Полеты наяву
В Чагодощенском округе с успехом проходит презентация детской книги «Ваня-летчик»
Современные писатели редко обращаются к теме Великой Отечественной войны, потому что за восемь десятков лет столько книг на эту тему издано, что и писать-то уже, кажется, не о чем. Но! Размышляя о содержании своей будущей повести, я подумала: о великих подвигах написано много, да. А о малых, но не менее значимых делах и событиях, из которых и сложилась наша Великая Победа, разве не надо писать и помнить?
Мечты сбываются
Три десятка лет назад мои ученики еще играли в войну, используя блиндажи, что были построены на нашем бывшем Пильнецком аэродроме, и воронки от бомб все еще можно обнаружить в лесу неподалеку от поселков Чагода и Сазоново. Но сейчас уже многие юные чагодощенцы, и не юные тоже, даже не представляют, где находился этот аэродром, с которого еще в 1941 году советские летчики летали бомбить Берлин, и не знают, зачем у придорожного кафе стоит скульптура пилота, пристально вглядывающегося в небо.
Справка
Светлана Дурягина - автор рассказов, очерков, сказок, стихов, член Союза Российских писателей, учитель, руководитель Чагодощенского ЛИТО «Полевые цветы». Лауреат Международных и Всероссийских литературных конкурсов. Победитель конкурса «Золотая Юнона - 2015».
Ее новая книга посвящена местному мальчику, который исполнил свою детскую мечту и стал покорителем неба.
Моя повесть ненавязчиво учит детей любить родину, малую и большую, трудиться на ее благо, дружить и превращать свои мечты в реальность.
С момента замысла и до выхода в свет повести «Ваня-летчик» прошло ровно девять месяцев. Для меня эта книга - долгожданный и любимый ребенок. В процессе ее издания возникало много трудностей. Например, только третий из предложенных издательством художник сумел нарисовать те иллюстрации, которые пришлись по сердцу и мне, и моим читателям.
Сюжет повести построен на воспоминаниях моих земляков, которые были в то время детьми, краеведческих изысканиях бывшего директора нашей школы, участника ВОВ Василия Рогушкова и кинохронике 1941 - 1942 годов.
Повесть принимает участие в российском литературно-педагогическом конкурсе «Добрая лира», и начали поступать первые рисунки от детей-иллюстраторов.
Тема войны мне, внучке участников ВОВ, близка и понятна. Она живет во мне. Поэтому первую книгу рассказов и стихов о войне я назвала «Ген войны». Она вышла в 2015 году, вошла в книжный каталог издательства «Союз писателей» «Современная литература» и была представлена на Московской книжной ярмарке. Книга также вошла в топ-10 лучших книг издательства «Союз писателей» о Великой Отечественной войне, написанных авторами-современниками.
Рассказы о ВОВ есть также в моих книгах «Частицы бытия», «Охота пуще неволи» (серия «Классное чтение», 2025 год).
Историческая правда
Сейчас у нас в стране и в мире Великую Отечественную войну почему-то стали чаще называть Второй мировой, смешивая эти два совершенно разных понятия. Дело дошло до того, что американский президент Трамп заявил, что русские помогли американцам одержать победу над фашизмом. Работая над книгой, я ставила себе цель показать юным читателям, кто является истинным победителем в этой войне, и чтобы детям захотелось быть похожими на моего Ваню -
смелого, целеустремленного и любящего свою Родину паренька.
Воплотить мой замысел в реальность мне помогли череповецкое издательство «Порт-Апрель» (редактор Елена Рогачева) и замечательная художница из Вологды Надежда Леонтьева. Спасибо им большое!
Благодарю администрацию Чагодощенского округа и его главу Александра Косенкова за финансовую поддержку издания!
Светлана Дурягина
«Видели бы меня сейчас ребята!»
(Отрывок из повести)
Придя из школы, он забросил портфель на кровать, наскоро попил чаю с куском испеченного мамой ржаного хлеба и помчался на аэродром, сжимая в потном от волнения кулаке записку командира эскадрильи, в которой было всего два слова: «Пропустить!» и подпись.
Мальчик, волнуясь, подал записку часовому. Тот осмотрел его с головы до ног и коротко сказал:
- Проходи.
Ваня прошел на территорию аэродрома и увидел идущего ему навстречу майора. Он повел мальчика к взлетной полосе, у которой находилось несколько небольших двухместных самолетов. Они были похожи на тот, что прилетал к ним до войны. Возле них стояла группа курсантов, которые с удивлением посмотрели на Ваню: ведь посторонним вход на аэродром был строго запрещен. Серо-зеленые четырехкрылые машины с красными звездами показались мальчику совсем не военными. Ни штурмовиков, ни бомбардировщиков на летном поле не было. «Видно, они на задании», - подумал он и разочарованно вздохнул.
- Ты чего вздыхаешь? - спросил его майор. - Самолеты не понравились?
- Я думал, что мы на штурмовике полетим, - сказал мальчик.
- А чем тебя бомбардировщик не устраивает? - улыбнулся майор.
- Где бомбардировщик? - встрепенулся Ваня.
- Да вот же, перед тобой. У-2 - ночной бомбардировщик. Знал бы ты, как его фрицы боятся! Называют «ночным дьяволом». Он летит низко, почти бесшумно, в любую погоду и кидает бомбы точно в окопы фашистов. Зенитки его не берут. Ну, давай, занимай место стрелка. Но оружие в кабине трогать запрещаю. Приказ понятен? - строго спросил майор.
- Так точно, товарищ командир! - волнуясь, прокричал Ваня.
Майор подозвал курсанта, тот помог Ване подняться в кабину и устроиться в кресле стрелка, пристегнул его, надел на него шлемофон и очки. «Эх, видели бы меня сейчас наши ребята!» - подумал мальчик. Его просто распирало от счастья.
Заработал пропеллер, и самолет начал разгон по взлетной полосе. Ваня почувствовал, как машина преодолела земное притяжение и легко, словно огромная птица, взмыла в воздух. Синее небо хлынуло навстречу ему, словно синее море. Ваня взглянул вниз, и у него захватило дух. Там, далеко, - аэродром, крошечные фигурки курсантов. Они машут Ване руками. Он тоже хотел помахать им в ответ, но не смог оторвать руки от сиденья (все же немного побаивался). Рядом пролетела ворона. Испуганно каркнув, она шарахнулась в сторону. Ваня засмеялся. Он был счастлив: его мечта почти исполнилась! Сделав несколько кругов над аэродромом, самолет приземлился.
- Курсант Курочкин, доложите, как ваше самочувствие? - спросил Ваню майор, когда они выбрались из кабины.
- Отлично, товарищ командир! Большое вам спасибо! - отрапортовал Ваня, широко улыбаясь.
- Не передумал летчиком стать?
- Никак нет! Теперь я точно знаю, что буду пилотом!
- Ну, что ж, прекрасно! - сказал, улыбаясь, майор. - Тогда старайся, учись на отлично и обязательно занимайся спортом. Летчик должен быть умным, сильным и смелым.
- Да знаю я, товарищ командир! - задорно ответил Ваня. - Скорей бы школу окончить! Поступлю в летное училище. Вот тогда узнают фашисты, как на нас нападать!
Когда ребятам в школе стало известно про полет Вани, ему сразу же придумали прозвище «Ваня-летчик». А он и не обиделся, наоборот, гордился. Что поделать? Традиция такая деревенская. Вот, например, отца Вани прозвали Толя-кавалер, потому что он храбро воевал в Первую мировую войну и стал кавалером двух Георгиевских крестов. А бабушку Люськи в деревне звали Самоварихой, потому что в приданое от отца она получила большой медный самовар с медалями на боках. Таких ни у кого в деревне больше не было. Ну и еще много было разных прозвищ, иногда и не очень приятных. А Ване свое прозвище нравилось.
Комментарии (0)