Вологодский вокзал приоткрыл свои тайны

statics/images/arcticles/082019/07082019x6c300461.jpg
Когда-то вологодский вокзал, украшенный многочисленными флагами и цветочными гирляндами, выглядел именно так.
statics/images/arcticles/082019/07082019xfaaa7684.jpg
Теперь у вокзала другое «лицо», но именно здесь по-прежнему начинают свое путешествие миллионы пассажиров пригородных и дальних поездов.
Фото Лилии Сенченко
Массу интересных фактов, связанных с вологодским железнодорожным вокзалом, узнали посетители областной библиотеки имени Бабушкина, пришедшие в первый день августа на тематический вечер «Вологодский вокзал. История. Фотографии. Документы». Состоявшийся накануне профессионального праздника, он стал прекрасным подарком для многочисленной армии любителей железнодорожного транспорта. 

Исправить ошибку помогли архивы

Мероприятию предшествовала двухлетняя исследовательская работа, проведенная пресс-секретарем Вологодского региона СЖД Лилией Сенченко. Она же стала и главным докладчиком на информационной встрече в библиотеке, где были представлены и редкие архивные фотографии вологодского вокзала. 
Кстати, тот, к которому мы привыкли, - второй по счету. И точное время его строительства до сих пор окончательно не определено. Часто встречающаяся в краеведческой литературе дата - 1907 год - во многом условна и явно ошибочна. Представленные на встрече в библиотеке копии уникальных документов, хранящиеся ныне в Российском государственном историческом архиве, дают основание предполагать с высокой долей вероятности, что каменный вокзал в Вологде появился раньше минимум на 11-12 лет. 
Первый гудок паровоза вологжане услышали в теперь уже далеком 1872 году с открытием железнодорожной линии Ярославль (Волга) - Вологда. Старый деревянный вокзал возвели на улице Фроловской (ныне - Чехова), по тем временам фактически на окраине города. Начинавшееся отсюда путешествие до Ярославля длилось 12-13 часов, при этом железнодорожного моста через Волгу еще не существовало. И транзитным пассажирам, направлявшимся из Вологды в Москву, приходилось делать в дороге минимум три пересадки! Сначала из вагона на извозчика, чтобы добраться от станции Волга до пристани у самой реки. Потом пересаживаться на паром, а затем, уже на другом берегу - снова на поезд…
Конечной станцией Вологда оставалась долгих 24 года. Лишь в 1894-м «Общество Московско-Ярославской железной дороги» стало строить узкоколейку еще дальше на север, по направлению к Архангельску. Первый ее участок до станции Кубино (ныне - Харовская) был открыт летом 1896-го. Примерно в те же годы появились планы проложить линию Санкт-Петербург - Вятка, после реализации которых в начале XX столетия губернская столица стала окончательно считаться узловым железнодорожным городом. И к тому времени новый каменный вокзал, как удалось доказать Лилии Сенченко, уже однозначно существовал. 
Вероятнее всего, он был открыт еще летом 1896 года, одновременно с вводом в эксплуатацию вновь построенного участка железной дороги. Официально подтверждающих это бумаг в архивах пока не обнаружено, но на данное обстоятельство косвенно указывают газетные публикации тех лет и другие документы. В их числе и датированный ноябрем 1897 года доклад министра путей сообщения Хилкова «Об открытии движения на Вологодско-Архангельской линии», где о строительстве каменных станционных построек говорится как о свершившемся факте. 
Удалось отыскать в архивах и «Проект пассажирского здания на ст. Вологда с пояснительной запиской». На части листов проставлен штамп - «26 мая 1896 года», что также свидетельствует о том, что каменное здание вокзала было спроектировано еще при строительстве железной дороги «Вологда - Архангельск».
Как следствие, уже в августе 1897-го Вологодская городская управа дала разрешение на обустройство привокзальной площади и «замощение булыжником дороги от Фроловской улицы до Желвунцовской и далее до вновь устроенного железнодорожного вокзала». 

Молодеющий старожил

О том, почему вокзал построили на новом месте, свидетельствует другой архивный документ - «Записка к проекту размещения путей и зданий на станции Вологда». Проектировщики разумно посчитали, что при строительстве линии на север от деревянного вокзала под снос пойдут сразу несколько улиц заметно разросшегося к тому времени города. Железная дорога дала толчок к развитию Вологды, и всего за два десятилетия бывший окраинный вокзал оказался чуть ли не в самом центре городской застройки, что и потребовало его переноса.
Долгое время считалось, что автором здания вологодского вокзала стал архитектор Владимир Щуко. Но в 1896-м он был еще 18-летним студентом-первокурсником, да и стиль зданий, впоследствии построенных по проектам Щуко, ничем не напоминает вологодский вокзал.
Скорее всего, его возвели по типовому проекту. И первоначально предполагалось, что однотипных вокзалов на новой линии будет два - в Вологде и в Архангельске. Но в каменном исполнении тогда удалось построить только один - вологодский. Правда, «прописавшийся» сейчас на современной площади Бабушкина, тот каменный вокзал был еще мало похож на нынешний. Позднее он не раз реконструировался, расширялся и перекрашивался. Но во все времена оставался важнейшим звеном транспортной инфраструктуры и города, и региона.
В военные годы вологодский вокзал принял сотни эшелонов с блокадниками Ленинграда. Сюда же военно-санитарные поезда привозили и раненых воинов, размещаемых в тыловых эвакогоспиталях. Был в числе таких поездов и знаменитый ВСП - 312, построенный на Вологодском паровозо-вагоноремонтном заводе. 
В 50-е с вологодского вокзала торжественно провожали комсомольцев-целинников, в 70-е и 80-е - строителей БАМа. В обратном направлении ехали те, кто возводил в нашей области Волго-Балт, Череповецкий металлургический комбинат, корпуса подшипникового завода и множество других транспортных и производственных объектов.
Современный вокзал Вологды - достопримечательность города, его визитная карточка. Ежесуточно сюда прибывает более 40 пассажирских и пригородных поездов с четырех различных направлений. При этом вокзал, словно живой организм, постоянно меняется к лучшему. За последние годы он похорошел и внутри, и снаружи, здесь постоянно проводятся фотовыставки, внедряются новые, востребованные пассажирами услуги, постоянно совершенствуются справочно-информационные 
системы.
Кардинально преобразилась и прилегающая к зданию вокзала территория. На площади перед главным входом теперь цветники и арт-объекты. Вместо старого деревянного пешеходного моста, когда-то полностью открытого ветрам и осадкам, появился современный, закрытого типа. Отремонтирован и тоннельный выход к путям, намного ровнее и чище стали сами перроны. И есть уверенность, что все эти позитивные преобразования на вологодском вокзале обязательно будут иметь продолжение! 
Максим ВОЛОДИН
Вокзал Вологда История

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: