Подводные лодки встречались на улицах и железной дороге Вологды

statics/images/arcticles/052024/08052024x400db8fc.jpg
Подлодка № 2 на палубе баржи перед рейсом из Вологды в Архангельск.
Фото предоставлено автором письма
statics/images/arcticles/052024/08052024x87004508.jpg
Иван Ризнич и Вячеслав Шмидт - командиры подлодок, переправляемых по реке Сухоне.

Река Сухона зачастую была востребована для решения важных, порой уникальных по исполнению народно-хозяйственных и военных задач. Это прежде всего касается перегонов на Север военных кораблей в 1943-1944 годах, а также речных лайнеров из Европы на Волгу в послевоенные годы. Тогда во многих случаях габариты кораблей и военных объектов значительно превышали возможности путей по Сухоне и Северо-Двинской шлюзованной системе. В разное время об этом были публикации в «Красном Севере» и других изданиях. 

Оказывается, начало выполнения почти невозможного было положено еще в 1915 году, когда для укрепления обороны Архангельска решили перебросить с Балтики по железной дороге на Север две вновь построенные подвод­ные лодки - малютки. Начальником этого дивизиона был назначен призванный из запаса командир одной из лодок лейтенант Иван Ризнич. В Морском Генштабе его заверили, что с Северной железной дорогой уже имеется договоренность, и она имеет опыт таких перевозок. Специальным эшелоном 10 июля лодки с имуществом дивизиона прибыли из Петербурга в Вологду, и для железнодорожников это оказалось неожиданным. А главное, дальнейшее продвижение на Архангельск по узкоколейке (от Питера до Вологды была широкая колея) оказалось невозможным без предварительного частичного демонтажа лодок, на что требовалось немало времени. Оставался вод­ный путь. Но и он таил в себе неопределенность. По состоянию на 11 июня 1915 года минимальная глубина по Нижней Сухоне составляла всего лишь 90 сантиметров и с каждым днем продолжала снижаться. И все же было решено использовать речной путь, хотя знатоки предостерегали о возможной неудаче.

Лодки от товарного двора по железнодорожной ветке вдоль городских кварталов были доставлены на берег реки Вологды, где в течение недели в устье Шограша было построено спусковое сооружение. На этих работах было задействовано 85 человек, в том числе 40 арестантов из местной тюрьмы. Время поджимало, работы велись круглосуточно, ночью подсветку давал пароход «Кириллов». 

В результате лодки были погружены на баржи 23 и 27 июля и на буксире отправлены по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине до Архангельска, куда благополучно прибыли 4 августа.

Самым сложным участком этого пути была Нижняя Сухона. При осадке буксируемых барж 63 сантиметра в условиях экстремального мелководья сухонские капитаны и лоцманы умудрились благополучно спустить по бурной порожистой реке составы практически без запаса воды под днищем. Объективно оценить это может лишь специалист, знакомый со спецификой судовождения по Нижней Сухоне. К сожалению, не оценил и не придал этому должного значения начальник дивизиона подводных лодок Иван Ризнич. 

В рапорте в Генштаб им было отмечено, что успеху операции он обязан особо отличившимся 15 работникам и должностным лицам, в том числе Вологодскому губернатору Лопухину и даже двум арестантам. К сожалению, в рапорте отсутствуют названия пароходов, имена капитанов и лоцманов, выполнивших эти уникальные рейсы.

Незавидна дальнейшая судьба этих субмарин. Осенью того же года обе лодки решили передислоцировать из Архангельска в Кольский залив для обороны города Александровск (город Полярный). Следуя на буксире парохода «С. Витте», 15 октября во время сильного шторма одну из подлодок сорвало с буксира и выбросило на берег в труднодоступном месте, а вторую отбуксировали обратно в Архангельск. Она использовалась для подготовки моряков-подводников и затонула 13 апреля 1917 года во время шторма на месте стоянки, в строй больше не возвращалась.

Начальник дивизиона подлодок, лейтенант, а впоследствии капитан второго ранга Иван Ризнич - неординарная личность хотя бы потому, что именно он написал брошюру «Подводная лодка «Стерлядь», ставшую едва ли не первым учебником по практике подводного мореплавания, а позднее составил «Словарь командных слов по управлению подводными лодками». Был активным сторонником развития подводного мореплавания. 

К сожалению, судьба его доподлинно неизвестна и затерялась в горниле Гражданской войны и иностранной интервенции.

Александр КОНТ, Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: