Почему покупательнице не поменяли шпатлевку?

statics/images/arcticles/032023/01032023x64510c0f.jpg
Начиная ремонт, предусмотрите не только перечень необходимых материалов, но и возможность их сдать или обменять.
Фото Игоря Аксеновского

Можно ли сдать назад теплый пол? Какие ошибки совершают потребители при покупке сантехники? Куда лучше обращаться в случае проблем с техническим товаром - в магазин или сервисный центр? Об этом и многом другом на тему приобретения товаров для обустройства и ремонта дома мы беседуем с юристом одного из вологодских магазинов строительных и отделочных товаров Ириной Попович.

Необдуманная покупка

Поводом для разговора стала жалоба вологжанки в Союз потребителей на то, что в строительном супермаркете ей отказали в обмене шпатлевки. Мужу не хватило отделочного материала, и супруга, увидев в магазине красивые банки, купила их. Но шпатлевка оказалась для внешних работ, а муж выравнивал внутренние стены.

- Знаю, что бытовая химия возврату и обмену не подлежит, но в этом списке такого товара я не нашла, - не согласна женщина. 

- Да, в Перечне товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, в разделе «Химические вещества для ремонтных работ» шпатлевки нет, - подтверждает юрист. - Ассортимент их обширный, поэтому для однородных групп товаров разработан Общероссийский классификатор продукции (ОКП), где каждой группе товаров присвоен свой код. Находим группу, в которую входят лаки, эмали, грунтовки, шпатлевки, строительные смеси и узнаем, что в их производстве используется такой химический элемент, как полимеризационная смола, а следовательно, они относятся к товарам бытовой химии. Так что продавец прав, не права покупательница, которая поспешила сделать покупку, а ведь она могла бы посоветоваться с продавцами. Та же путаница происходит и с затирками для межплиточных швов: есть затирки для пола, а есть для стен. 

Необдуманно некоторые потребители относятся и к приобретению технически сложных товаров, которые также не подлежат обмену и возврату, даже если они не извлекались из упаковки, продолжает ликбез Ирина. В качестве примера она приводит электрический теплый пол. Часто его покупают заранее, еще не начав ремонта. А потом оказывается, что нагревательная площадь слишком мала или велика, просят поменять, утверждая, что ничего технически сложного в этом устройстве нет. 

Приходится объяснять, что любой прибор, который питается от электрической сети, считается технически сложным, и теплый пол - не исключение. Подтверждение тому - оформление продавцом гарантийного паспорта при покупке с адресом ремонтной мастерской, куда покупатель может обратиться в течение гарантийного срока при обнаружении в товаре недостатка. Мастерские сделают заключение и безвозмездно устранят его. Если товар весит больше пяти килограммов, то самим возить его в сервисный центр (в магазин) не надо. Ведомственная транспортная служба сама доставит его в ремонт. Если дефект неустранимый или поставщик сообщает, что нет деталей, потребителю предоставляется право обмена на другой товар или расторжения договора купли-продажи. 

- А куда ему лучше обратиться - в магазин или сразу в сервисный центр?

- Решает он сам. Можно и в магазин, который отправит его в ремонт. Но это будет дольше из-за затрат времени на логистику, поэтому лучше сразу обратиться в сервисный центр. Но ремонт будет бесплатным лишь в том случае, если недостаток появился не по вине потребителя. Пример: вышел из строя водяной насос. С весны их начинают особенно активно покупать жители сельской местности. Специалисты провели проверку качества, выяснили, что из колодца выкачивали грязную воду, мотор засорился и встал. В гарантийном ремонте владельцу насоса было отказано.

Сантехника обмену подлежит

А вот душевые кабинки несмотря на, казалось бы, их непростое устройство и внушительные габариты технически сложным товаром не являются, поскольку это не электрические приборы, они подводятся к канализационной системе. Поэтому на основании статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней данный товар подлежит возврату или обмену, если не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Но душевые кабинки практически не возвращают, они поставляются, как правило, от надежных производителей высокого класса по качеству и уровню комфорта. Да и сами потребители к их выбору подходят сознательно. Если со временем выходят из строя сменные материалы - музыкальные, световые устройства, аксессуары, можно обратиться в магазин, где их закажут поставщику и помогут поменять. 

Вместе с тем настоятельное предупреждение для владельцев душевых кабинок: аккуратно относитесь к стеклу! В новогодние праздники уже было три случая, когда потребители побили стекла, якобы неловко на них «облокотившись». При этом пытались переложить вину на производителя, но не получилось. Дело в том, что эти стекла каленые и при механическом ударе рассыпаются по-особому, взрываясь мелкими брызгами. Некачественные бьются по-другому, и для экспертов не составит труда определить причину. Поэтому, если вдруг такая неприятность произошла, обязательно сохраняйте осколки. Но отчаиваться не надо: в любом случае уважающий свою репутацию магазин поможет заменить стекла через компанию-поставщика. 

Один из самых популярных сантехнических приборов - унитазы. В период пандемии их «хватали» про запас, а через полгода, начав устанавливать, выясняли, что подключить унитаз к канализации невозможно из-за несовпадения системы соединения с трубами (она бывает верхней, нижней, боковой), и перед покупкой нужно знать, как выполняется установка. Если компания-поставщик не прекратила свою деятельность, то магазин может пойти навстречу покупателю, но это его добрая воля, а вовсе не требование закона. 

Если же этого сделать не удалось, Ирина Георгиевна подсказала выход: рядом с Вологодским ко­оперативным колледжем есть торговая площадка, называемая в народе «барахолкой», где принимают оказавшийся ненужным такого рода товар и помогают его реализовать.

По закону можно вернуть продавцу и ванну. Ванны бывают левые и правые, но некоторые покупатели об этом не задумываются. Увидят понравившуюся модель в Интернете, заказывают, товар привозят, а он не подходит. Да, поменять его можно, но представьте, каково это - транспортировать туда и обратно груз весом в 50 килограммов, предположим, на пятый этаж без лифта. Поэтому лучше покупать ванны в стационарной торговле. Профессионально грамотные продавцы-консультанты не отпустят товар, пока все досконально не выяснят у потребителя по поводу обу­­стройства ванной комнаты, возможно, даже попросят схему или фотографию ее планировки.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: