«Скрип колеса, лужи и грязь дорог»

statics/images/arcticles/012020/22012020xaa691f14.jpg
Ледяные «шрамы» на асфальте делают пешеходные прогулки небезопасными.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/012020/22012020x0cd6c9f1.jpg
Даже в аномально теплую зиму снежная каша все равно есть.
statics/images/arcticles/012020/22012020x9c6de193.jpg
Улица Неводчикова в Великом Устюге превратилась в реку.
Фото Евгения Минюхина
Если в прошлом году регион утопал в сугробах, то в нынешнем январе люди ходят по лужам, льду и пожухлой траве. Снегоуборочная техника зачастую простаивает: все силы и средства брошены на борьбу с гололедом. И в этой борьбе, к сожалению, коммунальщики нередко проигрывают. 

Вологда: «Не город, а болото»

Соцсети пестрят жалобами. «У нас почти весь город как болото. Бедные пешеходы», «Мост через реку Вологду в Кувшиново никогда никто не прибирает. А ведь он без тротуара, все ходят по проезжей части, страшно съехать под машину», «На автовокзале - страшный гололед, женщина поскользнулась, чуть под автобус не упала», «Огромные лужи на тротуаре моста 800-летия, людям приходится прыгать, прижиматься к грязным перилам», «Улица Батюшкова, центр города, сплошной лед - стыдно перед гостями». Только в группе «Вологда в порядке» таких жалоб - пруд пруди. Под многими из них значится ответ: «Принято в работу. Направлено в структурное подразделение Администрации Вологды». Где-то вскоре появляется отчет об устранении недостатков, а где-то - повторная жалоба. 

Хочу сказать

Артем Андреев, вологжанин:
- На работу в центр я каждый день хожу пешком по мосту 800-летия. В этом году из-за аномально теплой зимы приходится чуть ли не вплавь форсировать глубокие лужи на тротуарах, держась за перила, перебираться через «озера» на мосту и вдобавок постоянно быть начеку, лишь бы не навернуться на льду. Я ношу «умные» часы, которые помимо прочего показывают пройденное расстояние. Так вот, в обычное время мне необходимо сделать четыре тысячи шагов. А в минувший четверг я с удивлением обнаружил, что с утра уже прошел более пяти тысяч. Это получается, что, выбирая безопасный для своего здоровья и моей обуви путь, я накрутил дополнительный километр?

Справедливости ради нужно отметить, что позитивные отзывы тоже встречаются: «Ехали по мосту 800-летия, видно, что убирали - все чисто». Но благостную картину портят все те же язвительные жалобщики: «Сегодня, видимо, не зря миллион потратили», «Снег - золотое дно, оказывается». 
То, что уборка города проводилась некачественно, подтверждает тот факт, что с должности начальника департамента городского хозяйства (ДГХ) администрации Вологды сняли Андрея Макаровского. О кадровых переменах сообщил в соцсетях мэр областной столицы Сергей Воропанов. Свое решение он объяснил тем, что к работе ведомства накопилось много замечаний. 
Чистотой Вологды озаботился на днях и один из федеральных информационных ресурсов. Именно он озвучил эту цифру - миллион рублей в день на уборку областной столицы. По версии паблика, «местные жители результат не особо видят», а вот «администрацию города цены не смущают. Говорят, они нормальные и обоснованные».
На содержание городских улиц действительно расходуется около миллиона в день, подтвердил «КС» и.о. начальника  ДГХ Алексей Шумилов. Ему мэр поставил задачу обес­печить качественную и бесперебойную работу всех федеральных, областных и городских программ. Сюда же входит и уборка города.
Алексей Шумилов, больше года проработавший заместителем начальника ДГХ, оценивает работу подрядчика ООО «Магистраль» на «удовлетворительно». Он рассказал, что стоимость контракта, заключенного с компанией на девять месяцев текущего года (с января по сентябрь), составляет около 300 миллионов рублей. Расценки выверены и просчитаны: уборка квад­ратного метра города нынче стоит 31 копейку (в прошлом году было 29 копеек). Всего же подрядчик обслуживает около 3,5 миллиона квадратных метров. В их числе - проезжая часть, остановки, часть тротуаров и внутриквартальных проездов. 
- В этом году расход песко-соляной смеси заметно увеличился: из запасенных 15 тысяч тонн - шесть тысяч уже израсходовано, - говорит Алексей Шумилов. - А вот снега убирается меньше обычного: если раньше «Магистраль» вывозила до 5 000 кубов в сутки, то в этом году за две недели января вывезено всего 18 тысяч кубов. 
Кстати, подрядчику установлен норматив по вывозу снега. Если он не выполнен, «Магистрали» заплатят меньше, чем предусматривает контракт. Если так будет и нынче, то сэкономленные средства бюджет, по словам Алексея Шумилова, направит на заключение следующего договора. Ну а прошлой зимой, когда из-за обильных снегопадов компания перевыполнила план, ей пришлось обращаться в суд, чтобы получить средства сверх контракта. Суд этот иск удовлетворил. 
Работу подрядчика отслеживают специалисты горадминистрации, и если что не так - штрафуют. К примеру, в ноябре и декабре 2019 года «Магистраль» наказали на 
500 тысяч рублей. Штрафы уже выписаны и в январе, хотя в общем и целом работа компании руководство ДГХ устраивает. На «Магистраль» с ноября до середины января поступило 37 письменных жалоб - устные и в соцсетях в администрации не считают.
А вот в областном правительстве посчитали: только за неделю в систему «Инцидент-Менеджмент» от жителей Вологды поступило 
98 жалоб на плохую уборку дорог, улиц, тротуаров и дворов. Об этом на традиционной «оперативке» сообщил губернатор Олег Кувшинников. Он призвал руководителей областного центра усилить работу в коммунальной сфере, взять на жесткий контроль расходование бюджетных средств, а также свое­временно отвечать горожанам на их просьбы и жалобы в соцсетях. При этом ответы должны быть четкими, простыми и понятными, а не представлять собой длинные выдержки из законов, подчеркнул Олег Кувшинников. Пока же по скорости и эффективности работы с обращениями граждан Вологда числится в аутсайдерах.

Череповец: рискованный бизнес

Череповцу на малоснежной зиме сэкономить не удастся: там дневная уборка тоже обходится примерно в миллион рублей. Город обихаживают две компании: МКУ «Спецавтотранс» в Индустриальном и Зашекснинском районах, ООО «Стройкомплекс» - в Заречье и Северном. На 2020 год им выделено по контракту около 400 миллионов руб­лей - с учетом ремонта и содержания восьми мостов и путепроводов. 
Дважды в неделю, по вторникам и четвергам, Череповец объезжает специальная комиссия. В протоколе осмотра фиксируются недостатки, компаниям дается время на их устранение. Если этого не происходит, на подрядчиков налагается штраф - он зависит от масштаба и тяжести недочетов. Претензии принимает Центр обращений граждан: с середины декабря до середины января поступило порядка 200 просьб и нареканий.
- Это бизнес, но очень рискованный, не всякий готов им заняться. В прошлом году снега выпало в 1,5 раза больше нормы, и подрядчики несли большие убытки, о чем сильно печалились. Мы им сочувствовали, но помочь ничем не могли, - рассказал «КС» помощник мэра Череповца по работе со СМИ Сергей Климушкин. - Этой зимой снега практически нет, если так пойдет и дальше - значит, компании сэкономят. Это будет их прибыль. Хотя есть опасения, что большую часть дохода подрядчикам придется направить на ямочный ремонт дорог. 

Районы: «Хоть вставай на коленки и ползи»

«Снег у нас лежит с ноября, не тает, - пишет никольская газета «Авангард». - Гололед имеется, но дороги подсыпаются. Из-за гололеда 3 января под Никольском случилась авария: машину с молодой женщиной за рулем вынесло на «встречку», где она врезалась в другой автомобиль. Двух участников ДТП отправили в Вологду на вертолете - оба в коме. Сейчас в районе по-прежнему гололедица. Все средства, выделенные на уборку, идут на подсыпку дорог, поэтому экономии не будет».
«Снега было много в ноябре, когда циклон прошелся по восточным районам области. Сейчас службы работают в штатном режиме, - сообщают «Тотемские вести». - На гололед жалобы от населения есть: не всегда успевают вовремя обработать улицы реагентами. Но травмированных немного».
Такая же картина - в Вашкинском и Бабушкинском районах. 
А вот в Устюжне песком посыпаются только центральные улицы и тротуары. За последнюю неделю травмы получили восемь человек, выяснила районная газета «Вперед». 
Из-за луж и гололеда страдают и грязовчане. «Не знаешь, как передвигаться по городу, хотя техника работает», - сетует «Сельская правда». Далека от идеала и ситуация в Междуреченском районе. «Посыпаны только центральные улицы, а до остальных и дела нет никому! Ведь перед окнами администрации посыпан песок, а значит, все в порядке! Дороги - как зеркало: пешком не пройти, и на машине не проехать. Как дети должны добираться в школу, а взрослые на работу? На улицах шею свернуть можно!» - возмущаются граждане в группе «Подслушано село Шуйское» «ВКонтакте».
Тем временем в группе «Великий Устюг Инфо» появилось фото улицы Неводчикова в Великом Устюге. Про дорогу, полностью покрытую водой, устюжанка остроумно заметила: «Хочешь - пей, хочешь - стирай, хочешь - нормы ГТО сдавай».
В Шексне, по данным газеты «Звезда», в этом году снега в 10 раз меньше, чем в прошлом. На скользких улицах люди падают, ломают руки-ноги и ребра, получают ушибы, ругаются. Дороги местного значения и часть тротуаров в поселке приводит в порядок ПАО «Вологодавтодор». На полгода (с октября-2019 по июнь-2020) по контракту ему полагается 6,7 миллиона рублей. Еще часть тротуаров и площади содержит местное ООО «Благоустройство». 
- Экстремальная зима добавила нам головной боли, - делится руководитель администрации Шексны Сергей Коршунов. - Каждый день мы исправно подсыпаем дороги и тротуары, но все тут же смывает дождем. Только на песко-соляную смесь за полтора месяца (декабрь и пол-января) потрачен миллион! Этой суммы хватило бы на два месяца работы грейдера по расчистке снега. Об экономии и говорить нечего - у нас явный перерасход! 
А тут еще асфальт крошится - такая погода для него очень вредна. Сейчас ломаем голову - как и на какие средства ремонтировать дорожное полотно? Пока по старинке большие ямы заделываем брусчаткой и надеемся, что в конце концов Всевышний пошлет нам снежок и морозец. 
Из-за гололедицы в Шексне пенсионерам советуют не выходить лишний раз из дома. О том же просят пожилых и медики в Череповецком районе, сообщает газета «Сельская новь». Там по ледяным дорогам люди с трудом добираются на работу. Где-то у домов посыпан песок, где-то нет. К примеру, в Шухободи с этим все в порядке. А вот медики Ягницкого ФАПа жалуются: «Хоть вставай на коленки и ползи». У них в деревне обрабатывают лишь повороты на дорогах, где ходит рейсовый автобус. Как рассказали в ООО «Череповецдорстрой», подсыпка идет в первую очередь на опасных участках автобусных маршрутов, принимаются также заявки из поселений. Скорее всего, средства, сэкономленные на уборке снега, пойдут на ремонт гравийных дорог, но окончательное решение примет местная власть.
В Вологодском районе сбереженные зимой финансы тоже планируется направить на дороги: весной и летом устранить ямы, колеи, неровности, вырубить кустарник вдоль обочин, обновить дорожные знаки, делится газета «Маяк». Такие же планы - в Вожегодском и Кичменгско-Городецком районах.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: