Подводные лодки встречались на улицах и железной дороге Вологды
Река Сухона зачастую была востребована для решения важных, порой уникальных по исполнению народно-хозяйственных и военных задач. Это прежде всего касается перегонов на Север военных кораблей в 1943-1944 годах, а также речных лайнеров из Европы на Волгу в послевоенные годы. Тогда во многих случаях габариты кораблей и военных объектов значительно превышали возможности путей по Сухоне и Северо-Двинской шлюзованной системе. В разное время об этом были публикации в «Красном Севере» и других изданиях.
Оказывается, начало выполнения почти невозможного было положено еще в 1915 году, когда для укрепления обороны Архангельска решили перебросить с Балтики по железной дороге на Север две вновь построенные подводные лодки - малютки. Начальником этого дивизиона был назначен призванный из запаса командир одной из лодок лейтенант Иван Ризнич. В Морском Генштабе его заверили, что с Северной железной дорогой уже имеется договоренность, и она имеет опыт таких перевозок. Специальным эшелоном 10 июля лодки с имуществом дивизиона прибыли из Петербурга в Вологду, и для железнодорожников это оказалось неожиданным. А главное, дальнейшее продвижение на Архангельск по узкоколейке (от Питера до Вологды была широкая колея) оказалось невозможным без предварительного частичного демонтажа лодок, на что требовалось немало времени. Оставался водный путь. Но и он таил в себе неопределенность. По состоянию на 11 июня 1915 года минимальная глубина по Нижней Сухоне составляла всего лишь 90 сантиметров и с каждым днем продолжала снижаться. И все же было решено использовать речной путь, хотя знатоки предостерегали о возможной неудаче.
Лодки от товарного двора по железнодорожной ветке вдоль городских кварталов были доставлены на берег реки Вологды, где в течение недели в устье Шограша было построено спусковое сооружение. На этих работах было задействовано 85 человек, в том числе 40 арестантов из местной тюрьмы. Время поджимало, работы велись круглосуточно, ночью подсветку давал пароход «Кириллов».
В результате лодки были погружены на баржи 23 и 27 июля и на буксире отправлены по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине до Архангельска, куда благополучно прибыли 4 августа.
Самым сложным участком этого пути была Нижняя Сухона. При осадке буксируемых барж 63 сантиметра в условиях экстремального мелководья сухонские капитаны и лоцманы умудрились благополучно спустить по бурной порожистой реке составы практически без запаса воды под днищем. Объективно оценить это может лишь специалист, знакомый со спецификой судовождения по Нижней Сухоне. К сожалению, не оценил и не придал этому должного значения начальник дивизиона подводных лодок Иван Ризнич.
В рапорте в Генштаб им было отмечено, что успеху операции он обязан особо отличившимся 15 работникам и должностным лицам, в том числе Вологодскому губернатору Лопухину и даже двум арестантам. К сожалению, в рапорте отсутствуют названия пароходов, имена капитанов и лоцманов, выполнивших эти уникальные рейсы.
Незавидна дальнейшая судьба этих субмарин. Осенью того же года обе лодки решили передислоцировать из Архангельска в Кольский залив для обороны города Александровск (город Полярный). Следуя на буксире парохода «С. Витте», 15 октября во время сильного шторма одну из подлодок сорвало с буксира и выбросило на берег в труднодоступном месте, а вторую отбуксировали обратно в Архангельск. Она использовалась для подготовки моряков-подводников и затонула 13 апреля 1917 года во время шторма на месте стоянки, в строй больше не возвращалась.
Начальник дивизиона подлодок, лейтенант, а впоследствии капитан второго ранга Иван Ризнич - неординарная личность хотя бы потому, что именно он написал брошюру «Подводная лодка «Стерлядь», ставшую едва ли не первым учебником по практике подводного мореплавания, а позднее составил «Словарь командных слов по управлению подводными лодками». Был активным сторонником развития подводного мореплавания.
К сожалению, судьба его доподлинно неизвестна и затерялась в горниле Гражданской войны и иностранной интервенции.
Александр КОНТ, Вологда
Комментарии (0)