Упал, очнулся - гипс

statics/images/arcticles/032025/05032025x8cb5f28e.jpg
На водителя автобуса могут наложить штраф или лишить прав, если из-за него пассажир получит серьезную травму.
Фото из архива газеты

Куда обращаться, если вы получили травму в автобусе

Общественный транспорт хоть и считается более безопасным по сравнению с личными авто, но сообщения о травмах пассажиров появляются регулярно. Причем в последнее время аварийность на дорогах только растет.

Водители лихачат

Если в 2023 году в регионе было зарегистрировано 77 ДТП с участием перевозчиков, то в 2024 - уже 87. В первом месяце текущего года в области зафиксировано восемь подобных дорожно-транспортных происшествий, не стал исключением и второй. Так, 11 февраля в Великом Устюге, на перекрестке улиц Песчаной и Гледенской, 42-летний водитель автобуса МАЗ проехал на красный свет и сбил 19-летнего пешехода. От удара лобовое стекло автобуса треснуло, а пострадавшему вызвали скорую помощь. 

В областном центре 24 февраля под колеса рейсового НефАЗа попал 16-летний подросток, переходивший дорогу по правилам. Ребенка госпитализировали.

По статистике, больше всего аварий во время регулярных перевозок происходит в Вологде и Череповце: в 2023 году их было 27 и 37 соответственно, в 2024 году - по 38 в каждом городе. Чаще других в черном списке фигурируют автобусы, реже - троллейбусы (один случай) и трамваи (восемь ДТП).

Пострадавшие в общественном транспорте пассажиры - не редкость. Так, 25 февраля в Вологде, когда автобус СимАЗ 13-го маршрута ехал по кольцу в районе улицы Конева, в салоне упала женщина 1947 года рождения. Пенсионерку срочно доставили в больницу. Этот факт травмирования стал в регионе уже шестым с начала года. Всего же в 2023 и 2024 годах во время перевозок были ранены 74 и 78 пассажиров соответственно, сообщает областная Госавтоинспекция.

В ряде таких происшествий, случившихся на городских маршрутах, виноваты были сами люди - они не держались за поручни. Что же касается водителей пассажирского транспорта, то по их вине в 2023 году произошло 46 ДТП, еще 62 - в 2024-м. Основной причиной стало несоблюдение безопасного скоростного режима или, проще говоря, лихачество. В числе других факторов сотрудники ГИБДД отмечают невнимательность водителей и слабый контроль со стороны должностных лиц автопредприятий.

Компенсации за вред

Чаще всего пассажиры падают и получают травмы из-за резкого маневра транспорта либо при посадке и высадке. А дальше все зависит от тяжести травм. 

Впрочем, нередко бывает, что водитель даже не знает о случившемся: скажем, упавшему стало плохо позднее - на работе или дома. Оттуда он и идет в травмпункт либо вызывает скорую помощь. 

А дальше следует разбирательство в ГИБДД. Инспекторы изымают и изучают записи видеокамер (ими сейчас оснащен весь общественный транспорт), смотрят, нарушил ли водитель дорожные правила, держался ли за поручень пассажир, при необходимости опрашивают свидетелей. И если вина водителя усматривается, материалы передаются в суд, рассказывает юрист из Вологды Владимир Механиков.

По административному кодексу, за нарушение ПДД или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, полагается штраф от 3 750 до 7 500 рублей либо лишение водительских прав на срок от одного года до полутора лет (к слову, в 2024 году суды назначали виновникам только штрафы). До уголовных дел доходит, когда здоровью пассажира причинен тяжкий вред либо в случае летального исхода - такое, увы, тоже бывает.

- В моей практике подобные процессы были, - делится Владимир Александрович. - Как-то в автобусе при резком торможении упала пожилая женщина. Множественные переломы эксперты расценили как тяжкий вред здоровью. Полностью восстановиться пенсионерка уже не смогла - передвигалась только с ходунками. Мы судились почти год. В итоге вологжанке выплатили солидную компенсацию, а вот водителя даже не лишили прав. На процессе он грамотно давил на жалость: мол, возраст солидный, другую профессию уже не освоить, а дома разведенная дочь с маленькой внучкой.

В другом случае упавшая женщина разбила в кровь лицо, но водителя тогда признали невинов­ным. Как показала экспертиза, он был вынужден резко затормозить, чтобы не сбить невесть откуда взявшегося велосипедиста. В итоге дело прекратили, но истица подала иск на возмещение морального вреда и своего добилась.

- Транспорт - это источник повышенной опасности, поэтому, даже если водитель не виноват, с перевозчика можно взыскать компенсацию за причиненный моральный вред. Подобные дела непростые, но типичные, и суд, как правило, встает на сторону пострадавших пассажиров, - объясняет Владимир Механиков. - Что же касается водителей, нарушивших ПДД и признанных виновными, то за них должно рассчитаться предприятие (если ответственность транспорта не застрахована) либо страховая компания. Правила расчета выплат при причинении вреда здоровью определены Постановлением Правительства РФ. В зависимости от тяжести травмы и срока лечения можно получить от 1 000 рублей за ушиб, до двух миллионов за гибель пострадавшего. Моральный вред возмещает работодатель, как правило, это собственник автобуса.

Доказать правоту

В судебной практике области таких примеров немало. Так, в прошлом году в Череповецком горсуде рассматривалось дело о падении пенсионерки в трамвае. 74-летняя женщина из-за резких толчков рухнула на спину. О происшествии вагоновожатой она не сообщила, добралась до дома, вызвала полицию и скорую помощь. Административного правонарушения в действиях водителя суд не нашел - производство прекратили, но факт падения подтвердился. Эксперты выявили у пострадавшей закрытый компрессионный перелом позвонка и гематому пояснично-крестцовой области. Женщина потребовала возместить ей моральный вред. Представитель предприятия-ответчика это требование не признал. Однако суд взыскал с виновника ЧП компенсацию в размере 160 тысяч рублей плюс 34 тысячи - за экспертизу.

Еще одна пенсионерка в свое время пострадала в Вологде. Когда автобус тронулся с места, она не успела взяться за поручень и упала в проходе. На вопрос кондуктора «Что будем делать?», 61-летняя женщина ответила: ей нужно в травмпункт. После этого кондуктор принесла лист бумаги и ручку и предложила пострадавшей написать, что у нее нет претензий к водителю. Но писать женщина не могла: за нее это сделала все та же кондуктор, а пассажирка лишь поставила подпись. Все это время автобус продолжал движение. Когда травмированной стало совсем плохо, она попросила вызвать скорую помощь. Медики диагностировали перелом руки со смещением, о чем известили полицию. Действия водителя были квалифицированы как оставление места ДТП, а мировой судья лишил его права садиться за руль в течение года.


Что делать, если вы упали в транспорте

В салоне

Сообщить водителю о случившемся, попросить вызвать скорую помощь и ГИБДД.

 

При возможности записать регистрационный номер автобуса, фамилию и имя водителя, номер маршрута, время и место, где случилось ЧП, а также фамилии и телефоны очевидцев.

Если водитель не остановился, найти в автобусе информацию о страховой и транспортной компании. Записать эти данные или сфотографировать.

После выхода из автобуса

Сохранить билет, а выйдя из автобуса, вызвать скорую или обратиться в больницу, чтобы зафиксировать повреждения. 

Запросить у перевозчика акт о случившемся.

 

Пройти судебно-медицинскую экспертизу - обычно туда направляет ГИБДД или страховая компания.

Предъявить претензию компании-перевозчику с требованием компенсировать причиненный вред. Если не сработало - идите в суд.

 

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: