Безбилетные школьники начали наглеть

statics/images/arcticles/062021/02062021x9b655e32.jpg
Кондукторы признаются, что после принятия закона каждый день они перевозят до сотни юных безбилетников.
Фото с сайта tver.mk.ru

Закон, запрещающий высадку юных «зайцев» из общественного транспорта, действует в стране с начала весны. Водителей, высадивших безбилетников младше 16 лет, оштрафуют на 5 тысяч рублей, а кондукторов и контролеров - на сумму от 20 до 30 тысяч. И школьники, как оказалось, своей «льготой» активно пользуются. 

«Вы не имеете права!» 

- Я работаю кондуктором уже 22 года, но такого беспредела, как сейчас, еще не видела. Сколько наглости у молодежи, сколько злости, сколько бранных слов в свой адрес я наслушалась! - делится вологжанка Наталья Язвина. - Мы и раньше, что называется, входили в положение: «забывчивых» детишек возили бесплатно. А сейчас просто поток юных безбилетников. Те, что поскромнее, зайдут в салон и спросят: «Мы проедем пару остановок?» А другие сделают рожицу «кирпичом» и с порога заявляют: «Мама сказала, что высадить нас вы не имеете права». К примеру, изо дня в день на вокзале после учебы к нам садится одна и та же компашка: пять - восемь подростков (выше меня ростом) едут тусить в торговый центр. Предлагаю им заплатить, а в ответ - трехэтажный мат и все то же: «Не имеете права!» А когда начинаю давить им на совесть и объяснять, мол, это нехорошо, захихикают, и чтобы не слушать морали, пересядут в следующий автобус. 

- Ежедневно на наших маршрутах №№ 7 и 40 мы перевозим до сотни юных безбилетников. Раньше, до запрета высаживать детей, такого не было. Сейчас, видимо, пошла цепная реакция: подростки видят, что их сверстники ездят «на халяву», и следуют дурному примеру (он, как известно, зара­зителен), - делится директор ООО «Такси-Сервис» Олег Оглоблин. - При этом речь идет не о детишках семи-восьми лет, а о студентах техникумов и училищ. Мы же не знаем их возраста, не можем требовать документов - этим ребятки и пользуются. Чаще других грешат районы на окраине города: Лукьяново, Прилуки. Там теперь «зайцы» массово ездят, как по расписанию, в школу и из школы. 

- Это правда, - подтверждает слова коллеги предприниматель Наталья Румянцева. - В наших автобусах № 14 детки все время ловчат: то пытаются впятером проехать по одному билетику, незаметно передавая его друг другу, а то и просто посылают кондуктора по известному адресу. На обратном пути из школы они заходят в салон «через магазин» - с шоколадками, чипсами, газировкой - и снова едут бесплатно. А в ответ на просьбу купить билет начинают снимать на телефоны номера автобуса, фамилии персонала и строчить жалобы. Ну а что мы? Мы бесправны и беззащитны. Своим работникам я уже сказала: «Молчите! Возите их без билетов, лишние скандалы нам не нужны». Ситуация, мягко скажем, безрадостная, и что с ней делать, мы не знаем. 

- Мы и раньше по договоренности с городскими властями принудительно не высаживали детей без билетов, и уж тем более не выставляем их на улицу сейчас, с принятием федерального закона. И подростки этим активно пользуются: на нашем 48-м маршруте «зайцев» хватает, - рассказывает директор ООО «ПАТП-4» Евгений Пасхин (Вологда). - У кого-то из ребят не срабатывает карта: то ли там недостаточно средств, то ли карточка находится в стоп-листе, а может, школьник слишком быстро приложил ее к терминалу, и тот не успел считать данные. А некоторые «детишки» даже не пытаются платить: «Денег нет, но вы нас не высадите: не имеете права». Поэтому, когда контролер заходит в автобус, кондуктор его сразу предупреждает: мол, вот эти мальчики едут без билета. 

Инциденты, разумеется, случаются. Скажем, когда у 13-летней девочки не сработала карта (хотя у других пассажиров она срабатывала, то есть проблема - не в валидаторе), кондуктор предложила ей снять деньги в банкомате и сесть на следующий автобус, благо интервал движения - всего пять-шесть минут. Девочка вышла, и тут же ее мама устроила скандал по телефону: «Вы не имели права высаживать ребенка из транспорта». 

Бесплатные проездные или доска позора? 

- Убытков от «зайцев» мы не подсчитываем: а зачем? Это никому не интересно, кроме нас. Но долго так продолжаться не может - проблему надо решать, - говорит Евгений Пасхин. - Мы понимаем, что доска позора для безбилетников - это не вариант, поэтому предлагаем властям, к примеру, обеспечить всех школьников бесплатными проездными. Их мог бы оплатить городской бюджет, а мы как перевозчики просто выполняли бы рейсы, как это делается в других городах России. 

Комментарий

Ольга СМИРНОВА, 
уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области: 

- Согласно действующему законодательству, представитель перевозчика либо должностное лицо, осуществляющее контроль в транспортном средстве, в случае неоплаты проезда не может требовать от ребенка, который не достиг возраста 16 лет, следующего при этом без сопровождения взрослых, покинуть транспортное средство на ближайшей остановке. Штрафовать за безбилетный проезд детей тоже нельзя, потому что административная ответственность наступает только с 16 лет. 

Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, стоит применить опыт Санкт-Петербурга. Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол. В таком случае и подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, зная, что их все равно не высадят, и родители будут внимательнее следить за оплатой проезда своих детей. 

Опыт наработан и в Перми. Там кондуктор вправе требовать с юных пассажиров номер школьной карты или контактные данные мам и пап. Затем эти сведения направляются в подразделения по делам несовершеннолетних, а законным представителям выписывают штраф: 500 рублей - за первый случай безбилетного проезда ребенка, и 1 000 - за повторный в течение года. 
Кроме этого, считаю необходимым продолжить информационную работу с родителями и детьми об ответственном отношении к правилам перевозки граждан, поведению в общественном транспорте. Ведь закон принимали, чтобы не допустить гибели детей, оставления их в опасности. 

Есть у транспортников и другие идеи. К примеру, фиксировать имя-фамилию безбилетника, номер школы и передавать эту информацию в управление образования, городскую администрацию, правоохранительные органы. Но на это у транспортников нет полномочий. Еще вариант - выписывать штраф родителям (законным представителям), однако тогда нужно будет создать службу муниципального контроля и разработать нормативные акты. Самый жесткий сценарий наказать «зайца» - это остановить автобус и вызвать полицию. Пусть она устанавливает личность подростка, ищет его родителей и выясняет, почему они отправляют свое чадо без денег. Перевозчики тем временем обратятся в суд, чтобы взыскать с безбилетника не 28 рублей, а кругленькую сумму убытков, понесенных из-за вынужденного простоя автобуса. Правда, этот вариант хлопотный и крайне неудобный для других, ни в чем не виноватых, пассажиров, которые потеряют уйму времени, а то и вовсе не смогут воспользоваться услугой. 

Безбилетный Кевин Костнер 

В Череповце ситуация в целом такая же: те «зайцы», что и раньше, до закона, принципиально катались бесплатно, остались себе верны, особенно в автобусах без кондукторов. Чуть осмелели и другие дети, ранее законопослушные: сейчас многие из них идут к валидатору с карточкой лишь при виде контролеров, рассказали «Красному Северу» в МУП «Череповецкая автоколонна № 1456». Но власти города металлургов выход нашли, разработав для перевозчиков специальную инструкцию. 

- Наши юные безбилетники делятся на два типа: дети, что действительно попали в трудную ситуацию (забыли деньги, где-то их потеряли). Чаще всего они испуганы, неловко себя чувствуют, пытаются объясниться, и по инструкции водитель бесплатно везет их до нужной остановки, - рассказывает помощник мэра Череповца по работе со СМИ Сергей Климушкин. - Второй тип «зайцев», которых, к счастью, немного, - подростки наглые и дерзкие. Такие не платят демонстративно: мол, нас все равно не высадят. 

И их действительно не высаживают, чтобы не оставлять в опасности. Вместо этого, согласно инструкции, автобус снимается с линии и едет в полицию либо шофер нажимает тревожную кнопку, закрывает дверь и ждет наряд. 

А дальше уже с безбилетниками и их родителями общаются люди в погонах. Юные череповчане об этом знают, поэтому стараются своими правами не злоупотреблять. 

А от идеи фиксировать данные «зайцев» в Череповце отказались: в этом нет смысла, ведь ребенок может и приврать. Помнится, среди юных правонарушителей как-то попался «Кевин Костнер». Где гарантия, что этот список не пополнит Джонни Депп или Брэд Питт? 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: