Удар по ушам
Откуда к нам «летят» магазины с шарами и агрессивной рекламой?
Эти торговые гастролеры курсируют из города в город, из микрорайона в микрорайон. Особые приметы - агрессивная наглядная, живая и звуковая реклама, гроздья воздушных шаров у входа. Цель - облапошивание доверчивых покупателей. В одном из таких магазинов побывал наш корреспондент.
Опасный «цирк»
В майские выходные целый квартал на улице Герцена расцветился яркими плакатами, извещающими о распродаже и больших скидках. Эти путеводители привели к входу с торца многоквартирного дома. Здесь еще веселее - рядом с шарами красуются разноцветные флажки и портновский манекен без головы. Сквозь группу людей авантюрной внешности, стоящих у дверей, проходить страшновато, но встречают они любезно, провожают по ступенькам в подвал. Вдоль стен маленького помещения плотно развешана верхняя одежда из разряда ширпотреб. Не успела оглянуться, как на плечи опускается полупальто из кожзаменителя. Чернявая молодая женщина расхваливает не столько товар, сколько самого покупателя. На это и расчет: «растаявшего» от комплиментов человека легче уговорить на покупку. Отвязаться от настойчивой продавщицы непросто. Вещь явно мала, но подносят такую же большего размера.
«Сидит как влитая, вы постройнели, помолодели лет на десять», - продолжает психологическую атаку сладкоречивая девица, называя цену - 20 тысяч рублей (на рынке такая же куртка стоит пять тысяч). «Сделаем скидку», - не отпускает она. Подтягивается группа поддержки, которая дружно убеждает приобрести товар, ласково жмется к ногам собачка в тужурке со стразами. Чтобы отбиться, пришлось доставать редакционное удостоверение.
- Мы ничего не нарушаем, - не смутились хозяева. - Музыку не врубаем, маркировка, сертификаты, договор аренды имеются.
На стене от руки оформленный уголок потребителя с копиями ОГРН и ИНН владельца бизнеса. Разрешают сфотографировать. На пальто из экомеха висят бирки-чипы.
- Только весной и надо покупать шубы, - убеждают продавцы. - Сезонная скидка 50%, стоили зимой 90 тысяч рублей, сейчас всего
45 (красная цена таких шуб на маркетплейсах - 15 - 20 тысяч рублей). Искусственные двусторонние дубленки продают за 30 тысяч рублей (не так давно коллега купила в обычном магазине за 12 тысяч).
Кассовых аппаратов нет.
- У нас ярмарочная торговля, можем работать без него, - находят отговорку бизнесмены.
Цены, как говорится, «на дурачка», но при рыночной экономике им предоставлена свобода. Все регулирует спрос. И покупатели находятся!
«Последний день одеждой торгуем, завтра начнем продавать обувь, приходите», - напутствовали меня. А юркий Максим даже пригласил на туротдых в Анапу, организатором которого он якобы является. Даже записал свой номер на настоящей пятирублевой купюре. Так вот откуда заезжие авантюристы… Уходила с ощущением, что побывала в цирке. А продавцы уже переключили свое внимание на пожилую гражданку, которую под руку привел с улицы долговязый «сотрудник».
Гипноз или развод?
«Была словно под гипнозом, как в сон провалилась, ничего не понимала», - признаются бабушки, когда наступает минута прозрения.
Но никакого гипноза нет. Магазины с шариками катаются по разным городам. Конфискат, банкротство, ликвидация товара, скидки, последний шанс, будет поздно, - вещают зазывалы в большие рупоры под бьющую по ушам музыку. За красивыми вывесками скрывается обычный развод покупателей.
Продавцы проходят специальные тренинги, чтобы отработать схему продажи. Вычислить ее несложно: «зазывала» заманивает прохожих на улице, затем «продажник» нахваливает товар, обещает скидки, обволакивает клиентов теплом и вниманием. Следующий типаж этой компании - «артист». Если «жертва» не хочет идти в магазин, он умоляет: у меня мама такой же комплекции, хочу сделать ей подарок, а куртка последняя, разрешите примерить на вас. При примерке «продажник» восхищается, «как хорошо на вас села вещь», склоняя клиентку к покупке, но «артист» выхватывает ее из рук и рассчитывается. Тогда находится еще одна такая же куртка, делают бонусом скидку и успешно впаривают ее уже плохо соображающей бабушке.
Возвратить товар не получится. «Деньги вернуть сразу не можем, у нас бухгалтерия в Москве, пишите заявление», - говорят продавцы. И люди его пишут, товар сдают, а коммивояжеры исчезают в неизвестном направлении.
Схемы разъездного маркетингового «зомбирования» населения приобрели размах по всей России. Действия продавцов, чуть не за руку приводящих пожилых людей в свои торговые точки, подпадают под ст. 159 УК РФ «Мошенничество». А мы мусолим тему и закрываем глаза, позволяя махинаторам зарабатывать бешеные деньги. Должна быть комплексная работа по пресечению их деятельности - Роспотребнадзора, полиции, административных органов, общественности, СМИ, создана четкая система борьбы с теми, кто наживается на доверчивости наших бабушек и дедушек. Эту задачу следует срочно решать на законодательном уровне.
Управы нет?
- Административных рычагов воздействия и оснований для пресечения такого рода торговой деятельности нет, - прокомментировали в департаменте экономического развития и туризма администрации Вологды. - Товар в мобильных торговых точках новый, визуально качественный.
В городской схеме нестационарных торговых объектов они не значатся, постоянно перемещаются с места на место, арендуя помещения, находящиеся в частной собственности, и у муниципалитета нет полномочий на их контроль. Конечно, в зданиях муниципальной собственности появление их исключено. Также проводится работа с ретейлерами, чтобы не пускали их на свои территории. По крайней мере, руководители «Макси», где особенно любили дислоцироваться иногородние торговцы, обещали, что больше на их площадях они не появятся.
Сейчас, когда освободилось много маленьких помещений, в том числе подвальных, они устремились туда. А вот что они точно нарушают, так это Закон «О рекламе», запрещающий звуковую рекламу на улицах населенных пунктов. Благодаря проведенным рейдам с полицией шумового маркетинга с их стороны стало меньше. Адресно помочь покупателям тоже проблематично, ведь они приобретают товар добровольно, а по закону все имущественные споры решаются в суде.
«Как крысы бегают из города в город, из точки в точку», - возмущается депутат Вологодской городской Думы Михаил Козырев, непримиримый противник подобных мобильных магазинов. Он уже не раз разбирался с ними, возвращал деньги обманутым пенсионерам, выдворял ушлых дельцов из своего микрорайона, заставлял убрать шары и рекламу. Он призывает всех здравомыслящих вологжан не позволять облапошивать доверчивых, словно дети, людей преклонного возраста.
Не проходят мимо торгового обмана и сотрудники Общества защиты прав потребителей в Череповце, где заезжие прохиндеи действуют особенно нагло. Выманивают деньги любыми способами, вплоть до того, что одну из бабушек повезли домой на такси, чтобы получить наличные. При этом ей всучили не ту куртку, а когда она принесла покупку назад, ее не приняли, а потом вообще выкинули за дверь вместе с пакетом. Защитники потребителей сумели призвать обидчиков к ответу. Другой гражданке помогли вернуть деньги за некачественный товар, проведя экспресс-экспертизу. Однако все эти меры точечные, радикально не решающие проблему.
Найти рычаги
Общественные организации по защите прав потребителей пытаются найти правовые рычаги для отстаивания интересов пострадавших покупателей. Забегая вперед, скажем, что ОГРН и ИНН владельца магазина с улицы Герцена оказались подлинными, выданными налоговой инспекцией Москвы, и «достать» его в случае чего возможно.
- По регистрационному номеру можно проверить контрагента на официальном сайте nalog.ru, - советуют правозащитники. - Но юридического адреса ИП там нет. Алгоритм действий покупателя, который решительно настроен отстоять справедливость, должен быть следующий: ни в коем случае не сдавать товар без отметки о принятии. Если вам в этом отказали, прийти с двумя свидетелями, которые подтвердят своими подписями на заявлении, что оно тогда-то вручалось продавцу в их присутствии, но не было принято. И готовить обращение в суд. В исковом заявлении указать, что претензия подавалась по последнему такому-то адресу магазина. И заявить ходатайство в суд, чтобы тот запросил адрес ИП, на который можно отправлять юридически значимые сообщения. А затем указать полученные данные в исковом заявлении.
Также советуем направить жалобу в налоговую инспекцию об отсутствии кассового аппарата в торговой точке, пока она не исчезла. Независимо от того, на какой системе налогообложения находится продавец, чеки потребителям он обязан выдавать в любом случае!
Комментарии (0)