Вологодский журналист начал жизнь с нуля… под водой

statics/images/arcticles/122017/06122017xd9e1011d.jpg
Так выглядит рабочее место Дмитрия Свечушкина.
Фото из личного архива
statics/images/arcticles/122017/06122017x2b97cd3a.jpg
Тренировочный спуск глубоководного аппарата в бассейне.
Дмитрия Свечушкина у нас в области знают многие. Журналист, чей голос хорошо знаком слушателям областного радио, а внешность - зрителям телеканала «ГТРК-Вологда», кажется, он сделал хорошую карьеру, став шеф-редактором местного телеканала. И вдруг такой поворот в судьбе: Дмитрий подписывает контракт с Минобороны и становится военным моряком, водолазом-глубоководником.

Море не отпустило

В мире всего две профессии, где человек работает в чуждой для него среде: это космонавты и водолазы. Одни находятся в безвоздушном пространстве, другие - под водой. Именно этим, считает Дмитрий, обе профессии интересны сами по себе. А еще они привлекают постоянной опасностью.
Верно говорят - море не отпускает от себя влюбленных в него: оно постоянно напоминает о себе, будоража память трогательными картинками прошлого наяву и во сне. О море Дмитрий Свечушкин мечтал с детства. И срочная служба у него проходила на флоте - в Мурманской области, за два года на своем корабле радиоэлектронной разведки он побывал в нескольких дальних походах, что очень престижно для военного моряка. Морская служба казалась интересной, увлекательной. Вот почему мысль вернуться на флот постоянно сидела в голове, даже когда Дмитрий уже профессионально занимался журналистикой. И как только в 2014 году освободилось место на кафедре водолазной подготовки и судоподъема Санкт-Петербургского военно-морского политехнического института академии ВМФ имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, долго не раздумывал.
Тогда пришлось начинать с нуля. Сейчас у старшего инструктора-водолаза Дмитрия Свечушкина насчитывается 106 часов работы под давлением - и под водой, и в барокамере.
Он вспоминает свой первый спуск под воду. Это было еще во время срочной службы, в 1995 году, в Кронштадте, где моторист Свечушкин учился покорять глубину, отрабатывая навыки в пятиметровом бассейне. В реальной ситуации спуститься под воду довелось уже на контрактной службе. В Финском заливе спустился на 20 метров: взвесь, ил, мутная вода, так что видимость даже с мощным фонарем не более полутора метров.
Сколько раз после этого, обучая будущих подводников - курсантов военно-морских вузов, слушателей академии ВМФ, офицеров морского спецназа, сотрудников ФСБ и ФСО, а также участвуя в спецоперациях, он испытал это захватывающее чувство (а волнение ощущается при каждом погружении) от встречи с кажущейся когда-то недосягаемой глубиной, на которой предстояло выполнять поставленные задачи порой по несколько часов кряду. Самое долгое время, что ему приходилось работать под водой, - четыре часа, а самый глубокий спуск составил порядка 100 метров.
Наиболее сложное для обучающихся, по словам Дмитрия, - это покидание аварийной подводной лодки через торпедный аппарат. Он представляет собой темное замкнутое пространство диаметром 53 сантиметра, которое занимают три человека. В торпедном аппарате давление сравнимо с давлением на глубине, он заполняется водой, и люди должны его покинуть как можно быстрее. Тем не менее многие при выполнении этого приема от волнения теряют сознание. А есть даже такие, кто отказывается выполнять прием даже после беседы с психологом.

Подобного в мире не было

- Многие, с кем мне довелось служить, - люди героической судьбы, - рассказывает Дмитрий. - За их плечами «громкие» боевые и спасательные операции, очень серьезные научные испытания. Так, например, капитан первого ранга Анатолий Храмов получил в 1995 году звание Героя России за совершенно уникальный эксперимент по длительному (31 сутки) пребыванию в гипербарическом комплексе на глубине почти 500 метров при давлении 45 атмосфер - ничего подобного в мире не было ни до, ни после этого.
По словам Дмитрия, штат кафедры водолазной подготовки и судоподъема составляют всего 12 офицеров и мичманов, шесть из них - кавалеры орденов Мужества и Красной Звезды. Сотрудники кафедры принимали участие в спасательных операциях либо в ликвидации последствий всех имевших место катастроф на воде, связанных с гибелью людей. Это известные операции по подъему АПЛ «Курск» в Баренцевом море, теплохода «Булгария» на Волге и, конечно, операция по подъему фрагментов разбившегося ТУ-154 с ансамблем имени Александрова.

Интересные факты

• Под водой всегда замерзаешь, какой бы теплой ни была вода и как бы тепло ни был одет водолаз. Это происходит потому, что сосуды сжимаются от внешнего обжима, то есть скафандра.
• Профессиональные заболевания водолазов - декомпрессионная болезнь и баротравма: сужаются сосуды, наблюдается обжим легких, периодически происходит разрыв легочных тканей. Как правило, возникают у всех, кто хоть раз работал под давлением.
• Существует много разновидностей водолазных костюмов. Но одни в любом случае - целиковые, другие делятся на штаны и рубаху. Сверху надевается шлем. Водолазные боты для работы на грунте весят по 
12 килограммов каждый.
• Считается, что люди этой профессии неравнодушны к спиртному. Но, по словам Дмитрия Свечушкина, это не более чем миф. Так, за сутки до спуска водолазу нельзя употреблять никакого спиртного, даже пива, иначе содержание ферментов в крови может привести к гибели человека. По этой же причине за сутки до спуска нельзя заниматься сексом. Также запрещено употребление газированной минеральной воды, лимонада. Но после спуска замерзший водолаз может употребить немного спиртного для расширения сосудов.

Как рассказал Дмитрий, под Сочи тогда работали более 80 водолазов со всех российских флотов. В течение нескольких дней им пришлось выполнять задачу в условиях очень ограниченной видимости, в холодной декабрьской воде. Поисковые работы осложнялись тем, что части фюзеляжа находились далеко друг от друга. О том, что увидели на глубине водолазы, нельзя говорить спокойно. Показательный факт: с ними после той командировки целую неделю работали психологи.

Дельфины тоже враги?

Под водой у человека много врагов. Это и медузы, и морские ежи, и электрические скаты, и морские змеи, и, конечно же, косатки - самые опасные животные моря. Кажется странным, но к врагам человека, по утверждению водолаза, можно отнести и дельфинов, которые в дикой природе вовсе не миролюбивые, как домашние: могут напасть на человека, а то, что они спасают тонущих, - это, как говорит Дмитрий, миф.
Самому Дмитрию Свечушкину таких врагов, к счастью, доводилось видеть только с борта надводного корабля. А вот один его курсант при совершении спусков в Кольском заливе, на рейде Североморска, натолкнулся однажды на 80-метровой глубине на стаю камчатских крабов. До дна оставалось метра полтора, как вдруг он разглядел сквозь водную тьму этих обитателей глубины, взрослые особи у которых размером с доброго поросенка. Курсант истошно закричал в телефон, чтобы его срочно поднимали на поверхность. Эти крупные представители дальневосточной морской фауны в прошлом веке были заселены в Баренцево море, где хорошо прижились. Считается, что своими клешнями краб может нанести человеку серьезные травмы.
Напоследок я спросил Дмитрия Свечушкина, не собирается ли он снова вернуться в журналистику.
- Если только в военную. Я хочу связать свою дальнейшую жизнь с флотом, - ответил он.
Люди и судьбы

Комментарии (3)

  1. id24770059
    Евгения Погожева 6 лет назад
    горжусь и восхищаюсь Димкой и очень рада за него!
  2. martin_art13
    Владислав Мартынко 6 лет назад
    https://vk.com/photo23264171_456239116
    Вот как выглядел этот "герой"
  3. martin_art13
    Владислав Мартынко 6 лет назад
Войти через социальные сети: