Реставратор из Кириллова вернет былую красоту двум иконам из музейной коллекции

statics/images/arcticles/092023/14092023xb2c1e974.jpg
Фото пресс-службы Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В реставрационной мастерской темперной живописи Кирилло-Белозерского монастыря завершаются работы по реставрации икон XVIII и XIX столетий.

Речь идет об иконе «Покров Богоматери», поступившей в музей в 1924-1929 годы из церкви Благовещения Ферапонтова монастыря, и консервации образа «Рождество Иоанна Предтечи» из той же обители.

В задачу реставратора Николая Петухова входит укрепление паволоки, левкаса и красочного слоя икон, удаление загрязнений с основы памятника, заполнение трещин и утрат основы древесно-клеевой массой, выполнение пробного раскрытия, тонирование утрат красочного слоя и реставрационных вставок левкаса.

«Рождество Иоанна Предтечи» – икона, созданная в начале XIX века. В высоту памятник достигает 120 сантиметров, в ширину – 48,5. Большие иконы, как правило, писались на материалах хвойных пород, –  рассказывает музейный реставратор Николай Петухов. – Использовали ель или сосну, реже – кедр. Маленькие иконки выполняли из лиственных пород. Так, полотно «Покрова Богородицы» написано на липе. В Успенском соборе ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря можно увидеть иконы на кипарисе. Естественно, к каждому материалу при реставрации нужен необходимый подход».

Икона «Рождество Иоанна Предтечи» служила прихожанам в течение двух столетий, естественно, ее состояние далеко от идеального. Для таких памятников реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника выступают «скорой помощью», помогая иконам «поправиться» и больше не болеть.

На сегодня икона «Покров Богоматери» XVIII века практически отреставрирована. После удаления потемневшего слоя оливы живопись заиграла яркими красками. Осталось выровнять утраты красочного слоя, затем отшлифовать в соответствии с поверхностью, а потом уже затонировать в цвет окружающей живописи.

На счету у Николая Петухова десятки отреставрированных и законсервированных экспонатов. В свое время специалист работал на консервации памятников Успенского иконостаса XV века. Этот иконостас генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов называет произведением искусства, равных которому не существует во всем мире.

Отреставрированные иконы «Покров Богородицы» и «Рождество Иоанна Предтечи» впоследствии передадут в экспозицию открытого фондохранилища, которое располагается в Вологодской башне старинного монастыря.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: