Энтузиасты взялись за сохранение вологодских мозаик
Сын известного мастера мозаик Генриха Асафова Александр с группой единомышленников взялся за восстановление мозаичного панно советской эпохи на фасаде главного здания бывшего лагеря «Изумруд» в Вологодском округе. Александр рассказал «КС», почему вологжане не должны утратить уникальные картины советского прошлого, которых в регионе немало.
Справимся ли?
Мозаичное панно площадью почти 70 квадратных метров начало разрушаться еще в начале 1990-х годов. Перед ним было сделано специальное ограждение, не позволяющее детям подходить к стене. Уже в ХХI веке на месте утраченных элементов неизвестным, но явно не профессиональным художником была сделана новая мозаика, включающая в себя надпись крупными буквами «Изумруд». В настоящий момент здесь ведутся масштабные ремонтные работы, а вскоре на базе бывшего летнего оздоровительно лагеря будет открыт областной центр военно-патриотического воспитания «Авангард». Перед рабочими встал вопрос - что делать с мозаикой, созданной известным вологодским художником Брониславом Кураго.
- В начале мая ко мне обратились представители одной из строительных организаций с просьбой дать заключение о состоянии произведения Бронислава Антоновича и ответить на вопрос - возможно ли восстановление мозаики в первоначальном виде, - рассказал Александр Асафов. - У нас уже был опыт восстановления мозаик, но только из смальты и мрамора. Кураго же работал только с керамической плиткой. Выехали в бывший пионерский лагерь. Посмотрели состояние. В целом оно удовлетворительное. Решили взяться за спасение интересного художественного произведения. Хотя первоначально сомнения были - справимся ли?
Александр Генрихович принял решение восстановить панно в авторском варианте - без более поздних заполнений. Первым делом он открыл каталог работ Бронислава Кураго, выпущенный в 2007 году под руководством искусствоведа и сотрудника Вологодской областной картинной галереи Ирины Балашовой. Фотография панно из него была отсканирована в очень высоком разрешении и увеличена. Это позволило восстановить сюжетные линии и цветовую палитру плиток утраченного участка.
- Мы не гарантируем, что восстановим каждый элемент произведения, но постараемся сделать его как можно близко к оригиналу, - пообещала главный художник Школы римской мозаики Мия Горлицкая.
После этого Александр Асафов, руководитель Школы римской мозаики, связался с наследниками Кураго и получил у них согласие на восстановление панно. Авторское право нарушено не будет.
Все расходы, а они немалые, взяли на себя спонсоры. По предварительным подсчетам, только на утраченный рисунок понадобится минимум 20 тысяч плиточек-квадратиков размером 1,5 х 1,5 сантиметра почти трех десятков цветовых оттенков. Кстати, достать керамические плитки, сделанные еще во времена СССР, оказалось совсем непросто. Лишь в Москве Александру Асафову удалось купить материал чехословацкого производства. А ведь плитки нужно еще разрезать, подобрать по цветам. А вот с клеем вологжанину очень повезло. Его безвозмездно предоставила в нужном количестве одна из итальянских фабрик. Условие лишь одно - после восстановления мозаики иностранцы получат право печатать в своих рекламных каталогах фотографию восстановленного панно.
Только месяц на работу
На первом этапе работы проводились в мастерской Генриха и Александра Асафовых. На специальную подложку был нанесен рисунок, на который на клеевую основу крепились цветные плиточки. Эту несложную, но ответственную работу доверили волонтерам проекта.
- У нас настали каникулы. Мама предложила мне позаниматься в Школе римской мозаики. Нисколько не жалею, что принимаю участие в проекте по восстановлению мозаичного панно, - поделилась с «Красным Севером» своими мыслями волонтер Анастасия Пономарева, ученица художественной школы № 1 имени Владимира Корбакова.
На втором этапе подложки с мозаичным заполнением будут привезены непосредственно на строительную площадку. Здесь, по сути, по методике собирания пазлов, начнется их монтаж на подготовленную стену. Не представляющая ценности мозаичная надпись «Изумруд» на ней уже демонтирована.
На этом работы не закончатся. Александру Асафову предстоит детально обследовать всю композицию с целью закрепления слабых элементов, восстановить утраченные плиточки, наконец, покрыть все панно специальным защитным составом. В планах - установка таблички, сообщающей информацию об авторе произведения. На все про все у художника остался один месяц.
В дальнейшем Асафов готов взяться за восстановление работ своего отца в селе Погорелово под Вологдой. Три мозаики из смальты украшают здание местного детского садика.
Наша справка
Всего, по словам Асафова-младшего, у него имеется информация о чуть более трех десятках мозаичных работ, расположенных на территории Вологды и Вологодского округа.
Расцвет этого направления искусства пришелся
в нашем регионе на 1970 - 1990-е годы. Композиции заказывали у мастеров крупные предприятия, учреждения, колхозы-миллионеры, птицефабрики.
