даже на маленькой скорости - 50 километров в час - машину так мотало по «горбатому» льду, что я до сих пор благодарна Богу за отсутствие транспорта на встречке. Было страшно: такое чувство, что ты машине не хозяин и едешь в свой последний путь. Это счастье, что я вернулась домой целой и невредимой.

Всего же в Вологодской области на 18 января произошло 973 дорожно-транспортных происшествия, где погибли четыре человека, еще 98 были ранены (в том числе 18 детей и подростков), повреждено 1 720 транспортных средств. Для сравнения: в такой же период прошлого года на Вологодчине случилось 765 ДТП.

- На каждую аварию с пострадавшими выезжают наряд ГИБДД, а также сотрудники технического и дорожного надзора. Они тщательно обследуют место происшествия: состояние дорожных знаков, светофоров, дорожного полотна. Обнаружив недостатки улично-дорожной сети, специалисты составляют соответствующий акт, после чего предписывают собственнику или обслуживающей организации устранить нарушения в установленный срок. Если этого не происходит, то протокол направляется в суд со всеми вытекающими последствиями, - рассказывает сотрудник пресс-службы областной Госавтоинспекции Роман Ушаков.

Только в прошлом году, по его словам, на Вологодчине произошло 1 345 ДТП с пострадавшими. Практически в каждом втором случае были выявлены недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети: где-то была сужена дорога, где-то стерта разметка или не соответствовал ГОСТу дорожный знак. Но это вовсе не значит, что именно этот дефект повлек за собой аварию, подчеркивают специалисты. Они призывают водителей быть предельно внимательными и осторожными на зимних трассах: не лихачить, соблюдать безопасную дистанцию, снижать скорость на поворотах, путепроводах и мостах, а пешеходов - носить световозвращающие элементы.


Опрос

ЖКХ Уборка снега

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: