Жители региона активно ищут замену походам в кинотеатры

statics/images/arcticles/082021/31082021x2d008610.jpg
Любители хорошего кино могут организовать себе полноценный просмотр и дома.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/082021/31082021x08554b2d.jpg
Поход в кинотеатр большой компанией - удовольствие недешевое. Альтернатива - посмотреть фильм в онлайн-сервисе.
Фото с сайта hi-tech.mail.ru
statics/images/arcticles/082021/31082021x4b8cc749.jpg
Илья Рассадин.
Фото Даниила Зинченко

За последнее время из-за антиковидных ограничений работа кинотеатров в нашей области была дважды приостановлена. Кроме того, во время пандемии растет интерес публики к онлайн-сервисам. «Красный Север» разбирался, насколько серьезную конкуренцию кинотеатрам составляют интернет-площадки, а также можно ли вернуть интерес к традиционному походу в кино.

С доставкой на дом

Переход зрителей на онлайн-платформы начался за несколько лет до пандемии и стал мировым трендом. Что касается России, то если в 2016 году выручка виртуальных кинотеатров не дотягивала до 10 миллиардов рублей, то в 2020 году их доход увеличился практически в три раза. Сейчас на рынке активно работают более полутора десятков ключевых игроков. Практически половина продаж контента, по данным Telecom Daily, в прошлом году приходилась на три онлайн-кинотеатра: Ivi, Okko и сервис YouTube. К другим значимым игрокам относятся онлайн-сервисы Megogo, Wink от «Ростелекома», «Амедиатека», «Кинопоиск HD», русскоязычная версия Netfix и так далее.

Казалось бы, преимущества таких площадок для зрителей очевидны, в том числе в финансовом плане. За месячную подписку стоимостью порядка 200 - 400 рублей (что равносильно одному походу в обычный кинотеатр) ты получаешь доступ к самому разному видеоконтенту. Например, один из популярных видеосервисов предлагает помимо онлайн-кинотеатра с коллекцией кино, сериалов и мультфильмов еще и несколько сотен каналов интерактивного телевидения, возможность посмотреть концерты, послушать аудиокниги, попеть в караоке, поиграть в облачные игры. Воспользоваться всем этим помимо домашнего телевизора можно на планшете и смартфоне.
- Это дешевле, быстрее, ты сам выбираешь, как себя развлекать, а разнообразие контента потрясает воображение. Раньше мы смотрели то, что за нас выбирал телевизор, сегодня же за условные 300 рублей в месяц мы имеем такую библиотеку фильмов, которая на кассетах никогда бы не уместилась в нашей квартире, - говорит о преимуществах интернет-площадок генеральный продюсер компании «Среда» Иван Самохвалов.

Взрывной рост интереса к видеосервисам проявился в условиях коронавирусных ограничений. Достаточно сказать, что только за первые месяцы самоизоляции число зрителей виртуальных кинозалов выросло на 50 - 100 процентов.

По данным пресс-службы Вологодского отделения ПАО «Сбербанк», в прошлом году к онлайн-кинотеатру Okko подключились фактически 11 тысяч жителей области. В компании «Ростелеком» подтвердили, что этот тренд сохраняется. С начала 2021 года аудитория видеосервиса Wink в регионе выросла примерно в полтора раза.

Удержать зрителя

- Как говорил один из персонажей фильма «Москва слезам не верит», в будущем все заменит телевидение. Но этого не произошло. Люди по-прежнему ходят в театры и кино, - отмечает генеральный директор ООО «Киноцентр «Вологда» Илья Рассадин. - Так и сейчас: интернет-площадки на процесс не влияют, поскольку в кинотеатры приходят зрители, которые стремятся посмотреть фильм на большом экране. Проекты, которые показывают на интернет-ресурсах и каких-то пиратских сайтах, конечно, оттягивают часть молодой аудитории, которая в целях экономии денег готова пожертвовать качеством просмотра. Я считаю, что это разные ниши, которые существуют параллельно.

Тем временем традиционным кинотеатрам в условиях коронавирусных ограничений приходится очень непросто. В прошлом году они простаивали с апреля по сентябрь. В нынешнем году из-за ухудшения в регионе эпидобстановки были вынуждены закрыться с последних чисел июня. Запрет на их работу продолжается до сих пор.

- Если бы мы понимали основания нашего закрытия, было бы не так обидно. Конечно, нам сейчас тяжело. Выживаем только за счет собственных средств и того, что многие наши сотрудники написали заявления на отпуск за свой счет. Арендодатель помещения, в котором мы расположены, пошел навстречу, поскольку ему не хочется нас потерять. А вот от коммунальных служб никаких поблажек нет, - рассказала «Красному Северу» генеральный директор череповецкого ООО «Победа Плюс» Ирина Пянькина.

В сложных условиях вологодский «Ленком» и череповецкую «Победу Плюс» поддержали субсидии Фонда кино, а также льготные кредиты, которые государство предоставляло бизнесу из пострадавших отраслей. Этим двум кинотеатрам удалось сохранить свой персонал, поэтому один из полученных кредитов был списан. Но, как рассказали участники рынка, есть и такие киносети, которые просто отправили своих сотрудников на биржу труда. По другим заемным средствам, взятым под 3% годовых, придется рассчитываться в конце нынешнего года. Если к тому времени пустующие залы заполнят зрители, то больших проблем с этим не возникнет, считает Илья Рассадин. Ведь в прошлом году сразу после снятия ограничений люди в кино пошли.

- В новогодние праздники мы отработали нормально. И сейчас к нам приходят бабушки с внуками, молодежь, которым нечем себя занять. Кино остается самым бюджетным видом отдыха, - говорит Ирина Пянькина.

- Вологжане ходят в кино. Все зависит от проекта. Все, что идет на Новый год, принимается на «ура». И если бы не пандемия и связанные с ней ограничения, то были бы полные залы, - считает Илья Рассадин. - Люди приходят на один и тот же фильм по два-три раза. Наряду с проходными кинолентами есть и качественные, которые не стыдно показывать.

Как отмечают эксперты, в подтверждение того, что традиционный кинопоказ под влиянием онлайн-кинотеатров в ближайшее время не станет историей, свидетельствует целый ряд факторов, включая экономические. Поход в кинотеатр - это событие, свое­образный выход в свет, зачастую большой компанией. Помимо этого, онлайн-кинотеатры при всем своем техническом развитии не могут достичь такой степени погружения в происходящее, как на большом экране. Плюс ко всему считается, что традиционные кинотеатры приносят больше прибыли. По статистике успешный релиз в онлайн-кинотеатрах сегодня смотрят около 100 тысяч человек, а для того, чтобы фильм собрал значимую кассу, требуется не менее 2,5 миллиона зрителей. 

Центры притяжения

Главный источник дохода кинотеатров - это продажа билетов. Примерно половину выручки необходимо перечислить прокатчику. Остальные деньги идут на выплату заработной платы сотрудникам, коммунальные расходы, аренду (у кого она есть) и так далее. Соответственно, чем больше залов, тем больше может заработать кинотеатр. К слову, у вологодского «Ленкома» только один зал, пусть даже и самый вместительный в городе. Таких кинотеатров сегодня на всю страну - не более тысячи.

- В одном зале можно показать семь-восемь картин в день. Если раньше продолжительность фильма составляла полтора часа, то сейчас стандарт - это два часа. А проекты Marvel - уже более трех часов. Поэтому даже если начать работать в 10 часов утра и закончить в полночь, можно показать от силы шесть-семь картин. А тот же «Синема Парк» может показать за это время 50 фильмов. Это разные вещи, в том числе с точки зрения экономической привлекательности бизнеса. Модернизация или появление хотя бы двух залов позволило бы нам работать в финансовом плюсе в течении всего года, - уверен Илья Рассадин.

В свой юбилейный день рождения «Ленком», которому исполняется 50 лет, рассматривает возможность переформатирования под киноконцертную площадку.

Комментарий

Игорь Птицын, 
киновед, кандидат филологических наук (Череповец):

- На мой взгляд, количество «мусорной» продукции будет стремительно увеличиваться, потому что главными игроками в мире с «санитарными кордонами» стали интернет-платформы, а производственные корпорации всего лишь создают для них необходимый контент. Ключевые решения будут приниматься «хозяевами дискурса» из Netflix, Hulu, Amazon и другими. И дело не только в пандемии. Самый доступный и дешевый способ смотреть кино - сидеть на диване и за «условный рубль» подписки купить какой-нибудь онлайн-сервис. Подавляющее большинство кинотеатров закроется, сети обанкротятся, и останутся кинозалы на правах элитарного времяпрепровождения.

- Концепция подразумевает создание многофункциональной площадки, где будут показывать фильмы и проводить различные массовые мероприятия. Для организации такого пространства рассматриваются несколько площадок в центральной части города, в том числе кинотеатры «Ленком» и «Салют». Мы заключили контракт с компанией Cinema-Alliance Group на сумму 400 тысяч рублей. Компания из Москвы реализует различные проекты по строительству и реконструкции киноконцертных площадок по всей стране, - рассказала начальник управления культуры и историко-культурного наследия администрации Вологды Елена Доможирова.

По ее словам, в последние десятилетия во всей стране наблюдается устойчивая тенденция по включению многозальных кинотеатров и мультиплексов в инфраструктуру ТРЦ. Теперь люди посещают их чаще, чем муниципальные кинотеатры. В Европе и России становится популярной концепция третьего места. Она заключается в том, что в городе есть пространство, куда люди приходят после дома (первое место) и работы (второе место). Там они могут реализовывать свои интересы, участвовать в дебатах и обсуждениях, отдыхать.

Свои предложения по созданию в Вологде киноконцертного зала разработчики планируют представить уже в сентябре.

Как считает вологодский культуролог Людмила Якушева, для привлечения зрительской аудитории кинотеатрам необходимо сочетать новые формы работы с «хорошо забытыми старыми». Например, совместно с кинопрокатчиками готовить афиши для разных возрастов и слоев населения, организовывать ретроспективные показы, продолжать онлайн-показы спектаклей ведущих театров, проводить обсуждения и встречи с артистами. По мнению эксперта, даже в театральном фестивале «Голоса истории» можно было бы предусмотреть киноафишу с показом фильмов с участием театральных актеров. Ну и, конечно же, будущее кинематографа лежит в применении различных интерактивных и технических «фишек».

- В Москве нечто подобное демонстрируется, например, в Еврейском музее и центре толерантности. Посетителям предлагаются сцены из библейской истории. Так вот, когда речь заходит о мировом океане или водах Иордана, на зрителей направляется водный распылитель: в воздухе повисает подобие тумана. Зритель не очень понимает, как это все устроено, но создается ощущение полного присутствия… 

В сцене, где говорится о царе Ироде, по креслу зрителя следует удар. В кадре появляются насекомые, которые начинают «жалить и покусывать» твое кресло. Такие эффекты - один из способов привлечения и воздействия на зрителя, - призналась Людмила Якушева.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: