Большинство лесных пожаров спровоцировал человеческий фактор

statics/images/arcticles/082021/31082021xaa08f699.jpg
Бульдозеристы и экскаваторщики делают противопожарные разрывы шириной от восьми до 40 метров.
statics/images/arcticles/082021/31082021xe514390e.jpg
В Верховажском районе огнеборцы работали вахтами.
Фото департамента лесного комплекса Вологодской области

Это засушливое лето с аномальной жарой и частыми сильными грозами стало настоящим испытанием для лесоохраны. По состоянию на 13 августа с начала сезона в регионе зафиксировано 100 пожаров, охвативших в общей сложности 1 378 гектаров лесных угодий. Сейчас все возгорания потушены, правда, для этого специалистам пришлось мобилизовать все силы и средства.

Пять ударов молний

Специалисты подсчитали: каждый пятый пожар этим летом возник из-за молний (в прошлые годы таких случаев были единицы), а остальные 80 процентов устроили беспечные граждане. Брошенная спичка, окурок или непотушенный костер - и вот уже из искры разгорелось пламя. О пылающих лесах в регионе сообщали грибники-ягодники, их замечали пролетавшие мимо самолеты, посылали сообщения проходящие поезда. При этом пик возгораний пришелся на июль. Тогда в оперативных сводках каждый день фигурировало по несколько «горячих точек» - особенно в выходные, когда люди массово ехали отдыхать на природу.

В первые сутки после обнаружения удалось потушить большинство возгораний. Но, увы, так получалось не всегда: из-за сильных ветров и пересушенной почвы огонь распространялся стремительно. В течение часа после сигнала на место ЧП выдвигались специалисты и техника с запасом воды, но далеко не везде она могла проехать.

В частности, июльский пожар за озером Воже, где вспыхнуло 150 гектаров «зеленки», пожарным-парашютистам пришлось заливать вручную мотопомпами - машины туда добраться не смогли. Хорошо, что рядом оказался источник воды (то самое озеро).

Без потерь от лесных пожаров обошлись этим летом только пять районов: Вологодский, Вашкинский, Грязовецкий, Междуреченский и Шекснинский. Яростней всего огонь бушевал в Верховажском, Вожегодском, Вытегорском, Тотемском и Никольском районах. На пяти этих территориях даже пришлось ввести режим ЧС 19 июля. Губернатор области Олег Кувшинников создал в регионе оперативный штаб по тушению лесных пожаров, распорядился увеличить кратность авиапатрулирования, привлечь тяжелую технику предприятий, а арендаторам лесного фонда - остановить производства и выделить людей и технику для ликвидации лесных пожаров. Оплата работникам за это должна быть произведена в двойном размере за счет резервного фонда правительства региона.

На огненный фронт ушел добровольцем

- Столь масштабных пожаров у нас еще не было - даже в засушливом 2010 году, когда область задыхалась от дыма горящих лесов и торфяников, - делится и.о. начальника Верховажского государственного лесничества Олег Васильев.

Он вспоминает: 16 июля авиапатруль сообщил, что в Оринодорском лесничестве (это в 60-70 километрах от райцентра) лес горит в трех местах. Два пожара - в четырех километрах друг от друга, до третьего - 10 верст. Местные лесхозовцы, вооружившись ранцами-огнетушителями и мотопомпами, тут же на «УАЗиках» выдвинулись в лес.

А бульдозеры и экскаваторы принялись расчищать подъездные просеки и делать противопожарные разрывы.

- Изначально вспыхнуло около 20 гектаров - в основном вырубки, подрост, молодняк. Но остановить огонь было невозможно: сушь, сильные порывы ветра, а воды для тушения поблизости не было - лишь ручей в трех километрах да лесная речка - в семи, - вспоминает Олег Васильев. - В считанные дни пламя охватило свыше 850 гектаров. Лес полыхал так, что даже нам, повидавшим немало подобных ЧП, было страшно и жутко. Но, к счастью, район не оставили один на один с бедой.

В тот же день, когда был объявлен режим ЧС, к верховажанам со всей области устремилась колонна тяжелой техники: 55 машин, включая 30 гусеничных экскаваторов и бульдозеров. Все это выделили 18 лесхозов, а также энергетики, нефтяники, газовики, дорожники, спасатели, строители, предприниматели, арендаторы лесного фонда.
Они же помогли рабочими руками - в общей сложности в бой со стихией вступили 320 человек. Одним из них, в частности, был директор Вашкинского лесхоза Михаил Иевлев. Он, уроженец Верховажья, услышав о ЧП, «разгреб» все большие дела, руководство передал заместителю и попросился на огненный фронт «добровольцем». 

- Другого решения я бы себе не простил, - признался он «Красному Северу».

На тушение ушло больше трех недель. Все это время люди трудились на совесть - о двойной оплате многие даже не знали, рассказывают верховажские лесники. Бульдозеристы и экскаваторщики по 12 часов, сминая гусеницами вековые деревья, делали противопожарные разрывы шириной от восьми до 40 метров. А люди с ранцевыми опрыскивателями проливали кромку водой. Позднее, когда огненный фронт «окольцевали», проложив свежевспаханные минерализованные полосы протяженностью более 80 километров, и пожар постепенно стих, все те же люди с ранцами вышли на «окарауливание». Они методично обходили пепелище с завалами и тлеющими корнями деревьев, дотушивая скрытые очаги, способные вновь вызвать пламя. Каждый день территорию обследовал и квадрокоптер.

«Лесные» огнеборцы работали вахтой по несколько дней и жили тут же - в полевом лагере в двух километрах от пожара. Палатки, спальники, топоры, ведра, хлеб, крупы, консервы - все нужное выделил Верховажский лесхоз, а еду по очереди готовили дежурные.

- Горячее питание в лагере было всегда. Другое дело, что люди страдали от жары: солнце жгло, температура зашкаливала за 30, а тут еще свирепое лесное пламя - как в сауне или в духовке. При этом освежиться было негде - до речки далеко, а привозную воду мы экономили на тушение, - вспоминает Олег Васильев. - 
К вечеру люди уставали так, что буквально валились с ног. Но никто не роптал, не возмущался, не дезертировал с «поля боя». Все хотели одного - остановить пламя, не дать ему вырваться к деревням и поселкам. Кстати, ближайший из них - Рогна - был в 10 километрах. И там на всякий случай постоянно дежурила пожарная машина.

Победили всем миром

Радостная новость пришла 9 августа: самый крупный в области за последние годы лесной пожар полностью ликвидирован. А на следующий день был потушен и еще один очаг возгорания - последний в Верховажском районе. Местные жители вздохнули с облегчением, а уставшие огнеборцы разъехались по домам.

- Эти три недели были для всех нас напряженными. Только благодаря совместным усилиям и слаженной работе специалистов пожар был потушен. И главное - нам удалось не допустить перехода огня в населенные пункты. Выражаю благодарность всем, кто участвовал в борьбе со стихией, - подчеркнул заместитель Губернатора области Михаил Глазков.

Режим ЧС в Верховажье уже снят: люди снова ходят за лесными дарами. Ущерб от пожаров сейчас подсчитывается. А дальше лесопатологи проведут свое обследование и сделают вывод: вырубать обугленные деревья полностью или частично и как лучше провести лесовосстановление. Тем временем полицейские и сотрудники МЧС выясняют причину масштабного ЧП: был ли это грозовой разряд или опять всему виной пресловутый «человеческий фактор»?

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара, полагается штраф: физическим лицам - 5 тысяч рублей, должностным - 50 тысяч рублей, юридическим - от 500 тысяч до миллиона рублей. В этом году в области уже наложено 97 штрафов в общей сложности на 4,7 миллиона рублей, однако ущерб от возгораний гораздо больше - он оценивается в десятках и сотнях миллионов.

Роман Марков, 
начальник департамента лесного комплекса Вологодской области

Сейчас на Вологодчине не зафиксировано ни одного действующего лесного пожара: ночные температуры падают, остужая почву, к тому же регулярно льют дожди. Но все же гражданам нужно быть предельно бдительными в лесу: отправляясь за ягодами и грибами, не бросать спички и сигареты, не разводить костры. 

Заметив огонь и дым в лесном массиве, нужно срочно сообщить на прямую линию лесной охраны по телефону 8-800-100-94-00 (звонок бесплатный) или по единому номеру 112.

Лесные пожары

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: