Конфета бывает «кусачей»

statics/images/arcticles/022021/10022021x63510c47.jpg
Производитель подчеркивает, что в конфете содержится фундук, хотя на самом деле главный «ореховый» ингредиент - арахис. Он в виде цельных ядер на третьем месте в составе, а дробленый фундук - в конце, перед солью и ароматизатором. |
Фото Елены Поляковой

Вологжанка Елена Полякова страдает аллергией, поэтому внимательно выбирает продукты питания и давно отказалась от арахиса, вызывающего у нее сильную реакцию. Эту особенность организма она передала и дочери, первокласснице Соне, которая знает, что сладости с таким орехом ей нельзя есть. 

Но орехи в семье любят, и Елена обрадовалась, увидев в витрине магазина конфеты, на фантике которых был изображен фундук, не вызывающий у нее нежелательных симптомов.

- Ядра, целые и в разрезе, обрамленные зелеными листьями, занимавшими почти все место на фантике, выглядели так аппетитно, что сразу захотелось отведать этих сладостей. Поэтому в том, что его так же много и внутри, сомнений у меня не возникло, и я купила почти полкило конфет, - рассказывает женщина. 

Но перед тем как домашние собрались пить чай, мама все же решила изучить информацию на обертке. Шрифт был настолько мелкий, что даже в очках она его не разглядела и вооружилась лупой. Только тогда женщина смогла прочитать состав: ядро арахиса жареное, жир кондитерский, заменитель масла какао, сыворотка сухая молочная, какао-порошок, и лишь в самом конце (перед солью и ароматизатором) - ядро ореха фундука жареное дробленое. Елена пришла в ужас: арахис в составе преобладает, что было бы, если бы они съели эти конфеты? 

- Есть ли законы, запрещающие изготовителям обманывать потребителей, создавая угрозу для их жизни и здоровья? - спрашивает она у специалистов по защите прав потребителей. 

За разъяснениями мы обратились к заместителю руководителя Вологодского центра сертификации, эксперта по качеству пищевой продукции Валентине Севостьяновой. 

- Насчет арахиса покупательница права, - подтвердила Валентина Николаевна. - На самом деле это даже не орех, а растение семейства бобовых. Известно много случаев появления аллергической реакции на арахис и продукты, в которые он входит. Они могут быть очень тяжелыми вплоть до анафилактического шока. А жареный арахис повышает риск возникновения аллергии в два-три раза. Это происходит из-за изменения его химического состава при воздействии высокой температуры. Согласно последним подсчетам аллергией на арахис страдает каждый 50-й ребенок. Неслучайно Роспотребнадзор не рекомендует использовать этот сильный аллерген в новогодних кондитерских подарках и детском питании.

Обратимся к главному регулятору правил маркировки пищевых товаров - Техническому регламенту Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». В нем говорится, что маркировка пищевой продукции не должна содержать изображение или текстовое описание продукции (или ее компонентов), которая не указана на потребительской упаковке или не была использована при ее производстве, или вкус (аромат) которой не имитируется компонентами, входящими в состав. При этом Техрегламент не оговаривает, в какой дозе могут присутствовать компоненты или их аромат. 

Если верить информации, фундук, хоть и в малом количестве, но в конфетах содержится. Получается, что кондитеры не нарушают требований. Даже если бы в составе был просто ароматизатор фундука, то они уже имели бы право изобразить на обертке этот орех. Изготовитель использовал лазейку в законодательстве в качестве маркетингового хода для привлечения потребителей, и это на его совести. Но, по крайней мере, доверие одного покупателя он уже потерял. 

 Валентина Севостьянова,
заместитель руководителя Вологодского центра сертификации

Ингредиенты по убывающей производитель указал на фантике хоть и мелко, но честно. Однако, практикуя подобный способ информации, изготовитель обязан продублировать его более крупным, читаемым (без применения оптических приспособлений) шрифтом на коробке, этикетке либо листе-вкладыше, прилагаемом к каждой транспортной упаковке. Без этого сети просто не приняли бы товар к реализации. Если продукция поступает вразвес, то информация должна быть наглядно доведена до потребителя. Не изучив ее, не следует покупать даже самый привлекательный товар! Обычно работники супермаркетов ставят рядом с развесной кондитерской продукцией этикетку, отрезанную от коробки. Но если они этого не сделали, то вы имеете право сдать купленный товар, вызвавший у вас сомнения, обратно в магазин.

- Особенно осторожными должны быть покупатели в отношении продукции собственных кулинарных производств, которую сегодня активно предлагают торговые сети, - пользуясь случаем, предупредила Валентина Севостьянова. - Допустим, что по вашему требованию продавец упаковала в пластиковый контейнер салат, приклеив термочек, на котором указаны только наименование, цена, масса нетто. А где же информация о составе, характеристиках, калорийности продукта и так далее? Понятно, что на маленькой площади контейнера ее не всегда можно разместить. В качестве положительного примера могу привести опыт вологодского ритейлера, который разместил на отдельной стойке исчерпывающую информацию о каждом кулинарном изделии в виде красивой пластиковой книги. Все абсолютно наглядно и доступно для обозрения потребителей. 

Если же продукция была расфасована в отсутствие потребителя и выложена на витрину, то на этикетку должна быть нанесена уже полная информация в соответствии с упомянутым Техрегламентом. К сожалению, чаще мы видим другое: продавцы нафасуют товар заранее, упакуют в пленку, наклеят термочек и спокойно выставят его на прилавки. За такое нарушение Роспотребнадзор может наказать торговое предприятие серьезными штрафами. 

Марина ШАЛУШКИНА

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: