Врачи спасут и жизнь, и грудь

statics/images/arcticles/102022/05102022xcc4b7294.jpg
Мастер-класс по реконструктивно-пластической операции молочной железы.
Фото предоставлено Вологодским областным онкодиспансером

Рак молочной железы лидирует в мире среди злокачественных опухолей у женщин. Только в России в прошлом году диагноз «рак груди» услышали 69 тысяч женщин, в том числе около 500 вологжанок. Но в наше время это не приговор, говорят врачи Вологодского областного онкологического диспансера. Сейчас в их руках - современные технологии и препараты, позволяющие на ранних стадиях спасти не только жизнь пациенток, но и их фигуру. 

«Я думала, что жизнь закончилась» 

- Шесть лет назад, когда я перешла на новую работу, на профосмотре врач заметил небольшое затемнение на маммограмме и дал направление в онкодиспансер. Диагноз, увы, подтвердился, - вспоминает 52-летняя вологжанка Галина. - Я, как и многие, думала, что рак неизлечим и моя жизнь на этом закончилась. Помню, я плакала, прощалась с родными, просила поскорее сделать операцию. Но мой лечащий врач сказал, что сначала нужно исследовать клетки, определить тип рака. Позднее опухоль удалили, а грудь удалось сберечь. Мне повезло: болезнь выявили на ранней стадии. Через месяц после операции начались сеансы химиотерапии. И вот уже много лет я живу: работаю, копаю грядки на даче, путешествую, нянчусь с внуками и добрым словом вспоминаю персонал Вологодского онкодиспансера.

1623 

жительницам области из 24 тысяч прошедших диспансеризацию 2021 года выявили патологии молочной железы. 425 пациенток были направлены на более детальное обследование.

- Онкозаболевание - это тяжелейшая психотравма, огромный стресс и даже катастрофа, связанная с угрозой жизни. Она бьет по всему: жизненно важным потребностям, отношениям, профессиональному и социальному статусам человека, - говорит Наталья Спицына, медицинский, клинический и перинатальный психолог, нейро­психолог, психотерапевт, кандидат медицинских (психологических) наук. - Услышав страшный диагноз, женщины ведут себя по-разному: кто-то плачет и кричит, а кто-то цепенеет, впадает в ступор. Затем это состояние у многих сменяет страх (смерти, химиотерапии, собственного «изуродованного операцией» тела), а многие испытывают ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяния, злости, тревожности и беспомощности. Ночные кошмары - тоже не редкость, как и агрессия, потеря аппетита, головная боль, утрата интереса к жизни. Ну а дальше человек либо адаптируется к новой ситуации, либо может зациклиться на болезни и впасть в затяжную депрессию. 

Чтобы этого избежать, в Вологодском онкодиспансере с пациентами работает психолог. Женщин с раком молочной железы учат не вступать в борьбу с болезнью, а изменить отношение к ней, отвлечься, переключиться на доброе-вечное. Кому-то хватает короткого курса психотерапии (5 - 10 сеансов по 2-2,5 часа), кому-то требуются длительные (15 - 30 сеансов), а кому-то - и повторные курсы лечения. Все это женщины получают бесплатно.

Рак груди, как и другие болезни, лучше предупредить, чем лечить. Как вариант - выявить на ранней стадии. Для этого женщинам в возрасте до 40 лет раз в два года следует пройти УЗИ, а дамам старше - маммографию. Есть у этой напасти и факторы риска: лишний вес, сидячий образ жизни, пристрастие к спиртному, отсутствие грудного вскармливания, наследственность. Каждый год в канун Международного дня борьбы с раком груди (он отмечается 15 октября) вологодские онкологи проводят профилактическую акцию: в городах и районах приглашают женщин на прием, а пациенток с подозрением на опухоль направляют на дополнительное обследование в областной онкодиспансер. В этом году оно назначено на 8 октября.

Покажитесь врачу

На Вологодчине в прошлом году был выявлен 491 случай рака молочной железы. Показатель заболеваемости составил 77,6 на 100 тысяч населения, что ниже общероссийского (82,8 на 100 тысяч населения). Самая высокая заболеваемость отмечена в Вологде, Сямженском, Вытегорском, Вожегодском, Усть-Кубинском и Сокольском районах. При этом средний возраст заболевших - 64 года. Но вместе с тем рак груди молодеет: за последние 10 лет заметно выросло количество пациенток 40 - 49 лет, рассказывает заместитель главного врача по организационно-методической работе, онколог-гинеколог Людмила Горюнова.

Увы, пока что треть диагнозов «рак груди» ставится на поздних, запущенных стадиях. В итоге смертность в нашей области выше среднероссийской. В «черном спис­ке» по этому показателю лидируют Чагодощенский, Харовский и Грязовецкий районы. Что делать? Выявлять болезнь в ее зачатке, говорят медики. Но этим могут похвастать очень немногие территории. Объяснение имеется: онкослужба, как и многие другие сферы медицины, испытывает кадровый голод - специалистов не хватает. 

Нередко люди жалуются и на очереди в онокдиспансере: мол, даже по талону с указанным временем приема приходится долго ждать. Врачи на это отвечают: из-за специфики работы они вне очереди принимают пациентов с плохим самочувствием, больных на каталках и в инвалидных колясках, в итоге прием смещается. При этом несмотря на колоссальную нагрузку медики в помощи никому не отказывают. Над проблемой очередей они работают, а пока просят вологжан быть добрее и терпимее друг к другу. А вот по поводу анализов на онкомаркеры врачи объясняют: вопреки расхожему мнению это исследование не помогает выявить рак на ранних стадиях. Повышенный уровень онкомаркеров бывает у людей и при обычном воспалении, вот почему всем подряд этот анализ не назначают.

Совет всем гражданам: проходите диспансеризацию, а при подозрениях на рак обращайтесь к врачу, благо во всех ЦРБ есть онкоответственные специалисты. В Великоустюгской больнице этой осенью начал работу врач-онколог, а до 2024 года онкокабинеты будут открыты в Соколе, Белозерске и Тотьме.

Не приговор

- Чтобы победить рак, необязательно уезжать в федеральные центры или за границу. Все необходимое для этого есть и у нас, - говорит Вероника Бритвина, маммолог, хирург-онколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, заведующая отделением онкогинекологии и опухоли молочной железы Вологодского областного онкодиспансера. - Для правильной тактики лечения мы собираем полную информацию об опухоли: делаем цифровую маммографию, КТ, МРТ, биопсию. А до конца года планируем внедрить еще исследование ближайших к опухоли лимфоузлов: от этого зависит, удалять их или нет. 

Комментарий

Сергей Аносенко, 
главный врач областного онкодиспансера:

- У нас в арсенале есть все, что требуется для медицины XXI века: лучевой ускоритель, новый магнитно-резонансный и компьютерные томографы, цифровой маммограф, современное хирургическое оборудование. А объем щадящих (лапароскопических) операций с каждым годом растет и сейчас составляет уже 10% от общего числа хирургических вмешательств. Но наш главный ресурс - это профессиональный коллектив. Сейчас в областном онкодиспансере работает около 500 человек. В их числе - и опытные врачи, и молодые специалисты с огромным потенциалом. Мы активно сотрудничаем с федеральными клиниками, внедряем новые методы работы, проводим телемедицинские консультации и мастер-классы.

Вероника Альбертовна объясняет: подходы к лечению изменились. Если 20 лет назад опухоль удалялась как можно быстрее, а результат закреплялся химиотерапией, то теперь врачи не спешат с операцией. Сначала химиотерапевты, хирурги и радиологи собирают консилиум, где сообща решают, с чего начать. Иногда начинают с предоперационной химио- или лучевой терапии, и лишь потом пациент ложится на операционный стол. При этом, как в Европе, от первого приема до выписки его ведет один врач-онколог, что позволяет полностью контролировать состояние человека. 

- Кроме того, если раньше мы выполняли радикальную операцию и удаляли грудь полностью, то сейчас заботимся об эстетическом внешнем виде наших пациенток. На ранних стадиях мы делаем органосохранную операцию: удаляем только опухоль и соседние лимфоузлы, зашиваем аккуратно, а молочная железа остается, - делится Вероника Бритвина. - Если же это невозможно (скажем, пошли метастазы), то выход есть. В будущем мы намерены освоить операции по восстановлению груди с помощью импланта или собственных тканей больного. Первые такие операции в Вологде уже успешно проведены. Что важно, они выполняются по программе ОМС - человек за это не платит.

- Даже с запущенным заболеванием наши пациентки живут до 8 - 10 лет, - поддерживает коллегу Надежда Крюкова, заместитель главного врача по медицинской части, главный внештатный онколог областного департамента здравоохранения. - Благодаря новым знаниям о болезни, ее диагностике и лечению нам удалось уйти от агрессивной хирургической тактики. Сейчас мы можем проводить молекулярно-генетический анализ опухолевых клеток и выбирать химиопрепараты для конкретной больной (персонализированное лечение), локально облучать труднодоступные метастазы. К тому же в нашем распоряжении есть специальные препараты нового поколения. 

Технологии

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: