Зачем вологжанка взяла сразу пять приемных детей-инвалидов?

statics/images/arcticles/122019/04122019x5e42a577.jpg
Мария Леонтьева говорит, что давно хотела стать приемной матерью.
statics/images/arcticles/122019/04122019xc6a86b73.jpg
Первые два дома в поселке для инвалидов торжественно открывают в начале декабря.
Фото с сайта domaibani35.ru
- Никто из знакомых не покрутил мне пальцем у виска, никто не стал отговаривать. Напротив, многие сказали: «Это твое! Мы в тебя верим!» - делится вологжанка Марина Леонтьева. 
В 39 лет она решила кардинально изменить свою жизнь и переехать в незнакомую Пензу. Там в первом и единственном в России арт-поместье для инвалидов ее уже ждут пять больших детей с диагнозом «умственная отсталость».

Финансовые дыры и промысел Божий

- Я давно задумывалась о приемном материнстве, только возможности не было, - говорит Марина Леонтьева.
Уроженка Архангельской области, она в 18 лет вышла замуж и очутилась в Вологде. Здесь девушка дважды пыталась поступить учится на экономиста, но обе попытки не удались. Профессии не было, поэтому Марина подрабатывала няней у ребенка с ДЦП и сиделкой у старенькой бабушки. Параллельно растила племянника, до которого родным не было дела: водила мальчика в садик и поликлиники, кормила, читала сказки. Когда родился второй «племяш», заботилась и о нем.
- Так уж вышло, что неформально опекуном я стала раньше, чем мамой, - вспоминает Марина. - Этот процесс меня настолько увлек, что как-то сходу, без проблем я поступила в вуз на социальную педагогику и получила диплом в этой сфере.
А вот личная жизнь не заладилась: с первым мужем Марина рассталась. От второго вологжанке с тремя маленькими дочками и вовсе пришлось сбежать в кризисный центр. Там женщине помогли найти работу, снять жилье в поселке под Вологдой. И жизнь вроде бы вошла в спокойное русло.
Девочки уже подросли. Старшая, 18-летняя Владлена, учится в Питере на инженера. Маша и Ксюша (8 и 12 лет) ходят в школу. А Марина трудится секретарем в санатории - хороший коллектив, хорошая работа. Вот только денег одинокой маме катастрофически не хватает.
- Ползарплаты уходит на аренду жилья, а на всем остальном приходится экономить, - рассказывает вологжанка. - Нет, мы не голодаем (в холодильнике всегда есть еда), раздетые тоже не ходим: с одеждой и обувью помогают мои родители, кое-какие алименты платит бывший муж. А вот сводить детей в кино - большая проблема, не говоря уж об аквапарке. О летней поездке на море и речи нет. И это очень тяжело морально: все время приходится себя ограничивать, выкраивать и, сгорая от стыда, брать деньги у мамы-пенсионерки. И при этом жить в чужой квартире, уже не мечтая о своей.
Марина, конечно, искала работу поденежнее. Вакансии были, но все не те: то разъездные, то сменами по 12 часов. Хваталась и за разные «халтуры» в Интернете, просиживая за компьютером вечера. Дочки тем временем обижались, требовали внимания, а потом и вовсе отбились от рук. И все это время, говорит Марина, ей очень хотелось стать приемной матерью. Даже нужные документы начала собирать, но поняла - детей ей не дадут без жилья и хорошей зарплаты.
- И я почти сдалась, - вспоминает женщина. - Ничего у меня не получалось, я устала бороться и уже подумывала перебраться к маме в Плесецк. Помню, я отчаянно молилась: «Господи, дай мне возможность помочь обездоленным ребятишкам или избавь меня от этой мысли раз и навсегда». Вот тогда-то в Интернете я и наткнулась на сюжет о жительнице Пензы Марии Львовой-Беловой, воспитывающей девятерых детей - пятерых родных и четырех приемных. Я нашла ее в соцсетях, написала, предложила свои услуги и пожаловалась на трудности: мол, хочу взять детишек на воспитание, но нет ни денег, ни жилья. Ответ меня обескуражил: Мария предложила все и сразу - и зарплату, и жилье, и приемных детей. Как позднее выяснилось, она в это время тоже молилась в храме - просила Господа помочь найти опекуна для пятерых ребят-инвалидов. Это ли не Провидение, не промысел Божий?!

«Конечно, мне страшно»

Мария Львова-Белова - личность в Пензе легендарная: с 2014 года она готовит к самостоятельной жизни молодых инвалидов. Общественница создала для них реабилитационный центр «Квартал Луи», куда на три-четыре года селят особенных юношей и девушек. Они живут в отдельных комнатах, тут же учатся и работают на социальных предприятиях центра. Для России это опыт передовой, его специалисты переняли в Австрии, Германии и Финляндии.
Второй пензенский проект - «Дом Вероники» - рассчитан на тяжелых инвалидов-колясочников, нуждающихся в уходе. А сейчас реализуется третий - арт-поместье «Новые берега». Его Мария задумала как замену психоневрологическим интернатам и домам ветеранов. Жилой комплекс уже строится. Он предполагает досугово-деловой центр с кафе, магазином, пекарней и мини-гостиницей, образовательный центр, столовую, часовню, спортплощадку, теплицы и ферму. В семи жилых домах (два из них торжественно сдадут в начале декабря) поселятся 80 человек. Комнаты-студии выделят слепым, «однушки» - супругам-инвалидам, а в «трешках» и четырехкомнатных квартирах небольшими коммунами будут жить люди с умственными нарушениями. Такую вот коммуну и будет опекать «социальная мама» Марина Леонтьева.

Комментарий

Константин 
Каманин, 
заведующий 4-м отделением Вологодской областной психиатрической больницы:

- Вологжанка избрала для себя сложный, но благородный путь. Как человек я это решение одобряю, а как психиатр предупреждаю, что ей будет нелегко. Общение, а тем более совместное проживание с людьми, страдающими тяжелыми психическими расстройствами, требует специальных знаний, навыков и, конечно же, огромного терпения. Это долгий и кропотливый родительский и педагогический труд. Вылечить этих «больших детей», увы, нельзя, но можно адаптировать их в обществе, научить самостоятельности, сохранить способность к общению, развить творческие задатки. 
Такая семейная поддержка благотворно влияет на состояние подопечных, а доброе отношение, материнская забота и ласка и вовсе творят чудеса. Марине я желаю всего самого доброго и очень рад, что в стране появляются такие объединения как «Новые берега», которые способствуют реабилитации молодых инвалидов, защите их прав и интересов.

- Я уже съездила в Пензу, успешно прошла собеседование и познакомилась со своей новой семьей, а это три девочки и два мальчика 20-25 лет (но выглядят они гораздо моложе), - рассказывает вологжанка. - Я боялась, что мои подопечные окажутся беспомощными тяжелыми инвалидами, не знающими элементарных вещей. На деле оказалось, что это добрые, радушные и открытые большие дети. Все они говорят (правда, не все внятно), умеют прибираться, работать на огороде, чистить картошку. Двое - круглые сироты, трое - отказники, всю жизнь прожили в казенном доме. Меня они встречали-провожали, стесняясь, рассказали о себе, поделились своими желаниями. 
А одна девочка все время меня обнимала и боялась отпустить. Словом, хорошие детки, думаю, мы поймем и полюбим друг друга.
Задача «социальной мамы» - научить ребят ухаживать за собой, гладить, стирать, готовить нехитрую еду, соблюдать режим дня. Жить, естественно, придется вместе: распределять обязанности, вести общее хозяйство. Кроме того, ребята будут работать в ремесленных мастерских. Никаких выходных, в отпуск - тоже с новым семейством. Вологжанка это знает, но уверена: она на правильном пути.
- Конечно, мне страшно: я не знаю, какие ситуации возникнут, как я буду их решать, но думаю, что все вместе мы справимся, - говорит Марина Леонтьева. - Надеюсь, мне хватит жизненного опыта, терпения и мудрости. Как мама, я уже многое проходила: и подростковый возраст детей, и непослушание, и прогулы в школе. С «розовой справкой» тоже знакома не понаслышке: одна из моих дочек несколько лет была на инвалидности с поражением нервной системы. Кстати, мои девочки целиком и полностью меня поддержали. Младшие как-то даже повзрослели, пока готовились к переезду: стали осознавать ответственность, во всем помогать.
Старшая дочь-студентка тоже одобрила смелое решение: 
- Это было неожиданно, но я испытала чувство гордости за свою маму. Она и раньше участвовала в благотворительных проектах, а сейчас я еще раз убедилась, что моя мама - отзывчивый, добросердечный и великодушный человек. Мне уже хочется познакомиться с новыми братьями и сестрами, их диагноз меня ничуть не пугает. Я с радостью готова с ними пообщаться и узнать их получше.
Больше всего Марина Леонтьева боялась реакции собственной матери-пенсионерки, но и тут оправдываться не пришлось. Напутствие было коротким, но емким: 
- Я бы не смогла принять чужих детей, но ты другая, ты сможешь!
В конце ноября Леонтьевы уже уехали в Пензу. А там денек на адаптацию - и новая жизнь в «Новых берегах».

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: