Вместо свадьбы лучшего друга выбрал БАМ
Звонкая аббревиатура БАМ звучала на прошлой неделе в Вологде, Череповце, Шексне и ряде других муниципалитетов области, где к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали прошли встречи ветеранов, причастных к возведению одной из самых протяженных железнодорожных магистралей мира.
Бывшие строители и первопроходчики делились воспоминаниями, рассматривали пожелтевшие от времени фотографии и, конечно же, пели песню из репертуара ВИА «Самоцветы» «Рельсы упрямо режут тайгу...», ставшую со временем комсомольским гимном всех, кто в разные годы строил БАМ, а также его отдельные рокады и тоннели, вошедшие потом в состав единой транспортной системы.
Кстати, цифры по вологжанам, участвовавшим в возведении Байкало-Амурской магистрали, сильно разнятся. По одним источникам, их было более 4 000 человек, по другим - около 7 000. Дело в том, что отмечаемая ныне полувековая дата условна. Первый раз строить БАМ стали еще в довоенные 30-е годы прошлого столетия. Однако в 1942-м из-за острой нехватки металла в стране рельсы уже частично построенного участка в районе станции Тында разобрали и отправили на нужды обороны Сталинграда. В 1958-м в эксплуатацию был сдан участок Тайшет - Братск - Усть-Кут, после чего строительство снова надолго остановилось, обретя настоящее второе дыхание лишь в июле 1974 года.
Интересные факты
• 4 304 километра составляет полная протяженность БАМа между станциями Тайшет и Советская Гавань - Сортировочная.
• На БАМе молодежь не только трудилась, но и строила семьи. Одной из первых в ноябре 1974 года была сыграна «вологодско-череповецкая» свадьба. Законным браком сочетались Елена Ламова и Алексей Смирнов.
• С конца 1974 года на вологодской лыжной фабрике стали выпускать лыжи «Лесные» (с широкими полозьями, но легкие и прочные), специально предназначенные строителям БАМа. На пике мощностей фабрика ежегодно выпускала 75 тысяч пар подобных лыж.
• С 2018 года в ряде регионов страны официально отмечается День БАМовцев. Законопроект об установлении памятной даты и на общероссийском уровне также внесен в Госдуму, но пока не принят.
• Из 2 230 мостов на БАМе самый известный - «Чертов мост». Полукруглый виадук проходит над рекой Итыкит и описывает крутой поворот между сопок. Некоторые из машинистов даже крестятся, прежде чем его пересечь.
Интересно, что часть наших земляков узнала о возобновлении грандиозной стройки на несколько месяцев раньше, чем сообщили об этом советские газеты. И одним из них стал известный ныне вологодский геолог и преподаватель ВоГУ Валерий Чернышов, а в ту пору - студент-третьекурсник Московского геологоразведочного института.
- Весной 1974 года мне было поручено сделать доклад на пленарном заседании Московской городской геологической конференции о полезных ископаемых, расположенных в зоне будущей стройки, - вспоминает Валерий Иванович. - Так получилось, что в эти же сроки я должен был ехать в Гродно на свадьбу друга, но, подумав, выбрал конференцию. Друг, конечно, обиделся, еле-еле потом мы с ним помирились. Но зато передо мной на конференции выступал сам будущий министр геологии СССР Евгений Козловский, очень много сделавший для последующего развития примыкающих к магистрали территорий. А летом 1974-го на первую производственную практику уже я сам отправился в Забайкалье.
По словам Валерия Чернышова, добираться пришлось с двухдневной пересадкой в Иркутске, ночуя где придется. Достать билеты в сторону будущего БАМа, а тем более найти место в гостинице или просто на вокзале было нереально: весь город заполонила молодежь, рвущаяся на комсомольскую стройку. Поэтому временный приют молодой геолог отыскал лишь в иркутском кинотеатре, где под семь уже отснятых к тому времени серий мультфильма «Ну, погоди!» успел немного подремать в зрительском кресле.
- Зато следующие три месяца я провел на разведке Сосновского золоторудного месторождения. Это было время чудесной творческой работы на глубине 200 - 300 метров! - продолжает свой рассказ вологжанин. - Поднимался на поверхность, а вокруг гудело: «БАМ-БАМ», как в той песне… Через нашу базу непрерывным потоком проходили парни, направлявшиеся на строительство великой магистрали…
Остается добавить, что самая высокая сопка у Манского перевала в Хакассии теперь официально называется Вологодской. История появления такого названия связана с вологодской ударной бригадой под руководством Павла Волкова, отличившейся при строительстве трассы Абакан - Тайшет, своеобразной прародительницы БАМа. Наши земляки тогда не только считались «двухсотниками» (выполнявшими дневную норму выработки минимум на 200%), но и продемонстрировали героизм и взаимовыручку при спасении товарищей.
При строительстве Каспинского тоннеля трое молодых вологжан - Николай Зайцев, Иван Горбатько и Николай Петров - оказались по ту сторону от произошедшего обвала. Спасать их пришлось вручную - кирками и лопатами, стоя по колено в воде. Снаружи вход через обвал откапывали основные силы бригады, изнутри им навстречу буквально по сантиметру пробивались заблокированные ребята, страдавшие от недостатка кислорода, но продолжавшие отчаянно бороться за свои жизни. Спасательная операция продолжалась 18 часов и, вопреки всему, оказалась успешной.
Максим ВОЛОДИН
Комментарии (0)