Так, Генрих Асафов создал панно по заказу «Госстраха». Оно украшает пятиэтажный дом на углу улиц Петина и Ленинградской, хотя первоначально под него выделяли другое место - торец жилого дома у универмага. Работа Бронислава Кураго «Гостеприимная Вологда» встречает гостей в вологодском аэропорту. Кстати, эти два автора были самыми плодовитыми мозаичистами Вологодчины. На двоих они создали 27 панно!
Некоторые мозаичные работы сегодня закрыты навесными фасадами, а то и вовсе закрашены краской, как, например, панно того же Кураго на здании спортзала ВРЗ на улице Клубова. Возможность их восстановления существует. К сожалению, есть и полностью утраченные произведения.
- Завершаем переговоры с властями Вологодского округа, администрацией дошкольного учреждения. Я думаю, что поддержат нас и местные производственные организации. Будем привлекать к работе как волонтеров, так и тех, кто получил навыки в нашей Школе римской мозаики, - сказал Александр Генрихович.
Достойны сохранения
Работа по выявлению новых мозаик будет продолжена. Перспективным в этом направлении может стать Череповец. Однако исследователи при сборе информации о таких произведениях сталкиваются с массой трудностей. Местные СМИ почти не содержат информации об открытии панно, а главное - об их авторах. К примеру, Александру Асафову не удалось узнать, кто именно в начале 1990-х годов создал масштабную мозаику на фасаде ВОМЗ на улице Чехова. В заводоуправлении не осталось никаких сведений о ее установке. Пока есть только предположение, что это авторская работа ленинградского монументалиста Галины Пономаревой. А без этих сведений нельзя признать мозаичное произведение объектом культурного наследия.
Работе Бронислава Кураго, которая отныне будет украшать здание областного центра военно-патриотического воспитания «Авангард», в этом плане повезло. Судьбой этого и других панно обеспокоилась депутат Госдумы от Вологодской области Валентина Артамонова.
«Фасадные мозаики эпохи советского модернизма заслуживают не только внимания и сохранения, но и достойного места в культуре будущего. Несколько лет назад в Вологде благодаря усилиям активистов, в первую очередь Александра Асафова, удалось обратить внимание комитета по охране объектов культурного наследия области на проблему сохранения таких панно. В настоящее время три фасадные мозаики: «Музыка» художника Валентина Малыгина на здании бывшего музучилища, «Рыбы» Евгения Гусева и Юрия Петрова в здании госуниверситета на проспекте Победы, 37, и «Труд» Валентина Малыгина на здании по улице Ильюшина, 23, уже получили статус выявленных объектов культурного наследия, - написала она на своей странице «ВКонтакте». - По моему обращению в адрес комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области вскоре этот список пополнит мозаика Бронислава Кураго, которая украшает фасад одного из корпусов бывшего лагеря «Изумруд». Также мной подготовлено письмо в адрес комитета по включению в список выявленных объектов культурного наследия мозаики на фасаде здания аэропорта Вологды, тоже авторства Бронислава Кураго».
Специалистам комитета предстоит установить историко-культурную значимость произведения Бронислава Кураго. В случае положительного решения будет издан приказ о включении мозаики в Перечень выявленных объектов. После этого в течение года необходимо будет обеспечить проведение экспертизы и установить, к какой категории историко-культурной значимости ее следует отнести - местной, региональной или федеральной. Отметим, что в текущем 2023 году приказом комитета по охране объектов культурного наследия области в Перечень выявленных объектов культурного наследия включена «Композиция мозаичных панно», авторов Бронислава Шабаева и Бронислава Кураго, расположенная на фасаде завода СКДМ - бывший «Дормаш».
Кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке Вологодской областной картинной галереи Ирина Балашова рассказала, что 60 - 80-е годы прошлого века подарили вологжанам немало интересных и ярких мозаичных панно.
- На Вологодчине сложился дружный коллектив художников-монументалистов, занятых на этих работах: Валентин Малыгин, Виктор Сысоев, Бронислав Кураго, Леонид Яблоков. Мощью таланта, смелостью художественных решений, насыщенностью контрастного колорита выделялся Генрих Асафов, - говорит она. - Мозаичные композиции на различных объектах города и области привлекали и продолжают привлекать взоры любителей искусства. Они запечатлели эпоху, стали частью историко-культурного пространства нашего края. Безусловно, мозаики художников-монументалистов нуждаются в изучении, популяризации и восстановлении.
Художник-мозаичист Мия Горлицкая, принимавшая участие в работах по украшению интерьера Главного храма Вооруженных сил России в подмосковном парке «Патриот», считает, что в настоящее время в нашей стране наблюдается большой интерес к мозаичному искусству. Оно активно поддерживается как государством, так и Церковью.
Панно из смальты и плитки украшают станции метро, торговые центры, церкви, частные дома. Развивается смальтоварение, правда, материал еще получается не всегда качественный. Свой вклад в популяризацию мозаики вносят и вологжане. Курс обучения в Школе римской мозаики закончили около двух десятков человек. Приезжают в Вологду набираться опыта и жители других регионов России.
Комментарии (0)