Вологда готовится к «зеленому развороту»

statics/images/arcticles/062021/09062021x63a99f1c.jpg
Город при поддержке главы региона планирует в течение ближайших двух лет закупить 38 новых троллейбусов. Первые три выйдут на тестовые маршруты уже этим летом.
Фото Евгении Панасюк
statics/images/arcticles/062021/09062021xe359e6bd.jpg
Седьмая по счету «электрозаправка» была открыта в Вологде в рамках проведения «Электрофеста» на улице Ленинградской.
statics/images/arcticles/062021/09062021x13739321.jpg
За новенькую Tesla придется заплатить 4-6 миллионов рублей.

В областной столице сделали серьезную заявку на развитие электротранспорта: популяризацию личных электромобилей, развитие зарядных станций и расширение общественного электротранспорта. Все эти шаги нашли отражение в соглашении, подписанном в рамках первого Межрегионального форума «Электрофест-2021» между администрацией города и областной Ассоциацией электромобильного транспорта.

Электрический - значит экологический

Внимание к этой теме неслучайно. Вологда начала позиционировать себя как экологически чистый город. Но именно на транспорт - личный и общественный - приходится сегодня 67% загрязнения атмосферного воздуха. 

- Реализовать концепцию экологически чистого города, конечно, невозможно без экологичного транспорта - как общественного, так и личного. При поддержке губернатора Олега Кувшинникова мы прорабатываем эту тему, в частности, лизинговую закупку троллейбусов, строительство мостов и развязок, снижающих число заторов на дорогах. Но это вопрос многоплановый. Развитие электрического транспорта - это не только снижение выбросов СО2, но и возникновение новых точек роста, развитие бизнеса, научных разработок. За электрическим транспортом - будущее, и мы должны встраиваться в этот процесс, - считает мэр Вологды Сергей Воропанов. 

Форум начался с автопробега по центральным улицам областной столицы, в котором приняло участие около двух десятков электромобилей из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка и других городов. В пробеге поучаствовали мэр Сергей Воропанов и председатель областной Ассоциации электромобильного транспорта, предприниматель Алексей Логанцов. Правда, как потом признался бизнесмен, им пришлось срезать маршрут автопробега для того, чтобы успеть на открытие пленарного заседания. 

На форуме собрались энтузиасты, настоящие любители электрокаров, а также федеральные эксперты. Говорили, разумеется, о преимуществах этого вида транспорта. Например, о том, что электромобиль даже с учетом последующей утилизации аккумуляторной батареи наносит в два раза меньший урон окружающей среде, чем привычная машина с двигателем внутреннего сгорания. Представитель Ассоциации развития электромобильного беспилотного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева, проехавшая, по ее словам, на электромобиле уже 170 тысяч километров, привела такие данные: 

- Стоимость одного километра пробега на электрокаре я оцениваю примерно в 35 - 40 копеек, в то время как на автомобиле с бензиновым двигателем это уже три-четыре рубля.

А один из участников автопробега и открывшейся в рамках форума выставки электрокаров по имени Александр сделал упор на надежность электрических авто. 

- Я владею электрокаром около двух лет. Электромобиль в отличие от обычных машин не имеет двигателя внутреннего сгорания и ряда узлов сцепления и трансмиссий, он конструктивно проще, летом он экономичнее почти в 10 раз. Отличия есть и в плане управления: тяга у автомобиля постоянная, это очень удобно, - рассказал он.

Новый ГОЭЛРО

А еще, отмечали участники «Электрофеста», развитие электротранспорта - на сегодня общемировой тренд. В развитых странах, таких, как Норвегия, электрокары занимают уже более 70% в общей доле транспортных средств. Более того, с 2025 года продажи авто с бензиновым двигателем в этой стране будут вообще запрещены. На очереди - Германия (там запрет вступит в силу в 2030 году) и Великобритания (2035 год). Доля мирового рынка электромобилей росла и в условиях пандемии коронавируса. По оценкам Boston Consulting Group, в 2026 году на электромобили придется более половины мировых продаж легковых машин. 

Минпромторг также разработал свой «план ГОЭЛРО», согласно которому к 2030 году доля электротранспорта в России должна составить 16%. Как сообщил глава ведомства Денис Мантуров, через девять лет власти планируют обязать автопроизводителей продавать определенную долю «зеленого» транспорта - электромобилей, автомобилей на природном газе и водороде. По его словам, Россия уже «в полной мере включилась в процесс «зеленого разворота».

Помимо этого, Правительство планирует также стимулировать строительство в России заводов по выпуску аккумуляторных батарей для электромобилей, развитие общественного транспорта на электрической тяге и ряд других шагов. 

Определенные меры поддержки для владельцев электроавтомобилей приняты и в Вологодской области. В частности, ЗСО приняло решение освободить их с 2022 года от уплаты транспортного налога. 

Прежде всего, по мнению экспертов, необходимо предоставить преференции не только физическим, но и юридическим лицам, тогда у бизнеса будет больше стимулов приобретать электротранспорт. 

- Сегодня в области зарегистрировано порядка 50 электроавтомобилей из общего числа в 500 тысяч транспортных средств. Если мы хотим выйти к 2030 году на показатель в 10%, то число таких авто должно расти взрывными темпами, как минимум по пять тысяч автомобилей в год, - подсчитал Алексей Логанцов. 

Поставить на зарядку

При всех преимуществах электрокаров у них есть и серьезные недостатки. Один из них - высокая цена. Например, разработанная питерскими учеными совместно со специалистами КАМАЗа модель «Кама-1» стоит порядка 1,5 миллиона рублей. Среди представленных на площади Революции моделей были Nissan Liaf, цена на который варьируется от 750 тысяч до 1 миллиона рублей, BMW стоимостью два миллиона рублей, популярная третья модель Tesla в пределах 4 - 6 миллионов рублей, Audi за 7 миллионов. При этом запас хода у бюджетных автомобилей варьируется от 60 до 200 километров, у дорогих - от 300 до 500. Ну а на зарядку авто (в зависимости от того, быстрая она или медленная) может уйти от 30 - 40 минут до 1,5 - 4 часов. Далеко не каждый автовладелец готов тратить столько времени на заправку своего автомобиля. 

Недаром специальные зарядные станции сейчас строятся по принципу «где развлекаешься, там и заряжаешься», а именно - вблизи кафе, ресторанов, торговых центров.  

- Мы подумали: почему бы нам не поставить первыми у точки общепита такую зарядную станцию? За час, пока владелец электромобиля обедает, машина подзарядится примерно на 100 километров пути. Будем надеяться, что этот тренд переймут и другие организации нашего города, - отметил предприниматель, председатель Общественного совета Вологды Анатолий Дианов.

Для повышения туристической привлекательности Вологодской области региональная Ассоциация электротранспорта предлагает построить несколько подобных ЭАС на трассах от Москвы и Санкт-Петербурга до Вологды и дальше до Великого Устюга. 

- Пока наши автомобилисты доезжают примерно до Грязовца, потом встают на обочину, цепляются на буксир к большегрузу и так добираются до Ярославля. Пока одни так едут, батарея заряжается. И дальше они уже своим ходом следуют на Москву, - поделился лайфхаком Алексей Логанцов. 

Электромобили «Электрофест-2021» Вологда

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: