Волшебный голос за кадром

statics/images/arcticles/112019/06112019x75cb786b.jpg
Елена Дриацкая в настоящее время.
statics/images/arcticles/112019/06112019x966c1bf2.jpg
Роль Клариче в «Труффальдино из Бергамо» была для Дриацкой очень яркой... но стала роковой. Актриса до сих пор не может смотреть этот любимый россиянами фильм.
Кадр из фильма
statics/images/arcticles/112019/06112019x5e2fce89.jpg
Голосом Елены Дриацкой поет Елена Цыплакова в «Трех мушкетерах».
Ее голос любит вся страна: песни Констанции и Катарины в советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», графини Дианы и ее служанки Марселы в «Собаке на сене», Денизы в «Небесных ласточках»… Ее голосом говорит Лея Органа в фильме «Звездные войны: Последние джедаи». Все это она - актриса Елена Дриацкая, которую очень многое связывает с Вологодчиной. Самый большой успех в жизни и самые болезненные переживания принес ей волшебный голос.

Вологда - Архангельск 

Сама Елена Дриацкая, которую называют «хрустальным голосом советского кино», родилась в Ленинграде, но «корни» у нее вологодские: родом из нашей области ее бабушка и мама. И с детства Лена росла на вологодских сказках, которые рассказывала ей бабушка.
- Яркое впечатление осталось от бабушки. Она была из Вологодской области. Сказки не читала - пела, - вспоминала актриса в одном из интервью. - Я не помню, о чем были эти истории, но эти песни до сих пор звучат в моих воспоминаниях. Потом благодаря своей профессии я объездила всю страну и нашла столько интересных книг! Я покупала сказки. На этих книгах выросли мои дети и внуки.
А вот жизнь ее семьи была далеко не сказочной. Ее родители познакомились во время учебы в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ). Мама Мария Алипова приехала в Ленинград из Вологодской области, отец Валентин Дриацкий - из Архангельской. Поженились они еще до войны. Интересно, что после свадьбы Марии и Валентину пришлось жить в разных общежитиях - другого жилья в городе на Неве у них тогда не было. Мария до войны окончить институт так и не успела: на свет появилась дочка Алла.
В начале войны Мария эвакуировалась вместе с мужем - сотрудником Арктического НИИ - в Красноярск. Аллочке шел четвертый год. Вскоре геофизика Дриацкого отправили на зимовку на полярную станцию на Новой Земле, жена с дочкой остались на материке. 
В эвакуации Мария познакомилась с одинокой женщиной, которая часто приходила к ней в гости, возилась с ее ребенком. И только когда дочка заболела, выяснилось, что у маминой подруги - открытая форма туберкулеза. Аллочка умерла в четыре года...
После смерти дочери Мария решила пробираться на полярную станцию к мужу. Так она оказалась на пароходе «Марина Раскова», который затонул в Карском море 12 августа 1944 года после атаки немецкой подлодки. Только каким-то чудом Марии удалось спастись.
- Я помню, как мама вспоминала, что тонула дважды, - рассказывала Елена Дриацкая. - После гибели «Марины Расковой», когда пришла в себя на Диксоне, она решила продолжить путь в Арктику. Села на попутный пароход, где ее разместили в каюте в центре судна, и отправилась к отцу. Но как только пароход отошел, выяснилось, что не хватило койки для пассажирки с грудным младенцем. Мама уступила ей свое место в каюте, а сама отправилась в кормовой трюм. А на следующий день этот пароход то ли наскочил на немецкую мину, то ли был обстрелян с подлодки, но взрыв пришелся на центр корабля, спаслись лишь те, кто оказался на корме и носу, в том числе и моя мама. 
К отцу на полярную станцию она так и не добралась. Встретились они уже после войны.
И только тогда Мария узнала, что летом 1944-го мужу сообщили: его жена и дочь погибли на затонувшей «Марине Расковой». Валентин Дриацкий вспоминал потом, как после работы шел на берег океана и часами выл от горя. 
Интересно, что судьба не только дважды уберегла Марию от гибели, но и подарила после войны Дриацким троих детей - двух сыновей и Елену, будущую звезду кино.
- Отец вырос в семье, где было пятеро детей, и сказал маме, что и у нас будет пятеро, - улыбается Елена Дриацкая. - Но у нас было четверо детей, я - четвертая. 

За кадром и в кадре

Мама Елены очень хотела, чтобы дочь стала учителем музыки, преподавала игру на фортепиано. 
- А я очень любила историю, литературу и хотела стать археологом, - вспоминает актриса. - Музыкой занималась из-под палки. 
Однако затем случилось то, чего никак не ожидали ее родители: девушка так увлеклась музыкой, что бросила девятый класс и поступила в музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стала преподавать пение в школе. 
Однажды ей позвонил руководитель популярного в то время фольклорного ансамбля «Петрушка» и предложил перейти в их коллектив, объяснив, что им нужна актриса с хорошим вокалом на роль Снегурочки. Елена была очень удивлена этому предложению, но решила попробовать.
Затем были Театр музыкальной комедии, куда ее пригласил в 1974 году режиссер Владимир Воробьев, учеба в Ленинградском институте театра, кино и музыки.
Ее первой работой в кино стала двухсерийная музыкальная комедия «Небесные ласточки». На экране блистала Ия Нинидзе, а за ее героиню, озорную воспитанницу пансиона Денизу де Флориньи, песни исполняла Елена Дриацкая. Затем ее голосом пели Констанция и Катарина в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», графиня Диана и ее служанка Марсела в «Собаке на сене». А когда режиссер Владимир Воробьев приступил к съемкам «Труффальдино из Бергамо», он пригласил туда всех звезд своей труппы плюс Наталью Гундареву и Константина Райкина. При этом Дриацкая пела и за свою героиню Клариче, и за героиню Гундаревой.
Снимали фильм летом и осенью 1976 года в Пушкине. Однако некоторые сцены пришлось переснимать зимой на берегу Финского залива. Вдоль залива уже лежал снег, и актеры жутко мерзли. Но режиссер быстро придумал выход: заявил, что снег будет выглядеть, как пена от прибоя, и зритель ничего не заметит. Так оно и произошло.
Премьера «Труффальдино из Бергамо» состоялась в январе 1977-го, к тому времени Елена была на восьмом месяце беременности. Когда она вернулась в театр после рождения ребенка, режиссер перестал с ней разговаривать: он считал, что актриса не имела права делать паузу в такой момент, когда должна была сосредоточиться на своей карьере. Таким же было его отношение, когда Дриацкая снова ушла в декрет. В итоге она лишилась практически всех своих ролей.

Без голоса

Из-за потери голоса не сложилась ее дальнейшая работа в театре, где Елену ждали год. Ее телефон молчал, внезапно она оказалась никому не нужна. Как говорит сама Елена Валентиновна, этот период был самым страшным в ее жизни…
В 1982 году у Дриацкой умер отец, на следующий год не стало мамы.
- Уже после папиной смерти я узнала, что, оказывается, он был на каждом моем спектакле, - рассказывает Елена Валентиновна. - Я нашла у него программки. Для меня это было просто откровением.
После развода она осталась одна с сыном Сашей и дочкой Яной, а тут, как назло, еще нагрянул кризис 1990-х годов, работы не было. 
Ее бывший муж эмигрировал в Австралию и захотел забрать с собой сына. Как рассказывает Елена, она поняла, что так будет лучше для Александра, и нашла в себе силы его отпустить. 
После длительного лечения ей все же удалось восстановить голос. В 1997 году Дриацкая вернулась в Ленинградский театр музыкальной комедии, где работала хормейстером до 2001 года. Затем Елена Валентиновна снова занялась дублированием фильмов. К примеру, ее голосом говорит генерал Лея Органа в картинах «Звездные войны: Пробуждение силы», «Звездные войны: Последние джедаи».
Но Дриацкая до сих пор переживает из-за того, что она почти всегда оставалась за кадром, а ее карьера артистки так и не сложилась. Как рассказывает Елена Валентиновна, она даже не может смотреть «Труффальдино из Бергамо»: этот фильм напоминает ей о временах, когда казалось, что впереди еще десятки ролей…
Андрей ИВАНОВ по материалам СМИ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: