Главный летописец Череповца полон планов и оптимизма
1510
Этот человек отыскал легендарный бардинский вагон, стал основателем двух музеев, а также автором множества краеведческих книг и песни, превратившейся затем в неофициальный гимн Череповца. И это - лишь малая толика заслуг Бориса Васильевича Челнокова, которого многие земляки называют не иначе как главным летописцем города.
«А город мой по-прежнему юнец…»
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И судьба Бориса Челнокова это мнение полностью подтверждает. Выпускник географического факультета Тамбовского пединститута, он приехал жить и работать в Череповец в середине 60-х, сразу же активно взявшись за развитие популярного тогда молодежного туризма. Созданный Челноковым туристско-краеведческий центр «Романтика» занимался организацией не только походов, но и различных мероприятий по истории родного края в городских школах. А еще - превратился в бардовский центр. Сочиняемые руководителем клуба, очень легкие по восприятию стихи становились основой для песен, исполняемых под гитару у туристских костров и на комсомольских слетах.
Песня «Череповец»
Есть город светлой
юности моей,
Где я поверил
в доброту сердец,
И для меня на свете
всех милей
Череповец, Череповец.
Здесь каждый день -
жилые корпуса,
Здесь целый день
идти в один конец.
А раньше запросто
пройдешь за полчаса
Череповец, Череповец.
Есть города, которым
тыща лет,
Есть города, стареющие рано,
А город мой по-прежнему
юнец -
Череповец, Череповец.
Большой трудяга город
на Шексне,
Со всех концов мы слышим:
«Молодец!»
Череповец, Череповец!
Важной вехой в жизни самого Бориса Челнокова стал 1973 год, когда он был приглашен на должность редактора заводского радиовещания, а вскоре приступил к созданию музея трудовой славы ЧМЗ, на протяжении почти четверти века оставаясь затем его директором. Собранные в этот период архивные документы стали основой для последующих книг краеведческой тематики, часть которых Борис Васильевич написал собственноручно, в некоторых выступил как автор-составитель.
Среди множества изданий особо следует отметить серию книг металлургической тематики, в числе которых «Так начиналась «Северсталь», «Так закалялась «Северсталь», «Северная сталь», а также уникальную книгу «Череповец. История. Современность. Взгляд в будущее» и ряд красочных фотоальбомов. При этом сам Борис Челноков не раз повторял, что история города на Шексне и история металлургического гиганта во многом неразрывны, а отсчетом этой совместной деятельности нужно считать не 1948 год, когда, собственно, и началось строительство ЧМЗ, а еще довоенный период, когда во главе коллектива ученых, разрабатывавших проект строительства меткомбината, встал академик Иван Бардин.
Трофейный вагон фельдмаршала
Это имя также стало знаковым в судьбе Челнокова. Первоначально деятельности академика было посвящено несколько стендов в музее трудовой славы ЧМЗ, получившем со временем статус народного.
А потом у Бориса Васильевича возникла идея открыть самостоятельный бардинский музей, разместив экспозицию в железнодорожном вагоне, в котором передвигался по стране академик и директор Института металлургии Академии наук СССР.
- Бардин любил проводить свой отпуск не на даче или у моря, а в поездках по металлургическим объектам страны: рудникам и заводам, - рассказал нам Борис Челноков. - В специальном вагоне, в котором он, по сути, и жил, и работал, Иван Павлович не раз приезжал и в Череповец. Есть легенда, что этот вагон, выпущенный в 1924 году в Германии, когда-то принадлежал фельдмаршалу Паулюсу, при разгроме фашистов под Сталинградом попал к нашим войскам в качестве трофея и позднее был передан Сталиным для нужд Академии наук. У нас была информация, что после смерти Бардина вагон оказался где-то на Урале. Вместе с Лидией Васильевной Бардиной стали писать письма во все места, где мог бы находиться вагон. И вот удача - он нашелся на запасных путях где-то под Свердловском, использовался рабочими как теплушка. Через руководство завода договорились, что сможем забрать вагон себе. Привезли, отремонтировали, стали размещать экспозицию.
По словам Бориса Челнокова, нынешнее место стоянки бардинского вагона - у Музея металлургической промышленности - уже третье по счету. Первоначально он размещался рядом с техническим училищем имени академика Бардина, потом переехал за проходную «Северстали» и только в 2015-м оказался практически в центре города. Перед этим, кстати, успев побывать еще в одном путешествии - в Вологду. Здесь именной вагон реконструировали, вернув ему исторический облик.
Вагон-музей, на долгие годы ставший, ко всему прочему, местом встреч ветеранов «Северстали» и одним из центров профориентационной работы со школьниками и студентами, - далеко не единственное «бардинское» начинание, реализованное Борисом Челноковым. Еще в 1983 году по инициативе Бориса Васильевича была учреждена премия имени Ивана Бардина - одна из самых престижных наград комбината, он же приложил руку к возобновлению символических «Плавок поколений», когда на «Северсталь» стали приглашать школьников со всех уголков области.
В начале марта Борису Челнокову исполнилось 80 лет, но он по-прежнему бодр, активен и преисполнен творческих планов. Один из них был реализован уже в апреле, когда в Череповце состоялась презентация очередной краеведческой книги, автором-составителем которой снова выступил Борис Васильевич. И те, кто хорошо знают этого неугомонного человека, уверены, что эта его книга - далеко не последняя.
- Здоровье, конечно, уже не то, что прежде, но планов действительно много, - подтвердил нам сам Борис Челноков. - Я всегда был и остаюсь оптимистом.
А потом у Бориса Васильевича возникла идея открыть самостоятельный бардинский музей, разместив экспозицию в железнодорожном вагоне, в котором передвигался по стране академик и директор Института металлургии Академии наук СССР.
- Бардин любил проводить свой отпуск не на даче или у моря, а в поездках по металлургическим объектам страны: рудникам и заводам, - рассказал нам Борис Челноков. - В специальном вагоне, в котором он, по сути, и жил, и работал, Иван Павлович не раз приезжал и в Череповец. Есть легенда, что этот вагон, выпущенный в 1924 году в Германии, когда-то принадлежал фельдмаршалу Паулюсу, при разгроме фашистов под Сталинградом попал к нашим войскам в качестве трофея и позднее был передан Сталиным для нужд Академии наук. У нас была информация, что после смерти Бардина вагон оказался где-то на Урале. Вместе с Лидией Васильевной Бардиной стали писать письма во все места, где мог бы находиться вагон. И вот удача - он нашелся на запасных путях где-то под Свердловском, использовался рабочими как теплушка. Через руководство завода договорились, что сможем забрать вагон себе. Привезли, отремонтировали, стали размещать экспозицию.
По словам Бориса Челнокова, нынешнее место стоянки бардинского вагона - у Музея металлургической промышленности - уже третье по счету. Первоначально он размещался рядом с техническим училищем имени академика Бардина, потом переехал за проходную «Северстали» и только в 2015-м оказался практически в центре города. Перед этим, кстати, успев побывать еще в одном путешествии - в Вологду. Здесь именной вагон реконструировали, вернув ему исторический облик.
Вагон-музей, на долгие годы ставший, ко всему прочему, местом встреч ветеранов «Северстали» и одним из центров профориентационной работы со школьниками и студентами, - далеко не единственное «бардинское» начинание, реализованное Борисом Челноковым. Еще в 1983 году по инициативе Бориса Васильевича была учреждена премия имени Ивана Бардина - одна из самых престижных наград комбината, он же приложил руку к возобновлению символических «Плавок поколений», когда на «Северсталь» стали приглашать школьников со всех уголков области.
В начале марта Борису Челнокову исполнилось 80 лет, но он по-прежнему бодр, активен и преисполнен творческих планов. Один из них был реализован уже в апреле, когда в Череповце состоялась презентация очередной краеведческой книги, автором-составителем которой снова выступил Борис Васильевич. И те, кто хорошо знают этого неугомонного человека, уверены, что эта его книга - далеко не последняя.
- Здоровье, конечно, уже не то, что прежде, но планов действительно много, - подтвердил нам сам Борис Челноков. - Я всегда был и остаюсь оптимистом.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)